Версия для печати

О переселении россиян из ветхого и аварийного жилья

8 августа из Госдумы был спешно отозван законопроект, согласно которому жители аварийных домов могут быть переселены в другие регионы. С этой инициативой 1 августа выступили депутаты от партии «Единая Россия»: заместители председателя комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Павел Качкаев и Александр Сидякин и первый заместитель председателя комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству Мартин Шаккум. Отзывая документ, П.Качкаев пояснил, что законопроект нуждается в доработке. Он также признал правоту оппонентов, справедливо отмечавших риск давления муниципальных властей на граждан при их переселении в другие регионы и субъекты РФ.

«Безусловно, рычаги воздействия у муниципалитетов есть, и такие опасения существуют. Поэтому сейчас необходимо предусмотреть дополнительную защиту граждан, чтобы не было произвола на местах», – согласился парламентарий.

5 августа с резкой критикой поправок выступила председатель думского комитета по социальной политике Ольга Баталина («ЕР»). Она обратилась к коллегам по партии с просьбой отозвать сомнительный законопроект. По мнению депутата, этот документ может быть использован как репрессивный инструмент.

«Человека можно поставить в такую ситуацию, когда он даст "добровольное" согласие и уедет из престижного района, где прожил всю жизнь, на выселки. Никаких механизмов защиты от таких ситуаций закон не содержит. На мой взгляд, в таком виде он содержит слишком большую свободу действий для власти и не может быть принят», – заявила О.Баталина.

«...Жители аварийного дома в престижном районе города будут выселены на окраины, а то и за пределы города. И даже дадут на это вынужденное согласие под давлением властей», –  пояснила депутат.

«Законопроект лоббировал минстрой, возможно, они и хотели выполнить постановление правительства, но инициатива не соответствует нашим правам, и я бы ее не поддержала», – прокомментировала документ председатель комитета Госдумы по ЖКХ Галина Хованская («Справедливая Россия»).

Против принятия поправок высказался и министр строительства и ЖКХ Михаил Мень.

Напомним, что в настоящее время новое жилье должно быть предоставлено в пределах того региона, где находится расселяемый дом. Переселение в другой населенный пункт возможно только с согласия жильцов и в особых случаях, предусмотренных законом.

Анализируя предложение единороссов, эксперт Центра передовых технологий РАНХиГС Игорь Кокин («Ведомости») отмечает, что аварийных домов немало в небольших населенных пунктах, где строительство многоэтажных комплексов нерентабельно и откуда люди сами стремятся уехать. Для подобных мест подобный закон мог бы стать благом, считает специалист. Однако в этом случае в документ необходимо внести как минимум две принципиальные поправки: 1) переселение по данной программе может быть осуществлено лишь по согласию собственника или нанимателя, 2) закон должен быть распространен только на населенные пункты, в которых проживают не более 50 тыс. человек.

В свою очередь политолог Алексей Макаркин («Ведомости») заявил, что «те, кто занимается выборами, и те, кто занимается экономикой и лоббированием чего-либо, живут в разных измерениях». Аналитик отмечает, что дискуссионный документ написан так, что допускает двойное толкование, и в соответствии с ним жителей столицы можно переселять в дальнее Подмосковье.

«Единороссы пытаются максимально купировать имиджевый ущерб. Это пример отсутствия политического правительства – в других странах в предвыборный период устанавливают мораторий на такие заявления, но у нас правительство технократов, и такие ляпы – следствие того, что у чиновников и депутатов просто разные графики и скорости», – подчеркивает эксперт.

Между тем проблема переселения из ветхого и аварийного жилья остается одной из самых болезненных в сфере российского ЖКХ. Так, первоначальный план расселения граждан из аварийного фонда до 2017 года следует считать невыполненным. Премьер-министр Дмитрий Медведев уже объявил программу переселения бессрочной, фактически лишив очередников конкретных временных ориентиров и надежды на скорейшее разрешение насущного вопроса.

