Версия для печати

О претензиях «Газпрома» к российским дачникам

10 августа в центре Перми прошел коллективный пикет дачников из садоводческого товарищества «Ерепеты». На митинг вышли около 50 человек, недовольных претензиями, которые им выдвинул «Газпром». По словам одного из организаторов акции Светланы Бессоновой, порядка 120 дачных участков пермяков оказались в зоне минимального безопасного расстояния от газопровода «Нижняя Тура — Пермь», в связи с чем «Газпром» через суд добился постановления о сносе дачных построек, причем за счет их владельцев. Свою позицию корпорация объясняет заботой о безопасности людей. Абсурдность ситуации заключается в том, что собственники злополучных участков остаются владельцами номинально опасных земель и могут продолжать вести на них сельскохозяйственные работы. Таким образом «Газпром» и местные власти, в свое время выдавшие земли в границах охранной зоны, пытаются избежать выплаты компенсаций, связанных с переселением дачников.

«У людей есть необходимые свидетельства на землю, и никто ни о каком газопроводе не предупреждал, – рассказывает активистка движения дачников Ольга Полякова («Росбалт»). – В 2010 году газовики уже подавали иски о снесении домов, но тогда они их проиграли. Сейчас компания вновь подала иск, который был рассмотрен 28 июля в суде Пермского районного суда».

«От того, что мы снесем наши домики, угроза не уменьшится, – подчеркивает С. Бессонова («Business Class»). – Земельные участки у нас не изымаются, и мы можем находиться на них, вести сельскохозяйственные работы, можем поставить палатку и жить в ней. Получается, что вопросы сохранения жизни дачников в этом случае газовую компанию уже не интересуют?»

«Мы считаем, что у нас должны или выкупить эти участки, или принять меры по защите, может быть, какое-то техническое решение: установить какие-то датчики, капсулы, стены или просто вынести их (трубы газопровода)», – артикулирует требования пикетеров активистка («Интерфакс»).

Свою позицию манифестанты выразили в петиции, которая была направлена федеральным и региональным властям.

Между тем руководство компании не собирается отступать. Как пояснили в пресс-службе ООО «Газпром трансгаз Чайковский», «нахождение большого количества людей в охранной зоне и зоне минимального безопасного расстояния магистрального газопровода и ведение ими хозяйства, в том числе использование печей и электроприборов, топка бань, разжигание костров, могут в любой момент спровоцировать аварийную ситуацию» («Интерфакс»).

Факт возведения домов в особой зоне сотрудники «Газпрома» связывают с «отсутствием надлежащего государственного контроля» при оформлении правоустанавливающих документов на земельные участки.

В свою очередь источник в правительстве Пермского края выразил мнение, что «нельзя говорить о виновности только чиновников»: «Ведь владельцы газопроводов несут ответственность за своё имущество. Они должны следить за тем, какие объекты строят на территории, попадающей в потенциально опасные зоны» («В курсе.ру»).

По мнению Уполномоченного по правам человека в регионе Татьяны Марголиной, в сложившейся ситуации нельзя руководствоваться только буквой закона.

«Федеральный закон гласит, что снос всех строений в охранной зоне трубопровода обязан произвести их владелец, причем никаких компенсаций ему не полагается, – отмечает омбудсмен («Росбалт»). – То есть подразумевается, что собственник здания построил его на свой страх и риск, зная, что это незаконно. Однако были прецеденты, когда на участок с уже построенным домом накладывалась охранная зона. То есть сейчас мы ведем речь о защите тех, кто в силу разных обстоятельств не знал о наличии охранной зоны, или их не предупредил продавец, либо данные сведения отсутствовали в реестре. Я считаю, что тем людям, чьей вины по факту нет, кто не знал об охранной зоне, должна быть предусмотрена адекватная система компенсационных выплат. А относительно продавцов, которые провели незаконные сделки, должно быть судебное реагирование. Аналогичные иски могут быть и к органам местного самоуправления, если есть информация о том, что ограничения по использованию земельного участка были им известны. Сейчас прорабатывается вопрос о возможном внесении изменений в федеральное законодательство с целью урегулирования этого вопроса».

Ситуация с пермскими дачниками не уникальна.

Так, в подмосковном Хотьково должны быть снесены более 20 домов садового некоммерческого товарищества, которые попали в 150-метровую зону газовой станции. Защитить интересы дачников пытается председатель совета при губернаторе Московской области по правам человека Анатолий Кучерена.

«Ставить вопрос о том, чтобы эти люди были выселены без компенсации, абсолютно, на мой взгляд, нечестно и неоправданно», – заявил адвокат, отметив, что продолжает получать аналогичные жалобы и от других подмосковных дачников.

В начале августа под началом А.Кучерены была создана рабочая группа, в состав которой вошли представители «Газпрома», правительства Московской области, Росреестра и Росимущества. Судебные мероприятия по иску в отношении садоводческого товарищества приостановлены на время проведения экспертиз.

О противостоянии российских дачников и «Газпрома» знают в Кремле.

«Безусловно, обстоятельства везде разные, в каждом конкретном случае. Пока, наверное, не стоит говорить о каком-то массовом характере», – предположил пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков («Интерфакс»), отметив, что для защиты интересов домовладельцев имеются пути, закрепленные законодательством.

Директор МБПЧ Александр Брод: «Вместе с тем «о массовом характере» проблемы косвенно свидетельствуют данные, озвученные министром энергетики Московской области Леонидом Негановым. По информации министра, в одном только Подмосковье в опасной близости от газопроводов находятся около 6 тыс. жилых объектов».