Версия для печати

О государственном контроле над культурой и искусством

В России вновь вспыхнула дискуссия о цензуре и формах государственного контроля над культурой и искусством. Кульминационной речи художественного руководителя театра «Сатирикон» Константина Райкина, спровоцировавшей ожесточенные прения, предшествовали очередные абсурдные инициативы, высказанные ревнителями «традиционных ценностей».

В Омске после официального обращения в администрацию города членов общественного движения «Семья, любовь, Отечество» были отменены намеченные на 1 ноября гастроли петербургского театра «Рок-опера». По мнению православных активистов, легендарный мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса «Иисус Христос – суперзвезда», признанный классикой мирового эстрадного музыкального искусства ХХ века, является «непрерывным богохульством и попиранием сакральных смыслов». Заявители считают, что рок-опера «содержит насмешки над верой и хулу на святые образы, то есть прямое кощунство», кроме того, «само название постановки представляет собой глумление над священными понятиями».

«В контексте современной геополитической и внутриполитической ситуации возникновение дополнительных очагов социальной напряженности создает угрозу для безопасности государства», — заключают авторы обращения. 

Примечательно, что агрессивно средневековый взгляд на яркое явление современной рок-культуры авторы жалобы неумело пытаются подкрепить некой «геополитической необходимостью», что в данном контексте звучит почти патологично. Тем не менее спектакль в Омском государственном музыкальном театре не состоится, хотя в региональном министерстве культуры уверяют, что данное обстоятельство никак не связано с недовольством православных активистов.

26 октября минкульт Чеченской Республики заявил о создании специальных рабочих групп, призванных контролировать соблюдение национальных традиций на свадьбах, в частности форму одежды и движения в танцах. Полномочия подразделений кавказской «свадебной полиции нравов» могут быть достаточно широки – вплоть до остановки церемонии бракосочетания.

«Будут созданы специальные рабочие группы, представители которых будут присутствовать на свадьбах в общественных местах и следить за тем, как соблюдаются требования к традиционной свадьбе. Если они будут замечать какую-то не соответствующую нашему менталитету форму одежды или неподобающие движения в танце, будут это пресекать», – цитирует представителя ведомства ТАСС.

Сообщается, что ранее департамент культуры мэрии Грозного распространил по ресторанам города рекомендации относительно поведения свадебных торжеств. В частности, на празднике запрещены танец невесты и обмен партнершами в танце.

Директор МБПЧ Александр Брод: «Я считаю, это непродуманная инициатива, которая может вызвать болезненную реакцию правозащитного сообщества и различных национальных групп, которые живут на территории Чеченской Республики. Данная инициатива может рассматриваться как вмешательство власти в частную жизнь граждан.

Нужно очень хорошо подумать чиновникам от культуры Чеченской Республики, прежде чем вводить такие меры, которые и навлекают критику на республику, и разделяют этнические группы, проживающие на территории республики, предлагают чиновникам абсолютно непонятную, абсурдную работу.

В Чеченской Республике немало делается для приобщения людей к национальным традициям, существует масса художественных кружков, традиции передаются из поколения в поколение. И если человек как-то по-особому танцует национальный танец, вольно его интерпретирует, это не означает, что он совершает какое-то нарушение, неуважительно относится к традициям».

24 октября Народный артист России Константин Райкин, выступая на Съезде театральных деятелей (СТД), указал на участившиеся попытки давления на искусство в России. Руководитель театра «Современник» назвал эти попытки «совершенно беззаконными, экстремистскими, наглыми, агрессивными», а их инициаторов – людьми, «прикрывающимися словами о нравственности, о морали», патриотизме, Родине.

«Мне кажется, что это безобразные посягательства на свободу творчества», – заявил режиссер, отметив, что считает запрет цензуры «величайшим событием векового значения» в художественной и духовной жизни нашей страны. В то же время К.Райкин замечает, что в настоящее время «у кого-то явно чешутся руки» вернуть все на прежние места, «причем вернуть обратно не просто во времена застоя, а еще в более давние времена – в сталинские времена».