Между тем россияне, десятилетиями ждущие возможности расстаться с непригодным для жизни жильем, все чаще заявляют о своих правах на массовых собраниях.

В феврале 2016 года более 100 жителей Карпинска Свердловской области вышли на митинг из-за провала программы переселения из ветхого и аварийного жилья. Вину за срыв проекта горожане возлагают на экс-мэра Карпинска Сергея Бидонько, в настоящее время возглавляющего областной минстрой. По словам депутата Законодательного собрания региона Вячеслава Вегнера, к нему поступило более 360 жалоб на качество предоставленных квартир.

«Люди жаловались на качество домов, куда их переселили из ветхого и аварийного жилья. Это и плесень, это и протечки крыши», — сказал парламентарий («УрБК»).

«Министр строительства Бидонько заявлял, что никто не обращался с этой проблемой. Я получил множество свидетельств, что люди жаловались, но их вопросы никто не решал. Администрация проявила неспособность вести диалог с людьми. Жильцам предложили устранить недостатки за свой счет. Однако это звучит странно, поскольку средства на строительство были выделены из бюджета», — отметил депутат.

Местные парламентарии подчеркивают, что ряд аварийных домов – полуразрушенных бараков, в которых проживают пенсионеры и выпускники детских домов, – власти не планируют расселять вовсе.

«Мы пообщались с детьми-инвалидами. Одного из них поселили в полуразрушенном бараке на втором этаже. У парня нет ног, а в доме ничего не оборудовано для инвалидов. Это зона ответственности министерства социальной защиты, но они игнорируют проблему», — отмечают народные избранники («УрБК»).

Как сообщается, в 2015 году недочеты были найдены на 24 объектах в Ревде, Камышлове, Заречном, Красноуральске, Реже, Сухом Логу и других городах Свердловской области.

20 июля на пикет к памятнику Ивану Сусанину вышли жители ветхих домов Костромы. Участники манифестации потребовали от мэрии ускорить расселение аварийного жилья, построенного еще в XIX веке. Отчаявшиеся костромичи заявили, что вынуждены жить в ужасающих условиях, которые становятся причиной тяжелых болезней и смертей их детей.

«Весной и осенью в период дождей мучаемся от блох и крыс, – пишет жительница одного из таких домов Светлана М. – От сырости в доме растут грибы, на стенах и обоях плесень. В доме все от малого до большого болеют бронхитом… В феврале 2015 года от гриппа и осложнения на легкие умерла моя дочь трех с половиной лет».

Как указали участники акции, межведомственная комиссия встала на их сторону. «Считаем целесообразным произвести отселение жителей», – говорится в официальном заключении. Однако мэрия заявляет об отсутствии бюджетных средств на расселение.

«Предоставлять жилые помещения определенным категориям граждан в настоящее время не представляется возможным», – сообщает первый заместитель главы администрации Костромы Олег Болоховец.

Вокруг программы переселения и распределения бюджетного жилья множатся скандалы. СМИ сообщают о них буквально каждый день.

Так, 10 августа стало известно, что в Астраханской области до сих пор не выполнен план переселения 2015 года: запланированное переселение 949 граждан не завершено. В связи с этим прокуратурой области председателю правительства области внесено представление. Сообщается, что ответственное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, а  на реализацию мероприятий по переселению граждан из областного бюджета выделены дополнительные ассигнования.

11 августа врио губернатора Забайкальского края Наталья Жданова проинспектировала исполнение региональной программы по переселению граждан из аварийного жилья. В ходе проверки глава региона сделала заявление, в котором обвинила некоторых руководителей районов в неисполнении программы.

«Неудовлетворительно обстоит дело с исполнением программы переселения из ветхого жилья в Могоче и Могочинском районе, Хилокском районе, в Вершино-Дарасуне Тунгокоченского района, в городе Борзе. Считаю, что причина сложившейся ситуации – это вина руководителей районов и ответственных за исполнение программы на местах», – сказала Н.Жданова.

