Версия для печати

О трагедии в Озерах и Черемхово

С перерывом в несколько дней российские СМИ сообщили о резонансных ЧП в подмосковных Озерах и городе Черемхово Иркутской области. Жертвами трагических событий стали дети-сироты и дети с ограниченными возможностями здоровья.

Чудовищное преступление в Озерах, совершенное в апреле 2016 года, но раскрытое лишь спустя три месяца, потрясло всю страну. В ночь на 7 августа в полицию города поступило заявление от супругов Романа и Татьяны Черниковых по факту пропажи их приемной дочери Вероники. Молодые люди сообщили, что 6-летняя девочка исчезла из дома в период между 19:20 и 19:50, когда семья собиралась на прогулку. Девочка якобы опередила родителей, и догнать им ее не удалось. В течение двух суток правоохранители и волонтеры поискового отряда «Лиза Алерт» прочесывали лесной массив, расположенный неподалеку от дома, также были осмотрены все недостроенные и заброшенные здания в окрестностях.

9 августа на сайте Следственного комитета России была размещена следующая информация: «Следственными органами ГСУ СК России по Московской области по подозрению в убийстве 6-летней Вероники задержаны ее приемные родители и бабушка (п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ). Ранее сообщалось, что, со слов родителей, 6 августа 2016 года вечером девочка самовольно ушла с территории участка дома, где она проживала с семьей, после чего о ее местонахождении ничего не было известно. Однако 8 августа приемные родители девочки перестали выходить на связь и скрылись из поля зрения правоохранительных органов. В ходе слаженной и грамотной работы следователей, криминалистов ГСУ СК России по Московской области и оперативных сотрудников ГУ МВД России по Московской области удалось установить их местонахождение, а также получить сведения о причастности к исчезновению малолетней. Подозреваемые были обнаружены в поселке Серебряные Пруды на территории кладбища в состоянии сильного алкогольного опьянения. На допросе следователю приемные родители сообщили, что еще в апреле 2016 года девочка якобы утонула в ванной. Обнаружив это, они испугались и решили скрыть ее тело. С этой целью они сожгли его в костре. Длительное время им удавалось скрывать от всех исчезновение девочки, однако в августе, узнав, что со дня на день к ним домой должны прийти сотрудники органов опеки, разыграли так называемый «спектакль» с безвестным исчезновением дочери. В настоящее время проводится комплекс следственных действий, направленных на установление всех обстоятельств и мотивов совершенного преступления».

На последнем допросе Роман Черников признался, что смерть девочки наступила не в результате несчастного случая: он сам убил приемную дочь. Татьяна подтвердила показания мужа и указала место, где они развеивали прах ребенка. Приемная бабушка Вероники дала аналогичную информацию.

«В ходе осмотра места происшествия следователями-криминалистами ГСУ СК России по Московской области в доме подозреваемых, а также в сарае обнаружены многочисленные засохшие капли бурого цвета, похожие на кровь. Смывы отправлены для проведения экспертизы», – сообщили в пресс-службе ведомства.

В настоящее время убийца отправлен в СИЗО на 2 месяца. В здание суда он был доставлен в бронежилете и под усиленным конвоем – возмущенная толпа местных жителей хотела расправиться с ним.

Показательно, что в семье Черниковых, помимо Вероники, есть еще двое детей, один из которых также является приемным. Сейчас прокуратура Подмосковья выясняет обстоятельства усыновления.

«В связи с произошедшим проводится проверка деятельности управления опеки и попечительства регионального министерства образования по городским округам Кашира и Озеры. При наличии оснований будут приняты исчерпывающие меры прокурорского реагирования», — сообщил исполняющий обязанности начальника отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Московской области Павел Шанин.

Пристального внимания прокуратуры и следственных органов требует и ситуация в Черемховском психоневрологическом интернате и горбольнице № 1 Черемхово. В период с 24 июля по 11 августа в указанную клинику с симптомами кишечной инфекции были доставлены 26 (!) воспитанников интерната. С 5 по 12 августа в больнице скончались четыре девочки в возрасте 5-6 лет. Еще пятеро находятся в реанимации.

По факту массового заражения и смерти детей-инвалидов СУ СКР по Иркутской области возбудило уголовные дела по статьям «причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей» и «халатность». Директор интерната отстранен от должности, главврач больницы уволен.

По поручению министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой проверку в связи трагедией в Черемхово проводят Росздравнадзор и главный специалист по инфекционным болезням у детей Минздрава России Юрий Лобзин.

Расследование ЧП находится под личным контролем полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе Сергея Меняйло.

«Пока могу сказать одно: везде человеческий фактор, – заявил полпред после посещения Черемхово. – Отсутствие взаимодействия и координации действий со стороны всех ветвей власти. Об этом я сегодня на разборе сказал. И ряд решений уже по этому вопросу принят. Клеймо ставить пока не будем, но то, что результат, к сожалению, плачевный, то, что этот результат зависит от организации соответствующей, начиная от внутренней и заканчивая выше, это факт. А параллельно соответствующие правоохранительные структуры, они определят степень виновности каждого должностного лица, начиная от санитарки и заканчивая всеми остальными по вертикали».