«Собственно, я считаю, что нам надо объединиться, – призвал артист коллег. – Еще раз говорю: нам надо объединиться. Нам надо плюнуть и на время забыть о наших художественных тонких рефлексиях по отношению друг к другу. Мне может сколько угодно не нравиться какой-то режиссер, но я костьми лягу, чтоб ему дали высказаться» (http://maxpark.com/community/1039/content/5522947).

Знаменитому режиссеру возразил одиозный лидер байкерского сообщества «Ночные волки» Александр Залдостанов (Хирург).

«Дьявол всегда соблазняет свободой! А под видом свободы эти райкины хотят превратить страну в сточную канаву, по которой текли бы нечистоты. Бездействовать мы не будем, и я сделаю всё, чтобы защитить нас от американской демократии», – заявил он.

Пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков призвал байкера извиниться за высказанное оскорбление.

«Главный вопрос во всей этой дискуссии – огромный талант Райкина, к которому мы относимся с безграничным уважением, – отметил Д.Песков. – И я считаю, что просто бес попутал этого мотоциклиста, который его оскорбил. Я надеюсь, что он извинится».

Это предложение было отвергнуто.

«Я однозначно положительно отношусь к нему (Райкину) и как к режиссеру, и как к человеку, который много сделал в искусстве. Но от своих слов я не отказываюсь», – заявил Хирург в эфире радиостанции «Говорит Москва».

Между тем представитель Кремля обратился к артисту с просьбой озвучить хотя бы один случай давления на его театр: «Хотел бы, чтобы он сказал, что мне запрещали делать в «Сатириконе» вот это или навязывали вот это – вот тогда это будет дискуссия, действительно основанная на чем-то».

«Это очень важно, чтобы Райкин сказал, была ли цензура когда-то применена или попытки, похожие на цензуру, в отношении него. В целом мы дискутируем в отношении одного и того же: кто больше согласится с тезисом о недопустимости цензуры», — сказал Д.Песков.

В то же время глава Чечни Рамзан Кадыров раскритиковал заявление художественного руководителя театра «Сатирикон» Константина Райкиным о цензуре искусства со стороны государства. «Райкин назвал «группами оскорбленных людей» тех, кто высказывает свое мнение о фотовыставке, на которой представлены снимки голых девочек и мальчиков, выступает против показа спектакля «Иисус Христос — Суперзвезда», возмущается скотским поведением «Пусси Райт» в Зоологическом музее и в православном храме», — написал он в своем Instagram.

При этом глава республики отметил, что поддерживает мнение лидера байк-клуба «Ночные волки» Александра Залдастанова (Хирурга), который заявил, что «под видом свободы райкины хотят превратить нашу страну в сточную канаву, по которой текли бы нечистоты».

«Я не совсем понимаю, как можно требовать от Залдостанова извинений за мнение, которое близко миллионам россиян. У нас какая-то каста считает себя вправе оскорблять религиозные чувства десятков миллионов православных христиан и мусульман, заявляя при этом, что искусству все дозволено», — резюмировал Кадыров. (http://www.rosbalt.ru).

27 октября своим видением проблемы цензуры и госзаказа в российском искусстве поделился кинорежиссер Андрей Звягинцев. Автор фильмов «Возвращение», «Елена», «Левиафан» был принципиален и резок: «Совершенно очевидно, что в пространство культурной жизни страны цензура вошла в полный рост. Отрицать это может только лжец или невежда. Запрет спектакля, запрет выставки, запрет публикации текста — все это и есть цензура. Просто невероятно, с какой легкостью сейчас происходит подмена понятий. Никто даже и не морщится. Мы говорим: «Это цензура», они говорят: «Это госзаказ». И еще нам же предлагают «не путать понятия». Вы сможете назвать хоть один оперный театр или хотя бы с десяток кинокартин, созданных без участия государства? Ситуация в нашей экономике и культуре сейчас такова, что их нет. Стало быть, следуя логике пресс-секретаря, для которого «если государство дает деньги…, оно заказывает произведение искусства на ту или иную тему», выходит, что практически вся культурная жизнь России сегодня ангажирована властью».

