Версия для печати

О «Русском марше» в Москве и регионах

4 ноября в ряде российских городов прошел «Русский марш» – традиционное шествие сторонников праворадикальных идей, ежегодно привлекающее радикальных националистов, неонацистов, футбольных фанатов. Акция проводилась уже двенадцатый раз и охватила Москву, Новосибирск, Екатеринбург, Тулу, Вологду, Псков, Пензу, Нижний Новгород. Акции солидарности с «Русским маршем» состоялись в Севастополе, Ижевске, Моршанске, Саратове, Калининграде, Сосногорске, Краснодаре и на Кипре.

Организаторами манифестаций выступили: «Национальный союз России», Комитет «Нация и Свобода», «Русская правая партия», «Русская Вологда», «Реструкт Новосибирска», «Непримиримая лига», «Черный блок», «Свободная Россия», «Черное Солнце», а также лидеры региональных праворадикальных организаций, объединенные в оргкомитеты.

В этом году участники шествий выдвинули власти политические требования, в числе которых отставка действующего Президента РФ и правительства, а также «прекращение политических репрессий» (помимо прочего, имеются в виду приговоры Александру Белову (Поткину), Владимиру Квачкову и домашний арест Дмитрия Демушкина).

На митингах были провозглашены следующие лозунги: «Долой власть чекистов!», «Долой оккупацию – свободу русской нации!», «Отменить статью 282 УК РФ!», «Русский, проснись! Русский, борись!», «За права и свободу русского народа! Русская гордость – сильнее репрессий!». Радикалы скандировали:  «Путин и Медведев – убирайтесь вон!», «Меняем Белова на Сердюкова, а Демушкина на Путина», «Россия – это Европа».

«Сегодня стало ясно, русское сопротивление живо, борьба будет продолжаться», – заявил секретарь Центрального оргкомитета «Русского марша» Владимир Басманов (http://rmarsh.info).

Между тем выступление националистов в столице и регионах объективно продемонстрировало существенное снижение активности российских праворадикальных сил.

Так, демонстрация в московском Люблино при заявленных 15 тыс. человек собрала, по разным оценкам, от 350 (МВД) до 810 (MobCounter) человек. Сами организаторы говорят о 1,5 тыс. участников.

В целом в Москве и других городах протестные акции прошли спокойно. Как отмечают очевидцы, полиция вела себя корректно. В Москве были задержаны 7 участников шествия: за призывы в громкоговоритель «идти на Кремль», за сокрытие своих лиц под балаклавами, а также за использование пиротехники и пронос цепей. По данным активиста ПАРНАСа Марка Гальперина, один из участников марша был задержан за попытку развернуть украинский флаг.

На митинге, проведенном неподалеку от гипермаркета «Ашан», было зачитано послание Дмитрия Демушкина, переданное его адвокатом.

«Если со сцены «Русского марша» зачитывают мое обращение, значит, история русского национального движения продолжается, – заявил Д.Демушкин. – Я с вами сегодня здесь всей душой, и я хочу, чтобы вы как можно громче показали, кто хозяин в этом городе».

Вечером около 30 участников шествия из Люблино отправились на Красную площадь, где сфотографировались у памятника Минину и Пожарскому и в сопровождении полиции обошли Кремль.

Помимо «Русского марша» в Люблино, в Москве состоялись еще две аналогичные акции: альтернативный «Русский марш» Андрея Савельева на Октябрьском поле и митинг сторонников организации «Русский мир» на Суворовской площади. Таким образом, заявления о консолидации националистических сил 4 ноября на практике не подтвердились.

Не смогли объединиться и националисты Новосибирска. По городу в разное время и в разных местах прошли две колонны манифестантов: около 150 человек в 13:30 собрались у Собора Александра Невского, примерно столько же активистов в 16:20 провели демонстрацию в районе речного вокзала.

В других городах численность участников «Русского марша» также была невысокой. Около 100 человек прошлись по улицам Екатеринбурга и Тулы. В Пензе вместо заявленных 200 человек по берегу Суры прошагали лишь 30 активистов. 25 националистов вышли на митинг в Пскове, до 30 – в Вологде.

Так называемые «акции солидарности» состоялись в городах, где муниципалитеты отклонили заявки на проведение шествия. В Краснодаре в таком мероприятии приняли участие 7 человек. Одиночные пикеты были проведены в Моршанске, Калининграде, Санкт-Петербурге. В Ижевске и Сосногорске (Республика Коми) на улицах города были расклеены агитационные листовки с националистическими призывами. Кроме того, в этом году националисты попытались отметиться «международной активностью»: на одном из мостов Кипра 4 ноября появился баннер с надписью «Россия – это Европа» и логотипом White Power.

События «Русского марша» 2016 года активно комментируют в российском медиапространстве.

«Для нормальных людей 4 ноября – это День народного единства. И нам интуитивно понятно, что мы отмечаем. Мы все живём в России, говорим по-русски, причастны к русской культуре и да, большинство из нас русские по крови, – напоминает публицист Антон Котенев. – Кому-то нравится называть себя россиянином, кому-то — русским, кому-то принципиально важно акцентировать свою этническую принадлежность. Однако факт в том, что другой родины у нас нет. Иностранец не будет разбираться, кто из нас калмык, кто татарин, кто украинец, и вовсе сойдёт с ума, если мы примемся ему рассказывать о том, кем были по национальности наши бабушки и дедушки. Просто посмотрит на нас как на идиотов» (http://www.life.ru).

«Я не понимаю людей, которые называют себя националистами, вместе с тем выступают против присоединения Крыма, против сопротивления в Новороссии, – недоумевает публицист Виктор Аксючиц. – А в Крыму произошла Русская патриотическая революция. Именно пробуждение русского национального самосознания и исторической памяти людей, которые себя вдруг ощутили перед угрозой потери или уничтожения своей национальной самоидентификации, не только ощутили себя русскими, но и стали защищать свою русскость. И вдруг националисты оказываются в едином фронте с теми, кто вооруженным насилием пытался подавить эту русскость, пробуждение русскости в Донбассе. Странный какой-то гибрид» (http://www.svoboda.org).

«Нацисты во всех странах очень похожи, – отмечает экономист Александр Разуваев. – Современный Киев прекрасно показал, что бывает не только немецкий, но и славянский нацизм. Конечно, нацисты в России не имеют никаких шансов претендовать на власть, но этот вирус у нас в России тоже присутствует. И для нас он намного опасней, чем для Украины».

«Россия всегда была и может существовать только как многонациональная империя. Национальное государство – удел мелких и слабых игроков. Любая попытка разрушить единство и равенство народов нашей страны – прямой путь к концу имперской государственности, – уверен аналитик. – Мы все равны перед Богом, все – православные, мусульмане, буддисты, тенгрианцы и т.д. Притеснения инородцев – это прямая дорога к превращению России в Украину. Этого могут желать только враги страны».

«Сейчас весь не западный мир смотрит – устоит ли Россия. И если мы устоим, мы сможем стать лидерами всего антизападного мира, мира, основанного на уважении больших и малых стран, мира, основанного на справедливости. Неплохой реванш за крах СССР. Только мы должны хорошо помнить уроки недавней истории: Россию нельзя победить в войне, но можно взорвать изнутри», – предостерегает А.Разуваев (http://vz.ru).