Версия для печати

О включении «Левада-центра» в список иностранных агентов

5 сентября авторитетный российский аналитический центр статистических исследований имени Юрия Левады был включен в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента». Внеплановая проверка Минюста проводилась после обращения сенатора, лидера движения «Антимайдан» Дмитрия Саблина. По информации министерства, «Левада-центр» получал финансирование из США. Деятельность организации оказалась подорванной накануне выборов.

Директор «Левада-центра» Лев Гудков подчеркивает, что зарубежные контракты не являются прямым финансированием организации.

«Мы не получаем зарубежных грантов. Их в принципе нет, за время проверки не получено ни одного гранта, это все оплата по коммерческим договорам самой разной тематики: от гигиенических принадлежностей до того, как понимается слово «цивилизация», – цитирует Л.Гудкова «Интерфакс».

Как отмечает Л.Гудков, подобные договоры не формируют бюджет «Левада-центра», но благодаря им организация имеет возможность проводить собственные научные изыскания: «Отказаться от них (договоров) было бы все равно, что отрезать себе голову».

Оценивая последствия решения Минюста, он отметил, что социологические исследования, скорее всего, будут свернуты, «и практически на этом судьба «Левада-центра» как исследовательской аналитической организации закончится» («Ъ»).

«Останется какая-то формальная структура, но это не будет тот исследовательский коллектив, который получил известность и авторитет. В этом статусе мы будем резко ограничены в финансовых средствах, и нам нельзя будет проводить социологические опросы. Реально нельзя. Отчасти это будет запрещено, потому что с ярлыком иноагента участвовать в электоральных и политических опросах будет просто невозможно. А, кроме того, целый ряд наших сегодняшних исследований, касающихся работодателей, управленческих структур, которые и так трясутся, когда к ним обращаются, будут отказываться от сотрудничества, если у нас будет статус иноагента. Ведь во многих регионах есть негласное распоряжение начальства не контактировать с организациями-иноагентами. Любого рода – не только социологическими, но и экологическими, благотворительными, историко-краевыми. Это будет уже технически или формально невозможно», – констатирует Л.Гудков.

«Надвигающиеся выборы, безусловно, сыграли свою роль и стали своего рода катализатором чисто формального завершения проверки, – продолжает Л.Гудков. – Она была проведена халтурно, в высшей степени небрежно и очень поспешно. В ней явно были видны следы политического заказа и спихивания на мелких исполнителей. Мне кажется, что Минюст явно не хотел заниматься этим делом, потому что только с третьего раза заявления «Антимайдана» получили какой-то ход. Только после того как Саблин, член СФ, подал официальный запрос. И только после этого началась проверка, да и то она формально была назначена на 12-31 августа, а реально проходила дней за 5, наверное».

«В акте проверки много ляпов, противоречий, натяжек, – говорит руководитель организации. – Это явно политический заказ, и не только в отношении к «Левада-центру». Это общая тенденция данной фазы политической реакции, рецидива тоталитаризма, как я его называю. Не мы одни попали под каток, мы просто более известны, чем другие. Мы чаще мелькаем с нашими данными».

По результатам исследований «Левада-центра», в преддверии парламентских выборов рейтинг «Единой России» составлял 31%. ВЦИОМ сообщает о 41%, фонд «Общественное мнение» – о 45%.