«Вмешательство властей в профессиональные дела любых специалистов часто абсурдно, но во сто крат абсурднее вмешательство в дела художников, – заявил режиссер. – Это профессия, сама суть которой — свободное творчество, то есть рождение нового, до поры до времени неизвестного даже самому художнику. Когда чиновник задает автору тему и контролирует «правильное» ее воплощение в акте искусства, он метким ударом стреляет в самое сокровенное, что есть в профессии, – в тайну творческого процесса».

«Нет, не художник обязан государству, а государство обязано помогать художнику, – указывает А.Звягинцев. – Власть обязана пестовать гений, поощрять свободный поиск талантливых представителей народа, потому что именно так тело народа осознает себя, взрослеет, совершенствуется, просвещается вместе с этими прозрениями, порой ранящими публику, порой обескураживающими ее, но всегда создающими то напряжение смыслов, которое и необходимо, как вода в пустыне, душе и разуму зрителя, читателя, слушателя... Ключевая черта, свидетельствующая о безнравственности нашей власти, в том и состоит, что она совершенно убеждена: деньги, которыми они распоряжаются, принадлежат им. Они забыли, с какой-то удивительной легкостью изъяли из своего сознания простую и очевидную мысль, что это не их деньги, а наши, общие. Деньги, на которые они «заказывают» свои агитки, взяты у народа».

«Мы ходим по кругу. Знакомые тени встают и снова ввергают нас в дурной сомнамбулический сон, в котором нам снится наш страх», – заключает мастер современного кинематографа («Ъ»).

«Многих серьезных художников достали, – констатирует публицист Александр Архангельский. – Достали так, что появился страх сильнее страха. Страшно вдруг проснуться там, где царствуют парткомы, кураторы из КГБ, инструкторы отдела агитации и пропаганды, где по телевизору душевный певец Ворошило поет: «Спасибо вам за ваш бессмертный подвиг, товарищ Генеральный секретарь». Страшно вспомнить культуру взаимных доносов. Страшно, что вернется сталинизм. Не только в смысле реальных репрессий, но и в том профессиональном смысле, который для художника подчас еще страшнее. Торжествующий Погодин, униженный Шварц. Повсеместно прославляемый Вишневский и отставленный Булгаков. Исключаемый Пастернак. Изгоняемый Солженицын. И серый секретарь по идеологии, который знает, как правильно ставить спектакли, снимать кино и писать книги».

«Есть лишь одно незыблемое правило в культуре – соблюдайте автономию, то есть не лезьте в чужой монастырь. Не дело артистического цеха указывать священнику, как он должен служить, и не дело священника, если его не спросили сами устроители, требовать закрытия ненравящейся выставки, или отмены оперы, или запрета книги, если она не предлагается к продаже в церковной лавке. Все остальное зыбко и подвижно, и никто не будет рулевым. А чиновники минкульта – лоцманы в проливах и не более», – напоминает А.Архангельский («spektr.press»).

Выступление К.Райкина вызвало эмоциональные отклики творческой интеллигенции. Андрей Караулов, тележурналист: «Я во многом согласен с актером и режиссером Константином Аркадьевичем Райкиным, потому что, если верны слухи об идее сократить в Москве сразу 40 театров (такой проект вроде как существует), то это, конечно, безумие. Я не очень понимаю, зачем нужно ссорить интеллигенцию и власть, горожан и актеров. Правда, не понимаю. 40 театров сократить одним взмахом сабли! Такого не было никогда. Были безумные проекты у Сталина, скажем, объединить цыганский театр с еврейским, приказав им в две недели найти общий язык. Но объединить, а не закрыть. На культуру и так мало денег выделяется. Если вообще ничего не будет выделяться, а театры будут закрываться, то мы просто одичаем. В стране растет огромное количество дебилов. Есть замечательные ребята, но дебилов больше. С дебилами мы такую территорию страны не удержим. Райкин об этом говорил. Мы страну такую большую не удержим, ее границу, ее трубы, ее заводы, ее аммиакопровод, ее аэропорты. Там, где дебил, там все начнет взрываться.

