Версия для печати

О признании произведений Босха «непристойными»

11 августа Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала центр дизайна Artplay media виновным в распространении «неэтичной рекламы» мультимедийной выставки «Босх. Ожившие видения», приуроченной к 500-летию кончины крупнейшего мастера Северного Возрождения. Чиновников возмутили визуальные цитаты из самой известной работы Иеронима Босха – триптиха «Сад земных наслаждений» (музей «Прадо», Мадрид), посвященного греху сладострастия.

«ФАС вынес определение признать рекламу непристойной, а на компанию Artplay media был наложен штраф в 100 тысяч рублей», – рассказали «РИА Новости» оштрафованные. Кроме того, антимонопольная служба потребовала демонтировать все «противоправные» постеры.

«Формально нас еще не оштрафовали, – пояснила радиостанции «Говорит Москва» пресс-секретарь Artplay media Наталья Рубина. –  Формально ФАС только вынесла предписание о том, что наша реклама нарушает определенную статью и признана непристойной. Вчера нам это предписание пришло. Финальное рассмотрение дела назначено на 5 сентября, и тогда будет решаться вопрос, какой именно штраф нам присудят».

Как сообщается, разбирательство инициировал анонимный житель Москвы, который счел себя оскорбленным, увидев  плакат с обнаженными людьми на Гончарной улице, дом 38.

«В результате рассмотрения материалов по делу комиссия ведомства пришла к выводу, что в целом изображенные в рекламе выставки образы людей носят непристойный характер, что противоречит требованиям части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», – говорится на официальном сайте ФАС России.

По словам Н.Рубиной, Artplay media нашел защиту в лице департамента культуры. В официальном заключении ведомства указан очевидный факт: «Сад земных наслаждений» является художественным произведением, его семантика символична и аллегорична. Иным и не могло быть эстетическое сознание Ренессанса. Начальник управления музейно-выставочной работы департамента Антон Горянов подчеркивает, что анализируемое изображение «высокохудожественное, имеет символическое содержание и не носит непристойного характера».

«Но нам, несмотря на то, что мы с этим заключением обращались в ФАС, это не помогло, – отмечает Н.Рубина. – Нам дали понять, что да, возможно, но все равно размер штрафа будет какой-то минимальный, видимо. Полностью нам избавиться от штрафа, похоже, не получится».

Абсурдное обвинение в адрес художника, умудрившегося спустя пять веков после смерти нарушить российское законодательство, стало предметом активного обсуждения в российском медиапространстве.

«Мы давно наблюдаем попытки разных, скажем так, властных органов разоблачать и пресекать пропаганду наркотических средств или там алкоголизма, – размышляет обозреватель радиостанции «Вести ФМ» Антон Долин. – Я с трудом себе представляю безумца, который станет алкоголиком после прочтения поэмы «Москва – Петушки», по-моему, наоборот, после этого можно только моментально завязать, как завязать с наркотиками после прочтения книги Ирвина Уэлша «На игле». Это самые такие очевидные примеры. Или там «Роман с кокаином» Михаила Агеева – классическая вещь, или «Морфий» Михаила Булгакова, ясно, что они антинаркотические. И то же самое с Босхом. Он был христианином и довольно-таки истовым, потому что он входил в Братство Богоматери в городе Хертогенбосе, где он жил чуть больше 500 лет тому назад. Только что позавчера исполнилось 500 лет со дня его смерти. Он был очень набожным, он исполнял очень многие полотна, точнее говоря, доски это были, свои живописные работы по заказу этого самого братства. И там много религиозных триптихов, там вся жизнь – рождение и смерть Христа. Понятно, что, изображая полотно с гигантским количеством голых людей, которые предаются всяким радостям, вряд ли он хотел… То есть, наверное, в какой-то степени он хотел и воспеть это все, но вряд ли он пропагандировал что-то нехорошее. Я напомню, что это триптих: слева там изображен рай, сотворение человека, где человек наг и невинен, а справа, напротив, ад, в котором эти нагие люди, как их и изображали в любых изображениях ада, страдают от последствий того, что происходит в той самой центральной части, которая и цитировалась».