11 августа «Российская газета» сообщила о визите в Приморский край лидера «Справедливой России» Сергея Миронова. В ходе поездки парламентарий встретился с губернатором региона Владимиром Миклушевским и высказал ему претензии по поводу неэффективной реализации программы переселения. В качестве примера С.Миронов привел историю с постановкой на капремонт двухэтажного барака, подлежащего сносу.

«Более того, не только поставлен, начали делать! Знаете, что сделали? Поставили пластиковую дверь. Такие дома нужно сносить и не тратить деньги плательщиков. Раньше был такой киножурнал "Фитиль". Это просто сюжет оттуда», – заявил политик.

11 августа в Оренбургской области за мошенничество при переселении граждан из аварийного жилья были осуждены глава администрации Пономаревского сельсовета Александр Михин, заведующая отделом ЗАГС районной администрации Оксана Шерстнева и бухгалтер администрации Пономаревского сельсовета Елена Логинова. Было установлено, что в 2012–2013 годах преступная группа под руководством А.Михина незаконно отчуждала муниципальные квартиры в частную собственность, а затем в рамках программы переселения из ветхого и аварийного жилищного фонда получала новые квартиры. Чиновники признаны виновными в покушении на мошенничество и мошенничестве, повлекшем лишение граждан прав на жилое помещение, сообщает «Regnum». Михин приговорен к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, Шерстнева — к 2 годам лишения свободы исправительной колонии общего режима, Логиновой назначено условное наказание.

В Архангельской области чиновники запутались в показателях по исполнению майских указов Президента России в части расселения граждан из  ветхого и аварийного жилья. Информационно-аналитическое издание «Эхо СЕВЕРА» приводит примеры несоответствия между данными областного правительства и регионального агентства по печати и СМИ. Расхождения имеют место как по количеству людей, получивших новое жилье, так и по выделенному переселенцам метражу.

«Давайте сравним показатели, – предлагает издание. – Например, с количеством человек, получивших жилье экономического класса. По версии официального сайта правительства Архангельской области, их "около семи тысяч". А если суммировать данные по годам из ответа агентства, выходит 7459 человек. Аналогичное расхождение присутствует в отчетности по квадратным метрам жилья. Согласно официальному ответу агентства получается, что в период 2013–2015 годов в Архангельской области введено в эксплуатацию 433,6 квадратного метра жилья. Но согласно данным, размещенным на сайте областного правительства, с 2013 года расселено более 115 тысяч квадратных метров аварийного жилья».

«Мы, конечно, понимаем, что 433,5 это "более 115", но не до такой же степени... Но, скорее всего, здесь дело в другом. Помните, в Советском Союзе было выражение "правда для внутреннего потребления" и "правда для внешнего потребления". Создается ощущение, что тот же принцип до сих пор работает в правительстве Архангельской области. Нельзя исключать, что чиновники в отчетах в Санкт-Петербург и Москву указывают одни показатели ("правда для внешнего потребления"), а на сайте областного правительства и в официальной прессе ("правда для внутреннего потребления") – другие данные. Поскольку люди, живущие в Архангельской области, ежедневно видят, какими темпами здесь мало что делается, "смешить" высокими показателями достаточно наивно», – констатирует автор материала.

11 августа представители регионального отделения ОНФ в Липецкой области посетили поселок Ключ жизни, расположенный в Елецком районе. Местные жители, получившие в 2014 году 18 квартир в доме по улице Зеленой взамен своих в аварийных домах, рассказали, что оказались заложниками «нового аварийного жилья».