Фраза президента «Хватит кошмарить бизнес» прозвучала, но проверки идут. Так на каждом шагу. Все это говорит не о диктатуре кого-то к кому-то, а об отсутствии политики в области культуры. Закрыть театры может любой идиот. Человек падает быстро, но поднимается медленно. Кто потом эти школы вернет? Каждый театр — это школа, это эстетика. Кто вернет эту школу? В свое время Гайдар хотел закрыть Арзамас-16. Ему Вольский звонил и объяснял: откуда возьмется новый Курчатов через 30 лет? Была тема у Гайдара: раз заряды боевых бомб проверяются раз в 30 лет, то зачем 30 лет кормить дармоедов? Через 30 лет новую бомбу сделаем, да и все. Откуда, из какой школы эта бомба появится, из каких чертежей? Тогда отстояли. Сейчас то же самое с театром. Погибнут школы. А дальше что? Ничего — целина».

Ирина Прохорова, главный редактор издательства «Новое литературное обозрение»: « Мне кажется, во всей этой истории как раз и выявляются проблемы довольно архаического представления о том, чем должна заниматься власть и какие обязательства искусства перед государством, если оно дает деньги. Я читала очень много комментариев по этому поводу с разных сторон. Так вот хочу заметить, что многие говорят о том, что поскольку государство у нас сейчас основной донор (до 70% государственных средств везде), то в общем довольно бессмысленно требовать независимости. Я не могу с этим согласиться. Идея госзаказа довольно архаическая. Короли так давали деньги, чтобы им оды писали. В современном обществе, если государство помогает, то помогает развитию культуры, никак не вмешиваясь в контент. Хочу заметить, что, например, во Франции государство до самого недавнего времени было главным спонсором всей культурной жизни, при этом никогда не было историй (во всяком случае, такого масштаба) и скандалов, чтобы государство говорило: «Мы даем вам деньги, извольте снять фильм на такую тему, вот так трактующую».

Поэтому, мне кажется, здесь должно быть правильное понимание взаимоотношений общества и государства. У нас пока представления очень тоталитарные, я бы сказала, очень примитивные представления о рынке, которые сложились в нашем обществе по принципу «Кто девушку ужинает, то ее и танцует». Вульгарное, абсолютно неправильное представление. Если меценаты дают деньги, поддерживают какую-то акцию, они просто полагают, что эта важная акция, будь то частные меценаты или государство. Конечно, у государства бывают приоритеты. Предположим, считают, что сейчас надо больше поддерживать театр, потому что он у нас плохо развит. Но идея диктата условий и особенно продвижения идеологии государственными деньгами, я считаю, что это наше печальное прошлое, которое очень плохо сказалось на развитии нашей культуры, пострадало огромное количество людей. Культура за эти 25 лет сумела расцвести несмотря на все сложные условия, у нас есть что показать миру. А если мы сейчас начнем опять по старинке: «А давайте лепить образ положительного человека, вы не так его лепите. Давайте так и так», — то, увы и увы, у нас опять начнется культурная деградация. К сожалению, никаких других рецептов здесь быть не может.

Мастера культуры с культурой. Я бы так сказала. Требовать от художника, чтобы он какие-то политические выбирал стороны, я считаю, это и есть превращение культуры в колесико и винтик идеологии и пропаганды. У нас наследие сталинистского представления о культуре, оно не исчезает, во всяком случае, у людей, которые получают рычаг власти. Они полагают, что раз деньги дают, то они и заказчики. Это ведь не так. Культура в современном обществе является мощнейшим источником развития, причем не только духовного, что всегда было и важно, но и экономического развития. Никакой управленец не может сказать и даже сами художники, что реально останется в культуре, а что нет. Поэтому идет колоссальный эксперимент во всех областях.

Таким образом, за счет того, что что-то постепенно выявляется в культуре, оседает та крупица, которая становится нашей традицией. А если сейчас начинать загонять искусство в определенные коридоры, даже с самыми лучшими намерениями, то опять мы получим убожество и серость, что мы имели в советское время. то немногое количество людей, мы знаем их биографии, сколько они создали и сколько не смогли создать, поскольку темные люди учили, как надо писать, рисовать и т. д., это все чрезвычайно печально. Потом и получается, что наши талантливые люди уезжают, чтобы состояться в другом месте как великие мастера. А мы потом только охаем и ахаем, что мы одухотворили всю Европу и весь мир. Поэтому пора, я думаю, прекратить эту порочную практику цензуры».

