Версия для печати

Об открытии памятника Ивану Грозному в Орле

14 октября в Орле после ожесточенной общественной дискуссии все же был установлен памятник Ивану Грозному.

Официальную позицию государства по отношению к личности первого русского царя выразил министр культуры РФ Владимир Мединский:

«Иван IV Грозный – одна из наиболее противоречивых и вместе с тем выдающихся фигур отечественной истории. За годы своего правления он сумел предпринять ряд смелых и решительных шагов, направленных на укрепление единства Русского государства. При нем была проведена административная реформа, учреждены новые правительственные органы, создано профессиональное войско и издана первая русская печатная книга».

«Установка монумента Ивану Грозному в городе Орле сегодня – это не только дань памяти царю и воину, но и признание преемственности всех этапов нашей истории, - заявил министр. – Искренне рад за то, что жители города помнят и чтят свое прошлое».

Памятник, вызвавший столько споров в медиасреде, планировали открыть еще 3 августа, накануне 450-летия города. Однако этому помешали протестные выступления жителей Орла, которые, в частности, посчитали решение местных властей оскорблением чувств верующих, вспомнив о том, что Иван IV был виновен в смерти митрополита Филиппа Второго. Активисты требовали провести в области референдум и узнать мнение населения, однако губернатор Вадим Потомский был непреклонен: «Памятник великому основателю города Орла в городе Орле должен быть».

Установке монумента одному из самых противоречивых правителей в отечественной истории не помешала волна критики со стороны историков, политиков, правозащитников и общественных деятелей, обескураженных стремлением увековечить властителя, чье имя стало символом кровавого деспотизма.

«Мы живем во времена тирании? – недоумевает профессор кафедры отечественной истории Древнего мира и Средних веков РГГУ Андрей Юрганов. – Возведение таких монументов противоестественно. Очевидно, Грозный не попадает под определение христианина и благодетеля. Даже если рассматривать его как личность драматическую и трагическую, нельзя отменить того, что он сам признавал собственную жестокость, что он убийца и повинен во всех грехах. Думаю, в Орле решили поставить памятник Ивану Грозному ровно по тем же причинам, по которым ставятся памятники Сталину».

«Сказать, что Иван Грозный неоднозначная фигура, – это значит ничего не сказать, – отмечает историк и журналист, член Совета по правам человека при Президенте РФ Николай Сванидзе. – Это человек, у которого руки были по плечи в крови, причем в крови своего народа, своих собственных граждан, он целые собственные города, такие как Новгород, топил в крови, он оставил после себя разоренную страну. И за Смутное время мы должны сказать спасибо именно царю Ивану Васильевичу».

«Все это басни, какой он был великий и крутой. Да, он присоединил Казань и Астрахань, но его дед Иван Третий гораздо больше присоединил и так в крови не умывался, но ему почему-то памятники не ставят», – указал член СПЧ.

«Встает вопрос, что, Россия обезумела? Почему через пять веков хочет возвеличивать злодея?» - вопрошает режиссер Павел Лунгин. – «Не представляю себе, чтобы Англия покрылась вдруг памятниками Генриху Восьмому. Или во Франции вдруг, как грибы, вырастали памятники Карлу Девятому, и на них бы писалось: “Спасибо за Варфоломеевскую ночь и истребление гугенотов”».

«Грозного, с легкой руки Эйзенштейна, используют как метафору оценки правления Сталина, - отмечает режиссер. – Это как бы мечта о нем. Значит, есть определенная часть людей в нашем обществе, которая хотела бы разделить страну на своих и чужих, на палачей и на жертв. Почему-то они свято уверены, что они-то будут среди палачей».

«Не вызывайте дух злодея. Не играйте с огнем, это опасная игра, жертвами которой вы сами можете стать», - предостерегает П.Лунгин («НГ»).

Заслуженный учитель России Тамара Эйдельман: «Да, Грозный усиливал центральную власть, но делал это деспотически, подминая под себя все силы, которые обладали хоть малейшим намеком на независимость, — боярство, церковь (вспомним митрополита Филиппа, задушенного Малютой Скуратовым), города (вспомним утопленный в крови Новгород), даже опричников, которые через несколько лет уже тоже казались царю подозрительными.

Да, он присоединил Поволжье и тут же бросил огромные силы на непродуманную, бездарно организованную Ливонскую войну, которая длилась двадцать пять лет, закончилась поражением и страшным разорением страны, во многом предопределившим закрепощение крестьян.