«Я в этом году был на двух юбилейных выставках Босха, – продолжает А.Долин. – И на второй из них – в «Прадо»... – я видел впервые в жизни «Сад земных наслаждений», выставленный очень близко. Ты можешь прямо подойти к картине и рассмотреть...  Я был под огромным впечатлением не только от живописного мастерства Босха – это понятно, это не обсуждается, – а от того, что люди, изображенные там, изображены совершенно не назидательно, то есть тебе может показаться, что они страдают, а может показаться, что им нравится то, как они существуют в этих трех измерениях: сотворения человека, или же рождения, жизни, смерти и посмертного существования уже в этой парадоксальной загробной жизни».

«Я видел рекламный плакат этой выставки, – рассказывает в эфире радиостанции «Эхо Москвы» публицист и кинопродюсер Сэм Клебанов, – совсем рядом с моей московской квартирой, где я сейчас живу. И я прошел, обратил внимание, но сейчас думаю, что, если бы я знал, что неприличное что-то есть, пригляделся бы повнимательнее, чтобы неприличное там найти. Потому что я пытаюсь сейчас вспомнить, ничего такого я не увидел. Но на самом деле это просто иллюстрирует качество тех законов, которые в данном случае применяются».

«Законы эти довольно абсурдны, – отмечает гость студии. – И если следовать этим законам о приличиях, о возрастных границах, мы можем вообще половину, даже большую часть всех произведений искусства сделать неприличными и посчитать, что они наносят ущерб детской психике. Кто-то из моих знакомых пишет в «Фейсбуке», что ребенку не продали книгу Виктора Гюго «Отверженные», которую задали в школе – домашнее чтение. Я слышал товарища рингтон, песня из «Бременских музыкантов»: «Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету». Я тут же вспоминаю федеральный закон о защите детей от наносящей им урон информации. Там есть такой пункт: пропаганда бродяжничества. Вот мультфильм – это абсолютная пропаганда бродяжничества. Тоже неприлично, это тоже 18+. И так как такие моменты неприличия раскиданы повсюду, и понятно, все сразу не запретить, даже просто невозможно, требует слишком много человеко-часов, чиновничьего времени. А у них там много других есть не менее важных дел. То, например, поиск недавно был экстремизма в новой книге о Гарри Поттере. Так вот, получается так, что периодически будут что-то выхватывать из культурного пространства, объявлять неприличным или запрещенным для детей, мы каждый раз будем удивляться. Но удивляться тут нечему. Потому что есть такие законы. Их приняли. Их приняла Госдума. Я вот вообще как иностранец могу только отметить их существование, сказать, что, когда я нахожусь в России, я должен им следовать. Но для граждан России это такое некое сообщение. Вот такие законы. Такие законы принимает Госдума, и запрещать и объявлять неприличным согласно этим законам можно все что угодно».

«Я не думаю, что кто-то радуется, не думаю, что есть люди, которые радуются тому, что их защитили от Босха, – резюмирует С.Клебанов. – Ну, кроме, может быть, тех активистов, которые написали письмо».

Директор МБПЧ Александр Брод: «Вмешательство чиновников и правоохранителей во внутренние дела искусства может быть нелепым и анекдотичным, как в случае с Босхом, которому, конечно, не убудет от бдительности сотрудников ФАС. Иные чувства вызывает скандал годичной давности вокруг оперы «Тангейзер», когда режиссер Тимофей Кулябин едва не получил наказание по статье об «оскорблении чувств верующих». Эта же участь могла постичь пушкинскую «Метель» в Русском драматическом театре Удмуртии и пьесу «Банщик», поставленную в драмтеатре Пскова.

В искусстве неизбежны дискуссии о художественном качестве, о профессиональном уровне произведений литературы, театра, изобразительного искусства, кино. В конце концов, ценность и привлекательность художественного процесса – в его актуальной неотрывности от быстротекущей жизни. Однако важно не забывать, что вынесение критических суждений – привилегия специалистов-искусствоведов, критиков, чутких зрителей и самих мастеров искусства, а не людей в погонах».