Александр Минкин, обозреватель газеты «Московский комсомолец»: «Власть не должна и не имеет права диктовать художнику, потому что Конституцией России цензура запрещена, а свобода творчества гарантирована. Говорят «власть диктует», «власть запретила», но разве это какая-то абстрактная власть? На самом деле это люди. Например, министр Мединский — это власть. Однако если «власть» звучит более-менее прилично, то «Мединский» звучит далеко не так прилично. Диктатура власти — это кто? Если это Мединский и ему подобные, то они временщики: сегодня есть, а завтра их нет. Пользуются ли они авторитетом в глазах общества? С какой стати человек, который наговорил столько глупостей, который обвинен в махинациях с докторской диссертацией, в каких-то полууголовных махинациях, называется властью и диктует художнику?».

Виктор Ерофеев, писатель: «Я считаю, что Костя прав на 300 процентов. Действительно, нельзя из каких-то неофитских соображений, представлений о том, что такое вера и что такое патриотизм, на всю культуру набрасывать какие-то свои эмоции и свои представления о добре и зле. Это, во-первых, выглядит глупо. А во-вторых, выглядит просто издевательством над культурой. Поэтому Костя правильно взбунтовался. Я считаю, нам надо сплотиться вокруг него и провести эту линию, потому если у кого-то обиженные чувства верующих, то у других обижено чувство культурных деятелей, которым руки выкручивают глумливым образом.

Приводят одни причины, а на самом деле все это касается цензуры, закрытой, закамуфлированной, или пугливости — этого тоже полно чиновничьего. Или просто страха за то, что что-то новое откроется. В общем, начался переполох вместо культуры. Костя сказал очень правильно, ярко, по делу. Я надеюсь, что к нему и министерство культуры, и прочие компетентные организации, связанные с культурной жизнью, прислушаются. Иначе это будет просто конфронтация, которая ни к чему хорошему не приведет, разобщение начнется» (www.business-gazeta.ru).

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: «Когда говорит такой человек, как Константин Райкин, ясно, что это наболевшее. Цензуры в страшном смысле у нас нет. Цензура была при его отце. Он умел её обходить. Русская интеллигенция умеет это обходить. Хуже – цензура толпы. Власть пока особенно нигде не распоряжается, за всё время моей работы директором Эрмитажа ни разу мне не говорили, что мне делать. Пока. Но есть цензура, диктат толпы: «Мы платим за билет, значит имеем право высказываться о выставках». Говорить может каждый что угодно. Но диктовать нельзя». (topspb.tv).

Олег Басилашвили, народный артист СССР: «Разумеется, я целиком и полностью поддерживаю Константина Аркадьевича. Поддерживаю и относительно его слов о том, каким тоном разговаривают с нами чиновники, и относительно всевозможных липовых «казаков», которые берут на себя смелость судить о том, что в искусстве правильно, а что нет… В свое время я входил в общественный совет при президенте, принимал участие в разработке Закона о культуре… Так вот, если вы откроете Конституцию, то можете сами прочитать о том, что органы власти у нас законодательно не имеют права вмешиваться в творческую деятельность, а государство при этом гарантирует каждому свободу всех видов творчества. Другими словами, каждый режиссер вправе сам выбирать любую форму для своего самовыражения при условии, конечно, что она кого-то реально не оскорбляет или не обижает. Конечно, нет такого закона, что нельзя в гостях класть грязные ноги на стол, но ведь почему-то уважающие себя люди так не делают: в данном случае действительно не надо лезть на рожон, в любом из нас должен присутствовать внутренний цензор. Но при этом нельзя ни в коем случае путать цензуру и госзаказ. То есть, если четко ставится прямая задача кого-то опорочить, у творческого человека всегда должен быть выбор: согласиться или отказаться», — считает Басилашвили. (ianews.ru).