«Невооруженным взглядом видно, что дом сдан с многочисленными недоделками. Лестничные пролёты потрескались, крыша протекает, ливневые стоки вообще не предусмотрены при строительстве. Пол в подъезде буквально рассыпается под ногами. В квартирах у людей – плесень, в подвале постоянно скапливается вода. Администрация Елецкого района по нашей просьбе дала указание подрядной организации сделать отмостку вокруг дома, чтобы укрепить основание здания», – говорит руководитель региональной рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» в Липецкой области Елена Родионова («АИФ»).

По данному факту региональное отделение ОНФ собирается подготовить обращение в прокуратуру.

Директор МБПЧ Александр Брод: «В целом эксперты ОНФ отмечают, что выполнение майских указов Президента РФ в части предписаний по переселению из ветхого и аварийного жилья, по данным 2015 года, находится на уровне 87%. При этом в 13 регионах РФ за прошлый год уровень их исполнения не превысил даже 50%».

«К настоящему времени регионы России смогли расселить 5,7 млн. квадратных метров, хотя в оставшиеся всего 17 месяцев им предстоит расселить чуть больше такого же объема аварийного жилья», – заявляли специалисты ОНФ в мае 2016 года (ТАСС).

Своим взглядом на проблему аварийного жилья в России делится председатель комиссии по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ Общественной палаты РФ Игорь Шпектор («Pravda.Ru»): «Количество ветхого и аварийного жилья у нас огромное. И поэтому если сегодня на аварийное жилье выделяются из фонда реформирования ЖКХ определенные средства в различные регионы (плюс софинансирование идет из региональных фондов и из местных субъектов), то, к великому сожалению, целый ряд субъектов эти деньги не осваивают. Это касается таких субъектов, как Архангельская область, Забайкалье, Республика Коми. В 2014 году отставание по освоению средств было значительным.

Поэтому решения Президента Российской Федерации и правительственные постановления ведут к тому, что нужно сделать инвентаризацию всего жилого фонда России. Кто будет делать инвентаризацию? То ли это будут делать субъекты федерации, то ли примут решения на местном уровне? Я как председатель комиссии Палаты Российской Федерации считаю, что более честно сделать это на местном уровне с участием управляющей компании и товарищества собственников жилья. Ответственности будет больше».

«Также надо определить ответственность за снос аварийного жилья, – предлагает общественник. – Штрафные санкции, они очень высокие — 5000 рублей за каждое несданное помещение. Получаются миллионы, которые приходится платить из бюджета субъектов федерации, а не из кармана заместителей губернаторов по жилищно-коммунальному хозяйству или министров жилищно-коммунального хозяйства в субъектах федерации. Когда они будут нести материальную ответственность, думаю, ситуация может несколько улучшиться».

По мнению директора Центра градостроительных компетенций РАНХиГС, архитектора Ирины Ирбитской, в решении проблем переселения из ветхого жилья нужно дать больше полномочий регионам.

«Проблема реализации программы по переселению из ветхого и аварийного жилья, как всегда, в вертикали власти. Невозможно управлять такой сложной системой, как переселение, исключительно на федеральном уровне. В этой системе нужно дать больше полномочий региональным властям и элементарно добавить денег. Естественно, и ответственность целиком и полностью стоит переложить на региональные власти без отсыла к федеральной. Только в этом случае можно что-то изменить, – приводит слова архитектора «Давыдов.Индекс». – Решить проблему поможет интеграция малого и среднего бизнеса в правительство. Малый и средний бизнес может реализовывать строительные проекты небольшого формата гораздо быстрее и качественнее, чем крупные компании или исключительно федеральная власть».

«Кроме того, нужно интегрировать финансовые системы развития, которых сейчас в России нет. У нас только кредиты и ипотека — чего, естественно, недостаточно для решения возникающих проблем. Можно изучить опыт развитых стран, посмотреть опыт решения этой проблемы в Европе и пытаться применить такие же инструменты у нас. Текущие инструменты физически не справятся с 60-процентным износом жилья в Российской Федерации», – констатирует И.Ирбитская.