Версия для печати

О погроме цыганских домов под Одессой

В ночь на 28 августа в селе Лощиновка Одесской области местные жители устроили самосуд над своими соседями – цыганами-ромами.  Около трехсот разъяренных людей выбивали двери и окна в домах, где в течение уже трех лет проживали цыганские семьи, врывались внутрь и громили имущество. Сами хозяева успели скрыться и избежать расправы.

Ненависть селян вызвало зверское убийство 9-летней девочки, предположительно, совершенное 20-летним цыганом. Тело ребенка с множественными колотыми ранами было найдено утром 27 августа в заброшенном доме. Преступник был задержан с помощью полицейских собак. Как сообщили в правоохранительных органах, он начал давать признательные показания, но затем отказался от них. Следствию предстоит провести экспертизу на предмет изнасилования школьницы.

Погром удалось остановить только усиленным нарядам полиции. 29 августа в Сети было размещено видео, на котором запечатлены правоохранители, выводящие из опасной зоны трех цыганок. Украинские СМИ сообщают, что погромщики попытались догнать женщин в поле. Чтобы спасти беглянок, полицейским пришлось взять их в кольцо.

После погрома жители Лощиновки собрали народное вече и выдвинули ультиматум: либо все 12 цыганских семей уезжают из поселка, либо их дома будут сожжены. Представители местных властей беспрекословно согласились с этими требованиями. На утро 29 августа было запланировано выселение ромов. Правоохранители пообещали организовать коридор, чтобы цыгане смогли забрать свои вещи, не опасаясь новых атак.

«Достигнута договоренность, что тем ромам, которые проживали в Лощиновке, завтра с 9.00 до 11.00 будет дана возможность мирно забрать свои вещи и выехать из села», – рассказала глава Измаильского районного совета Валентина Стойкова в эфире телеканала «112 Украина».

«Далеко эти ромы не уедут, они осядут в Измаильском районе», – предположила чиновница.

Между тем цыгане отказались возвращаться в разрушенные дома.

«Вчера на всеобщем собрании было принято решение, что сегодня утром будут направлены специальные автомобили, и ромы смогут вывезти свои вещи. Однако сейчас там никого нет, и никто ничего не забирает», – рассказала спикер главного управления Национальной полиции в Одесской области Анастасия Якубенко («News one»).

«Да, они не приехали, – подтвердил руководитель регионального МВД Георгий Лорткипанидзе («112 Украина»). – Задача полиции – обеспечить общественный порядок. Если они придут, мы готовы обеспечить им безопасность».

По факту погромов возбуждено уголовное дело по статье 194 («Уничтожение или повреждение имущества»).

Директор МБПЧ Александр Брод: «Показательно, что акт коллективного варварства с явным ксенофобским подтекстом не только не получил осуждения, но и был поддержан высшим руководством области. Так, губернатор Михаил Саакашвили пообещал принять меры, «чтобы эти наркоторговцы, эти преступники, которые создают питательную среду для насилия, себя не чувствовали вольготно». Между тем признание «преступным» и «криминальным» целого этноса навевает совершенно определенные исторические ассоциации».

Два месяца назад адвокат украинского Правозащитного фонда «Развитие» Ирина Лисничка пророчески заявила: «Закон о дискриминации не защищает от дискриминации представителей ромского нацменьшинства».

«Неблагоприятные условия для развития ромского меньшинства, которые формируются через прямые и завуалированные дискриминационные действия в социальной, экономической, этнической и территориальной сферах, исключают возможность интеграционных процессов представителей ромской общины в украинское общество, – указала эксперт. – Более того, привести доказательства дискриминационных действий такого рода пока фактически невозможно. К примеру, в течение последних четырех лет не было выиграно ни одного дела о дискриминации ромского национального меньшинства».

Юрист отмечает, что действующий закон не устанавливает альтернативной уголовной ответственности за совершение дискриминационных действий и переадресовывает проблему Уголовному кодексу Украины, что приводит к невозможности практического применения юридических норм.

«Вместе с этим ромское национальное меньшинство сталкивается с постоянной и систематической дискриминацией почти во всех сферах общественной жизни, включая доступ к образованию, жилищных услуг, здравоохранения, трудоустройства, социальных услуг», – подчеркивает И.Лисничка.

«К примеру, дискриминацией ромов в доступе к сфере здравоохранения являются: отсутствие медицинских учреждений в местах компактного проживания ромов; нежелание медицинского персонала скорой помощи посещать ромские поселения; открытая, прямая дискриминация представителей ромского нацменьшинства в учреждениях здравоохранения, которая проявляется в языке вражды и игнорировании потребностей ромов. Что касается социальной и трудовой сфер, то представители ромского меньшинства часто не могут устроиться на работу из-за ромофобского отношения к ним, которое является проявлением прямой дискриминации. Часто низкий образовательный уровень является эффективным прикрытием для работодателей, которые не принимают на работу ромов, производя фактически прямую дискриминацию по этническому признаку на рынке труда», – поясняет эксперт, выступая с инициативой проведения мониторинга национальной судебной практики по рассмотрению дел по дискриминации.

Комментируя инцидент в Лощиновке, публицист Сергей Митрофанов («Life.ru») неслучайно вспоминает громкое «дело Бейлиса» столетней давности, когда убийство ребенка стало поводом для беспрецедентной  антисемитской кампании, вылившейся в нападения и погромы. Очевидные параллели поражают: «И тогда и сейчас место драмы — Украина. Тогда — под Киевом, сегодня — под Одессой. И в тот раз речь шла и идет о зверском убийстве. Тогда, в 1911 году, — двенадцатилетнего мальчика. Сегодня, в 2016-м, — восьмилетней девочки, на теле которой обнаружились следы насилия. Тогда убийство приписывалось еврею и реанимировало так называемый «кровавый навет» — обвинение евреев в ритуальных убийствах младенцев. Сегодня предполагаемым виновником оказался цыган, что вызвало беспорядки людей, очевидно, уверенных в извечной порочности цыган по определению. И в 1911 году, и в 2016-м амальгама из расовых фобий и конкретных инцидентов привела к погромам. В 1911-м они вообще планировались чуть ли не официально совместно с властями. Однако в XXI веке такое уже невозможно. Поэтому когда толпа из трех сотен людей попыталась реализовать свой гнев к инородцам, разрушая дома общины цыган, в которой жил задержанный, власти направили в район дополнительные полицейские подразделения».

«Оправдание Бейлиса обернулось победой либералов, – напоминает С.Митрофанов. – Однако как будут развиваться события на Украине сегодня, еще неизвестно. <...> Украинское общество по понятным причинам измучено свалившимися на него невзгодами, а внутри основательно разделено на пророссийско и проукраински настроенных граждан: и по отношению к статусу национального языка, и по тому, кого, например, считать виновником пожара в Доме профсоюзов в Одессе. Поэтому проецирование любых «своих» неурядиц на любых «чужих» субъектов социума становится все более вероятным, как и то, что поводом могут воспользоваться политические провокаторы, желающие социального взрыва пусть даже и в связи с резонансным, но в то же время и достаточно тривиальным убийством на сексуальной почве».

«Как бы удачно ни разрешилось дело Бейлиса в 1911 году, оно все равно оказалось вписанным в пролог Первой мировой войны… Можно только пожелать, чтобы случай в Лощиновке не вписался ни в какие прологи», – заключает публицист.