Глава МХТ Олег Табаков признал, что в России "действительно появились персонажи, которые пытаются диктовать художникам, что они должны делать. Диктовать иногда в недопустимо агрессивной форме".

«Эти товарищи, я бы назвал их лазутчиками, выпрыгивали, например, на сцену Художественного театра, чтобы остановить спектакль, который оскорбляет их чувства. Этим людям кажется, что если цензуры нет, то они должны теперь контролировать искусство. Я человек бывалый, всякое видел и потому спектакля не снял. Прошло несколько лет, и оказалось, что спектакль этот прекрасно идёт и собирает публику. Поэтому с высоты своего большого советского и постсоветского опыта хочу сказать некоторым нетерпеливым товарищам: не приносите свиные головы к МХТ, не выпрыгивайте на сцену во время спектаклей, не думайте, что вы таким образом поможете создать правильное искусство. У вас нет возможностей поставить спектакль или сыграть его, примите это как аксиому».

Олег Табаков отметил, что начиная с конца 1980-х в стране отменили цензуру, поэтому теперь "каждый предъявляет и свой талант, и свою бездарность без посредников". «У нас самих есть много способов понять, что мы делаем, как наше слово отзывается в публике. И потому давайте работать без агрессии, которая очень нехороший знак для нашего общества», — обратился к коллегам по цеху Олег Табаков. (life.ru).

Телеведущий Владимир Познер поддержал художественного руководителя театра «Сатирикон» Константина Райкина. Обращение Познера опубликовано на его официальном сайте. «Дорогой Константин Аркадьевич! Хочу поздравить Вас с Вашим недавним выступлением и выразить Вам свою полную поддержку», — заявил телеведущий. Познер призвал худрука «Сатирикона» не обращать внимания на заявления тех, кто считает себя «голосом народа». По словам телеведущего, народ — совсем плохой судья в случае с искусством. «Вспомните, как шельмовали великих Прокофьева и Шостаковича, Пастернака и Ахматову при полной и весьма горячей поддержке народа», — пояснил он. Познер назвал Райкина одним из немногих художников, у кого хватило мужества назвать вещи своими именами, сообщает www.gazeta.ru.

Познер эмоционально заметил, что радетели за чистоту нравов, которые с возмущением кричат об оскорблении чувств христиан и мусульман, "не отличаются от фанатичных членов ИГИЛа (организации, запрещенной в РФ)". Познер при этом призвал представить, что бы сделали террористы ИГ, если бы попали в Лувр или галерею Уффици, где полно статуй обнаженных мужчин, женщин и даже детей.

«На самом деле, в Ваших критиках и противниках говорит неграмотность, комплекс неполноценности, жажда разрушения и полное отсутствие толерантности ко всему, что им не по душе», - отметил в конце своего обращения Владимир Познер. (www.mk.ru).

Художественный руководитель Большого драматического театра Андрей Могучий признался "Фонтанке", что формально в России нет цензуры, однако "в самом профессиональном сообществе появились группы или персоны, с радостью готовые обслужить начальственный интерес, которые "лучше знают, что нужно народу", и выступают от его, народа, имени".

«Атмосфера недоверия, раскола, неуверенности - это реалии сегодняшнего дня. Искусство - это не сфера социального обслуживания населения, не соцкультбыт, и нельзя оценивать искусство по критериям эффективности работы дома бытовых услуг, например. Искусство призвано отражать реальность в ее сегодняшней подлинности, исследовать ее свойственным ему и только ему инструментарием, генерировать смыслы, просвещать, а не обслуживать чей-либо интерес или выполнять "заказ"», - говорит Могучий. (www.newsru.com).

На сайте Конгресса интеллигенции появилось письмо солидарности с речью К.Райкина, подписанное авторитетными деятелями культуры и науки, общественниками. В письме, в частности, говорится: «Наше единодушное желание сообщить всем заинтересованным лицам, что мы солидарны с тем, что высказал Константин Райкин.