Директор МБПЧ Александр Брод: «Дети-сироты, в том числе и имеющие инвалидность, остаются в России одной из самых уязвимых категорий граждан. СМИ регулярно сообщают страшные факты их гибели как в спецучреждениях, так и в приемных семьях».

21 марта текущего года 32-летний дьякон из Задонского района Липецкой области совершил насильственные действия сексуального характера в отношении своей 5-летней приемной дочери. После этого вместе с женой он до смерти избил девочку, используя подручные средства. Ребенок скончался от тупой травмы тела. В отношении супругов возбуждены уголовные дела по ст. 156 УК РФ (ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию приемного ребенка), п. «г», «е» ч. 2 ст. 117 УК РФ (истязание), п. «в», «д», «ж», «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство малолетней с особой жестокостью по предварительному сговору с целью скрыть другое преступление). Кроме того, убийца обвиняется по п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера) и ч. 3 ст. 30, п. «б» ч. 4 ст. 131 УК РФ (покушение на изнасилование). Приемным родителям грозят пожизненные сроки. В пресс-службе СУ СКР по Липецкой области также сообщили о возбуждении уголовного дела по факту халатности органов опеки (ч. 2 ст. 293 УК РФ).

7 июня Шебалинский районный суд Республики Алтай признал 57-летнюю местную жительницу виновной в смерти 3-летней приемной девочки. 15 июня прошлого года женщина избила ее руками и пластиковой выбивалкой для ковров. От полученных травм ребенок скончался. Убийцу приговорили к 11 годам лишения свободы.

Всероссийскую огласку получило шокирующее своими подробностями «дело Мосейцево», судебные слушания по которому ведутся с марта этого года. По версии обвинения, в ноябре 2014 года в одноименном религиозном приюте в Ростове Великом три настоятельницы приюта убили 13-летнюю воспитанницу. На теле девочки были обнаружены 29 телесных повреждений, причиной смерти стала черепно-мозговая травма. По словам старшего помощника руководителя СУ СКР по Ярославской области Кристины Гузовской, причиной побоев явился отказ девочки принимать пищу.

В ходе следственных мероприятий выяснилось, что одна из работниц приюта – 67-летняя одинокая пенсионерка – является приемной матерью сразу шести девочек. Все они не посещали школу, им также запрещалось играть в игрушки. Пожилые наставницы регулярно избивали их.

«С января 2009 года по август 2014 года все подсудимые систематически избивали детей деревянными прутьями, шнурами от электрических бытовых приборов и палками, – рассказывает К.Гузовская. – Они привязывали их за руки веревкой или металлической цепью к кроватям и в таком положении удерживали длительное время».

«По данным следствия, истязания применялись в воспитательном процессе в связи с неисполнением требований, – поясняет старший помощник ростовского межрайонного прокурора Владимир Фуртов. – Применяли различные предметы, наносили удары по различным частям тела».

«Наиболее тяжкие преступления инкриминируются Гусмановой Рифе Иксановне, которая обвиняется в совершении причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшей. А также ей инкриминируется статья 117 УК – истязание группой лиц в отношении малолетней», – рассказал представитель прокуратуры.

За совершение особо тяжкого преступления Гусмановой грозит до 15 лет лишения свободы, другие сотрудницы приюта Мосейцево могут получить до 10 лет заключения.

Директор лаборатории психологической безопасности, независимый наблюдатель Александр Галанов предлагает ряд мер по защите детей в приемных семьях. Несколько пунктов из данной программы приводит интернет-ресурс «БЕЗФОРМАТА.RU»:

«1. Поставить под особый контроль семьи, отказывающиеся от посещения врача (в приюте у детей не было даже медицинских книжек). Программа максимум – принятие федеральных законов, обязывающих:

- проходить с ребенком ежегодную диспансеризацию, что позволит отслеживать здоровье и протекание заболеваний и способов их лечения детей с заболеваниями и выявить необходимую родителям помощь;

- сдавать ежегодные экзамены или проверочные работы в том случае, если ребенок не посещает школу.

  1. Совместно с представителями Общественной палаты и экспертами (психологами и юристами) проверить деятельность организаций, приютивших детей, на предмет эксплуатации (прошение подаяний, работа и т. д.), основания, на которых дети находятся там, способы контроля, источники финансирования, обеспеченность детей необходимыми условиями для здоровья и развития.
  2. Организация спонсорской помощи на приобретение малообеспеченным и многодетным семьям противопожарных одеял (кошм), газовых самозатухающих плит. Это даст возможность предупредить до 80% пожаров и взрывов, что предупредит возникновение трагедий, подобных пожару в Песочном и взрыву дома в Ярославле.
  3. Выявление психического и физического насилия над детьми через мониторинг социальных сетей и проверка на местах. Для контроля создание экспертной группы, в которую входили бы представители многодетных матерей, волонтеры, помогающие сиротам и малообеспеченным, юридическая служба Общественной палаты».

«Нам всем следует помнить, что в закрытых семьях или «приютах» может быть все что угодно, – резюмирует эксперт. – Неограниченная власть над ребенком развращает и сводит с ума».

По информации председателя СК России Александра Бастрыкина, в 2015 году 201 несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей, был признан потерпевшим по уголовным делам; 76 пострадавших являются воспитанниками интернатов и детских домов; из них 18 детей стали жертвами сексуального насилия.