Версия для печати

О столкновениях в Шверине и референдуме в Венгрии

Миграционный кризис остается одной из острейших проблем современной Европы. Сотни тысяч беженцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки создают на всем общеевропейском пространстве напряженную, «взрывоопасную» ситуацию, провоцирующую многочисленные конфликты.

Очередной резонансный инцидент произошел 30 сентября в немецком городе Шверине. Три десятка граждан ФРГ напали на группу иностранцев численностью до 10 человек. Усиленным нарядам полиции не сразу удалось справиться с положением. Во время драки ранения получил мигрант подросткового возраста, он был госпитализирован. Возбуждено уголовное дело по статье «нарушение общественного порядка». По одной из версий, нападение было совершено на почве ксенофобии.

Как сообщают СМИ, подобные стычки происходят в Шверине регулярно. По словам официального представителя правоохранительных органов муниципалитета («РИА Новости»), в центре города постоянно собираются группы агрессивно настроенных молодых людей – как мигрантов, так и местных жителей. Взаимная неприязнь нередко перерастает в прямые столкновения, в том числе с применением оружия. Так, 27 сентября двое выходцев из Сирии, вооруженные ножом, напали на мигрантов из других стран. Травмы получил гражданин Германии, попытавшийся остановить преступников. Нападавшие были задержаны.

Руководство стран ЕС тщетно пытается найти выход из сложившегося положения. После поражения Христианско-демократического союза на региональных выборах в Берлине канцлер Германии Ангела Меркель признала, что причиной провала стали ошибки правительства в миграционной политике.

«Если бы я могла, то я бы отмотала время на многие-многие годы назад, чтобы с федеральным правительством и ответственными лицами подготовиться к ситуации, с которой мы столкнулись в конце лета прошлого года – тогда мы были, скорее, неподготовленными», – заявила она.

Вскоре стало известно, что Германия рассматривает возможность введения лимита на беженцев – меру, категорически отвергаемую ХДС еще в январе 2016 года.

Директор МБПЧ Александр Брод: «Между тем все больше стран – участниц Евросоюза выступают с критикой миграционной политики Берлина и Брюсселя. Камнем преткновения стал план распределения беженцев на территории Европы, утвержденный Еврокомиссией в 2015 году. Активнее других против квот высказывались Чехия, Словакия, Венгрия, Польша и Румыния».

2 октября 2016 года в Венгрии прошел общенациональный референдум по миграционной проблеме. Граждане страны должны были дать ответ на единственный вопрос: «Хотите ли вы разрешить Европейскому союзу принимать решение о переселении лиц, не являющихся гражданами Венгрии, в Венгрию без согласия Государственного собрания (парламента)?» «Нет» ответили более 98% участников голосования, однако плебисцит был официально признан несостоявшимся из-за низкой явки – 43% (минимальный порог составляет 50%). Впрочем, последнее обстоятельство не убавило оптимизма у премьер-министра Венгрии Виктора Орбана.

«Признанный действительным референдум всегда лучше, чем недействительный, но правовые последствия будут те же», – заявил политик, пообещав внести в парламент конституционные поправки, ужесточающие венгерское миграционное законодательство.

«Может ли Брюссель, демократическое сообщество европейских государств, навязать свое мнение государству-члену, где более 90% избирателей выступают против его воли?» – обратился он к журналистам с риторическим вопросом  («Ъ»).

«Брюссель или Будапешт – вот в чем был вопрос, – пояснил В.Орбан. – И мы решили, что право выбора остается за Будапештом».

«Мы гордимся тем, что мы являемся первыми, – подчеркнул глава государства. – Я был бы рад, если другие возьмут с нас пример» («Hirado.hu»).

Результаты референдума прокомментировал аналитик Станислав Бышок.

«Две партии, правоцентристская «Фидес» премьер-министра Виктора Орбана и праворадикальная партия «Йоббик», выступают единым фронтом, по вопросам миграции у них нет никаких различий, они категорически против квот и в принципе против новых мигрантов. Согласно соцопросам в обществе в целом ситуация схожая – большинство венгров не поддерживают квоты, не поддерживают открытую миграционную политику», – отметил специалист.

«Этот референдум показывает не только то, что творится в самой Венгрии, но и дает понимание, что для сохранения ЕС его нужно сильно преобразовывать, в том числе вернуть европейским странам полномочия по охране границ», – резюмировал С.Бышок.

По мнению члена комитета Совета Федерации по международным делам Игоря Морозова, венгерский референдум знаменует старт «европейского антимигрантского движения».

«Что касается Венгрии, она всегда занимала активную позицию в Вышеградской четверке (Чехия, Польша, Словакия, Венгрия), исключая из своей жизни мигрантов. Навязанные квоты не спасут положение в Европе по мигрантам, а венгры в очередной раз покажут всей Вышеградской четверке, что они имеют право голоса в ЕС, особенно по таким ключевым позициям, которые затрагивают традиционный образ жизни Европы», – заявил сенатор («НСН»).

Он также еще раз напомнил о победе антимигрантских сил на региональных выборах в Германии: «Действия земельных правительств уже стали примером того, как защищаются интересы собственных граждан при принятии таких решений, к которым, к большому сожалению, национальные правительства имеют малое отношение. Все понимают, что политика ЕС решается на уровне брюссельской бюрократии. Поэтому Венгрия и Германия сейчас начнут активно продвигать антимигрантский процесс дальше. Для Виктора Орбана важно показать настроение своего национального парламента и, соответственно, партий. И это будет очень заразительным примером для всех остальных».

«До Brexit не дойдет, но слушать Брюссель в вопросе мигрантов Венгрия не станет. Безусловно, дальше будет эффект домино», – предрекает И.Морозов.