Искусство и художник, какой бы области искусства это ни касалось, будь то театр, кино, литература, поэзия, современное визуальное искусство - не могут быть искренними, если власть и отдельные общественные организации присваивают себе исключительное право быть единственными судьями и защитниками «нравственности», «патриотизма», «религиозных чувств» и вводят идеологические ограничения в процесс художественного творчества и деятельность художественных институций.

Сегодня существует необходимость в солидарности и публичной защите всеми, кто работает в сферах искусств, простой истины – силовая и идеологическая цензура творчества несовместима с его сутью и потому недопустима».

Председатель общественного совета при Минкультуры Павел Пожигайло посетовал, что вопрос о цензуре и вмешательстве государства в свободу творчества, поднятый Константином Райкиным на съезде Союза театральных деятелей, вышел на политический уровень, тогда как о проблеме можно было "поговорить" в совете.

«В Общественной палате он выступал, мы поговорили на эту тему. Вопрос мог решиться на творческом уровне, сейчас уже идет речь и о позиции государства. Есть творческий процесс, можно было все это обсудить, сделать совместное заседание с Союзом театральных деятелей и поговорить на тему современной жизни театров, по предмету творчества и искусства, без выхода в неправильные сферы», - приводит РИА "Новости" выступление Пожигайло на заседании совета.

Как пояснил общественный деятель, "многие проблемы - темы совета". «Мы могли бы взять эти вопросы на себя, поговорить и выразить свою позицию - позицию общественного совета», - пояснил он.(www.newsru.com).

Тем временем активисты Национально-освободительного движения (НОД) устроили одиночные пикеты у ДК "Железнодорожник" в Новосибирске перед началом спектакля Константина Райкина, сообщает "Город Бердск" со ссылкой на организаторов акции.

На плакатах, которые были в руках нодовцев, была изложена их позиция по поводу выступления худрука "Сатирикона" на съезде Союза театральных деятелей: "Свободу от государственного финансирования К. Райкину, трубадуру вседозволенности в искусстве". Активисты также указали, что "Сатирикон" в 2016 году получил от государства 235 млн рублей.

Таким образом участники националистического движения пытались "сообщить посетителям спектакля о предательской позиции известного артиста, которая заключается в защите волны кощунств и антигосударственных постановок в сфере культуры России" и добиться прекращения госфинансирования театра Райкина "за оскорбление огромной части граждан, выступающих против безнравственности в искусстве и за права верующих".

По мнению пикетчиков, "в текущей ситуации гибридной войны, объявленной России, общество должно быть максимально защищено от провокаций, раскалывающих общество, тем более за государственный счет". (www.newsru.com).

В итоге СМИ сообщили о том, что министр культуры Владимир Мединский извинился перед художественным руководителем театра «Сатирикон» Константином Райкиным за высказывания его заместителя Владимира Аристархова на заседании в Общественной палаты 17 октября. Об этом сообщается на сайте театра.
«Министр Владимир Мединский по телефону принес извинения лично Константину Райкину за оскорбительные выражения и тон первого замминистра культуры РФ Владимира Аристархова», — говорится в сообщении.

Директор театра Анатолий Полянкин, Мединский и замглавы Минкульутры Александр Журавский также принесли взаимные извинения в излишней эмоциональности.

В сообщении отмечается, что 27 октября в Минкультуры состоялась встреча, в ходе которой «были обсуждены острые вопросы жизнедеятельности «Сатирикона».

Отмечается, что Полянкин и Мединский смогли достичь договоренности в отношении финансирования театра. Райкин не мог присутствовать на встрече, поскольку находился на гастролях в Новосибирске.

На сайте театра отмечается, что стороны выразили сожаление о развитии ситуации и договорились о дальнейшем сотрудничестве, построенном на взаимном уважении, в спокойной обстановке, сообщает www.rbc.ru.

Директор МБПЧ Александр Брод: «Константин Райкин обострил важные вопросы, касающиеся культурной политики и власти, пресечения деятельности радикалов, пытающихся «не пущать и запрещать» в сфере культуры. Но главное – он заставил всех нас еще раз обратить внимание на духовный кризис, агрессию и нетерпимость, которые царят в стране».