Яркий, умный, талантливый, много читавший, прекрасно писавший, знавший много языков, что сделал он для своей страны?

Разорил ее города, подтолкнул крестьян к бегству из родных мест, а затем попытался не дать им уходить от помещиков, создав ту язву, которая будет терзать Россию до XIX века, уничтожал верных и преданных, послушных и независимых, пытал, казнил, казнил, пытал — неужели это искупается созданием приказов и стрелецкого войска, разработкой судебника и взятием Казани?»

По мнению президента общероссийского движения «Союз правых сил» Леонида Гозмана, спорить о том, каким был реально живший царь Иван IV, бессмысленно, «казнил ли он всего 5–7 тысяч человек, что, по мнению члена правительства РФ, товарища Мединского, сущая ерунда, или на пару нулей больше, был ли садистом, убивал ли сына или тот сам умер по дороге в Петербург».

Политик подчеркивает, что открывшийся памятник посвящен не самому царю, а его историческому образу.

«Это памятник самовластью и произволу, примату государя и государства над человеком, памятник жестокости и презрения к любому писаному и неписаному закону. Это памятник старшему брату и предтече Сталина. Это воплощенная в камне и металле мечта нынешнего начальства об идеальной системе государственного устройства. Именно поэтому памятник этот обязательно надо будет снести», – написал Л.Гозман в «Facebook».

«В современной России «монументальная опричнина» становится одним из элементов общей «мемориализации ужаса», - считает редактор отдела политики «Новой газеты» Кирилл Мартынов. – Возгонка страха идет через цензуру, силовые акции «гражданских активистов», уголовное преследование за мыслепреступления, разжигание милитаристской риторики, через перманентный поиск врагов и «агентов». Страх стал главной скрепой — прежде эту почетную роль выполняла нефтяная рента. Пряников на всех давно не хватает, так что было развернуто экстренное импортозамещение ужаса. Причем страшно должно быть всем: элитам, что у них заберут накопленное и лишат доступа к британским судам и британским же университетам для детей. Народу, повторяющему «лишь бы не было войны». Жителям Орла, которых байкер Залдостанов от лица «всех волков Русской весны» поздравил с “новым смысловым символом”».

«Залдостанов прав: в городе действительно живет теперь нечто новое. Только это символ не государственной мощи, но всеобщего российского страха и бессилия. Бедная русская история идет по кругу: памятники тиранам возникают лишь для того, чтобы быть разрушенными», - констатирует журналист.

Орловские оппозиционеры говорят и об иных нарушениях при установке памятника.

Действия Горсовета, который заочным опросом одобрил установку памятника Ивану Грозному, незаконны. Об этом заявил председатель Орловского «Яблока» Сергей Зайцев, который принял решение обратиться по этому вопросу в прокуратуру.

«Безо всяких археологических изысканий экскаватором вырыли котлован прямо в культурном слое на месте древнего Орла. Всё это безобразие как бы санкционировал послушный горсовет путем заочного опроса», — отметил Зайцев, напомнив, что согласно областному закону и Уставу города, решение об установке должно приниматься на сессии, а не путем опроса, сообщает rosbalt.ru.

Между тем факт увековечения Ивана Грозного пока лишь провоцирует «эффект домино». Уже достоверно известно, что эстафету Орла готов принять город Александров Владимирской области. Открытие памятника Ивану Грозному здесь было запланировано на 4 ноября 2016 года. 21октября администрация района объявила о переносе сроков «на несколько недель» в связи с работами по благоустройству территории вокруг скульптуры.

20 октября в Казани на круглом столе «Роль Ивана IV в истории государства Российского» глава Союза православных хоругвеносцев Леонид Симонович-Никшич предложил поставить памятники первому русскому царю в столице Татарстана, на Лубянской площади в Москве и в Коломне.

Активисты общественной организации «Национальный комитет+60» предложили главе Чечни Рамзану Кадырову построить в столице республики часовню в честь Ивана Грозного, сообщила радиостанция «Говорит Москва». Также активисты предложили переименовать один из безымянных скверов на проспект Владимира Путина и установить там мемориальную доску в честь царя Грозного. В будущем именно на этом месте общественники предлагают построить и часовню.

Директор МБПЧ Александр Брод: «Есть все основания ожидать аналогичных предложений и в других российских регионах. Вспоминаются слова Игоря Губермана: "Где лгут и себе и друг другу, и память не служит уму, история ходит по кругу из крови - по грязи - во тьму"».