Версия для печати

О новых изданиях Российской ассоциации защиты религиозной свободы

Общероссийская общественная организация «Российская ассоциация защиты религиозной свободы» (РАРС) представила два новых издания: доклад «Свобода совести и религиозная нетерпимость в современном мире» и материалы научно-практической конференции «Роль религии в современном мире», прошедшей 1 июня 2016 года при содействии Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации.

В конференции приняли участие религиозные деятели, представители органов государственной власти, члены Общественной палаты Российской Федерации, ученые-религиоведы. Открывая заседание, ответственный секретарь Совета Сергей Мельников напомнил об основных функциях организации, созданной в 1995 году. Таковыми являются «обеспечение взаимодействия Президента с религиозными объединениями» и «содействие укреплению общественного согласия, достижению взаимопонимания, терпимости и взаимного уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания».

Возвращаясь к встрече от 29 сентября 2004 года, докладчик привел цитату из вступительного слова Президента РФ Владимира Путина: «В России, где издавна сложился опыт мирного сосуществования множества народов и религий, борьба с этой угрозой есть в полном смысле борьба за единство страны. В своих преступных целях экстремисты активно эксплуатируют националистическую, национальную, религиозную нетерпимость. Их спекуляция во многом строится на искажении культурных и духовных традиций народов России, на религиозной безграмотности. Мы часто и в разных ситуациях встречаемся со многими из здесь присутствующих. Я знаю, что вы разделяете такую позицию».

Как отметил С.Мельников, в работе Совета на протяжении всего времени его существования существенное внимание уделялось вопросам совершенствования законодательства, устанавливающего и регулирующего правоотношения в сфере государственно-конфессиональных отношений, формирования единого правового поля для деятельности религиозных объединений. Так, по итогам заседания Совета был принят основополагающий Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Также при активном участии Совета принят закон о возвращении религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в школьную программу включен учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», а в Вооруженных Силах формируется институт воинских и флотских священнослужителей.

«На заседании 9 октября 2015 г. члены Совета приняли решение поддержать проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», в котором предлагалось установить, что Библия, Коран, Танах и Ганджур, составляющие духовную основу христианства, ислама, иудаизма и буддизма, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами. Вскоре закон был принят и подписан главой государства», – напомнил С.Мельников.

Ответственный секретарь Совета рассматривает деятельность этого органа как удачную модель для формирования взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с религиозными организациями на уровне субъектов Российской Федерации. В настоящее время в российских регионах уже постоянно действуют рабочие группы по вопросам гармонизации межэтнических отношений с участием представителей религиозных организаций. Скоро откроется интернет-ресурс Совета (http://religion.gov.ru).

Говоря о проблемах и перспективах развития государственно-церковных отношений в современной России, председатель Совета Российской ассоциации защиты религиозной свободы Александр Кудрявцев отметил, что до настоящего времени в России не создан эффективный механизм проведения единой государственно-церковной политики на всех уровнях власти и неукоснительного соблюдения законодательства РФ всеми государственными органами и должностными лицами.

«Так, большинство наших коллег, протестантских лидеров на федеральном уровне считаются уважаемыми религиозными и общественными деятелями, членами различных экспертных и совещательных органов, известными своей активной позицией по защите, в том числе за рубежом, российских интересов и традиционных духовных ценностей, – отметил докладчик. – С другой стороны, в ряде регионов страны они и представляемые ими церкви по-прежнему считаются опасными сектами с соответствующим отношением. Причем как со стороны органов власти, средств массовой информации, так и отдельных религиозных деятелей».

«Складывается впечатление, что их авторы не знают Конституцию страны, где однозначно закреплено, что свобода совести и свобода вероисповедания включают право каждого не только исповедовать, но и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними», – заявил А.Кудрявцев.

Он также указал на проблему роста конфликтов на почве оскорбления религиозных чувств верующих, отметив сложность определения грани, разделяющей защиту права творческого деятеля и чувства верующего и неверующего человека.

«К сожалению, многочисленные комментарии к законам и проходящие дискуссии однозначного ответа на эти вопросы не дают, потому что авторы комментариев и участники дискуссий не могут прийти к единому мнению, поскольку и сами законы содержат в себе много противоречий, – прокомментировал А.Кудрявцев. – Даже с терминологией мы не можем определиться».

Выход из сложившейся ситуации выступающий видит в разработке и утверждении Стратегии государственно-конфессиональных отношений в РФ.

Посол по особым поручениям, Уполномоченный Министерства иностранных дел РФ по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов указал на пугающую тенденцию разрастания и углубления межцивилизационных, межкультурных и межрелигиозных разломов.

«Резко обострилась проблема нарушения прав человека по признаку вероисповедания, которая, по наблюдениям правозащитников, превратилась в один из главных вызовов международной стабильности и безопасности», – заявил К.Долгов.

По данным Уполномоченного, систематические проявления христианофобии зафиксированы в 139 странах, исламофобии – в 121 стране.

«Такая тревожная ситуация, как представляется, обусловлена в значительной степени безответственными попытками ряда мировых игроков манипулировать религиозным фактором, инструментализировать его для реализации своих геополитических концепций на международной арене, установления квазидемократических порядков и режимов. При этом подобная деятельность цинично прикрывается тиражированием популистских лозунгов о защите прав человека и демократических свобод в мире, ранжированием государств на эталонные и второсортные, наглым использованием двойных стандартов и политизацией тематики прав человека», – отметил омбудсмен.

Коснувшись проблем защиты прав верующих на Ближнем Востоке, в Европе и в США, выступающий счел необходимым более внимательно остановиться на вопросе о положении с религиозными свободами на Украине.

«Вопиющие захваты храмов на Украине, прежде всего в ее западных регионах, избиения священников и верующих практически стали нормой в этой стране, – констатировал К.Долгов. – Всего с февраля 2014 г. по ноябрь 2015 г. с участием боевиков националистических организаций нападению подверглись 26 культовых объектов УПЦ, не менее 9 разрушены полностью, 77 повреждены. В целом же число захватов храмов УПЦ в разы больше. Ряд из захваченных силовым путем храмов, которые стойко защищали верующие, Киевский патриархат и Украинская греко-католическая церковь пытались с помощью бойцов радикальных националистических группировок захватить по 3–4 раза! Несколько священников убито. В ходе допросов с применением силы представителями силовых структур Украины пострадали не менее восьми клириков. До сих пор, несмотря на свидетельства потерпевших и публикации в прессе, не расследованы факты похищений, избиений и пыток священнослужителей представителями СБУ и украинских военизированных формирований в 2014–2015 гг.».

Высказанные идеи и положения продолжает и развивает новый доклад РАРС «Свобода совести и религиозная нетерпимость в современном мире», в котором представлена аналитика религиозных процессов в государствах Северной Америки, Западной Европы, Ближнего Востока, Северной Африки и Азии.

Как показывают авторы исследования, после завершения холодной войны ожидаемого оптимистами увеличения объемов религиозной свободы и резкого уменьшения конфликтов на религиозной почве не произошло: с исчезновением старых вызовов на их место вышли новые, не менее острые.

«Активное возвращение религии в публичную сферу, политику и в международные отношения привело не только к восстановлению нарушенной связи между поколениями, памяти предков, но и к радикализации, расширению экстремистских взглядов, сопровождающихся антигосударственными и антиобщественными проявлениями, – отмечается в книге. – Серия конфликтов на Балканах (что стали первыми и самыми масштабными военными противостояниями в послевоенной Европе), на Ближнем Востоке, провал арабо-израильского примирения, распад Советского Союза и волна насилия в Латинской Америке и Африке опровергли надежды на скорый «конец истории» и наступление бесконфликтной эры».

Эксперты РАРС убедительно доказывают чрезвычайно важную роль религиозного фактора в современных масштабных конфликтах в Сирии, Афганистане, Ираке, Йемене.

«Религиозная нетерпимость становится препятствием для единства и целостности многосоставных государств, она разрушает гражданский мир в них. В настоящее время она становится вызовом для стабильности не только в Африке или на Ближнем Востоке, но в Европе и в Северной Америке (свидетельством чему серия терактов во Франции, Бельгии, США, Канаде). При этом религиозная ксенофобия становится опасным вызовом и в тех странах, которые позиционируют себя как развитые демократии», – подчеркивается в докладе.

Между тем, по мнению ученых, проблема свободы совести и развития государственно-конфессиональных отношений может стать той площадкой, на которой Россия получит возможность эффективно играть для продвижения своих национальных интересов. В этой связи Российская ассоциация защиты религиозной свободы предлагает ряд конкретных рекомендаций:

«Во-первых, начать подготовку докладов о свободе совести и религиозной нетерпимости в мире в соответствии с российским видением этих проблем. Такие доклады следует сделать регулярными (как минимум ежегодными). Они могут идти по нескольким линиям (МИД России, Федеральное Собрание, Общественная палата). Доклады также могут быть как общемировыми, так и региональными, специализированными (затрагивать либо вопросы религиозного экстремизма, либо государственно-конфессиональных отношений).

Во-вторых, следует наладить координацию по обмену информацией, созданию единого банка данных по проблемам религиозного развития в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В контексте развития стратегического партнерства с КНР была бы целесообразна и кооперация по религиозной проблематике в контексте альтернативы американской гегемонии в этой сфере.

В-третьих, необходимо активнее скоординировать работу по взаимодействию властей всех уровней с представителями российских НПО и правозащитных структур.

В-четвертых, подобного рода материалы должны активно переводиться на ведущие языки мира, широко издаваться и популяризироваться как в печатных СМИ, так и через интернет-сайты».

Таким образом, решение вопросов свободы совести должно стать одним из действенных инструментов российской «мягкой силы» на международной арене.