Версия для печати

Журналистка Маргарита Зайдлер:

«По происхождению я немка, но, приняв православие, стала ощущать себя русской»

О Маргарите Зайдлер миллионы российских телезрителей узнали в июле 2014 года. Она была единственной зарубежной журналисткой, которая около месяца вместе с ополченцами Новороссии провела в Славянске. Почти каждый день ведущие российские телеканалы передавали репортажи Маргариты о ситуации в осажденном городе, где ополченцы и мирные жители противостояли осаде украинских войск.

После отхода из Славянска Зайдлер еще около месяца работала в сражающемся Донецке. В настоящее время журналистка живет в Крыму, в Севастополе. Она не хочет возвращаться в Германию, получила в России статус беженца и стремится стать гражданкой РФ. Но связей с родиной мужественная немка не теряет. Она сотрудничает с немецкоязычными оппозиционными интернет-ресурсами, рассказывает своим соотечественникам о жизни в Крыму, комментирует позицию РФ по международным вопросам, освещает положение дел в Донбассе.

- Маргарита, Вы родились в Германской Демократической Республике – государстве, которого уже нет…

-И я очень сожалею, что это государство прекратило свое существование.

Вы не были рады объединению Германии, которое приветствовало подавляющее большинство немцев?

Когда в 1990 году произошло объединение Германии, я тоже была этому рада. У жителей ГДР было ощущение, что сейчас наступит рай на земле. Но потом начались серьезные проблемы. Я жила в небольшом городке Виттенберг, в земле Саксония-Анхальт. После объединения многие жители города потеряли работу. У нас закрылся крупный химический комбинат, который являлся, как говорят в России, градообразующим предприятием. Мой брат тоже потерял работу.

В то время я окончила гимназию и медицинское училище, получила профессию медсестры, но в родном городе работы не было. Тогда я переехала в Западную Германию, в Баварию, в небольшой курортный городок Гармиш-Партенкирхен, недалеко от границы с Австрией. Работала медсестрой в местной больнице.

Летом 1997 года во время отдыха в Турции я познакомилась с группой украинцев из Мюнхена. Мы стали общаться, в том числе и на духовные темы. Они рассказали мне о православной вере, о православной церкви в Мюнхене, которую они посещают. До этого времени я была в поисках духовных основ. Но ни католическая, ни протестантская церкви, ни восточные религии меня не привлекали. Вместе с новыми друзьями после возвращения из отпуска я впервые посетила православное богослужение, впервые побывала в православном храме. И я сразу поняла – это мое, это моя церковь, моя вера. В 1999 году я крестилась в мюнхенском храме.

Это был храм Русской православной церкви Московского патриархата?

Да. Настоятелем храма и тогда, и сейчас является иерей отец Николай Забелич. Он меня и крестил.

После крещения Ваша жизнь изменилась?

Она полностью преобразилась. Я и раньше владела русским языком, так как учила его в гимназии, но теперь стала углублять свои знания, начала дополнительно учить церковно-славянский язык. Но самое главное – у меня возникло огромное желание жить в соответствии с канонами Русской православной церкви. Как известно, для женщины церковь предлагает два основных пути – семейная жизнь, включающая в себя материнство, и монашество. Я для себя избрала путь монашества, путь целомудренной жизни, путь «невесты Христа». Сразу же после крещения я отправилась в паломническую поездку по России, в частности, посетила одного из самых почитаемых старцев – протоиерея Николая Гурьянова, к которому со всей России и со всего мира съезжались люди на крошечный остров Залита в Псковском озере. Я тогда спросила у старца: «Батюшка, где мне жить? Мне нужно вернуться в Германию? Или навсегда остаться здесь, в России?» И старец мне ответил: «Оставайся в России!»

Эти слова так на Вас подействовали, что Вы решили остаться в России?

Да. Эти слова произвели на меня сильнейшее впечатление. Я действительно решила остаться в России. Но сразу осуществить это желание было невозможно. В последующие годы я совершила еще несколько паломнических поездок, побывала в московских храмах и монастырях, в Троице-Сергиевой Лавре в Сергиевом Посаде, в Александро-Невской Лавре в Санкт-Петербурге, в Дивеево, в Свято-Успенской Почаевской Лавре на Украине. А в 2002 году я навсегда покинула Германию, чтобы жить на Святой Руси.

Вы говорите о Святой Руси, но фактически Вы переселились на территорию Украины и 12 лет жили именно там.

Я никогда не делала различий между Россией, Украиной и Белоруссией. Для меня эти три страны являются неотъемлемыми частями Святой Руси, канонической территорией Русской православной церкви. По происхождению я немка, но, приняв православие, стала ощущать себя русской. И понятие «русский», вне всякого сомнения, включает в себя украинцев и белорусов.

Далеко не все украинцы и белорусы разделяют Вашу точку зрения.

Мне думается, что в сегодняшней Украине людям «промывают мозги» и отравляют души, пытаются привить украинскому народу вирус русофобии. Вражда между Украиной и Россией способна существенно ослабить обе страны на долгие годы и десятилетия. Она была уже давно запланирована. Еще князь Отто фон Бисмарк говорил о том, как можно победить Россию: надо отделить Малороссию от Великороссии, создать миф об украинцах как «особом народе», поощрять национализм и ненависть к русским. Все это происходит на наших глазах.

Чем Вы занимались на Украине? Где Вы жили?

Я жила в различных православных монастырях Украины в качестве трудницы и послушницы.

- Но монашеский постриг Вы не приняли?

Монашеский постриг – это не главное в монашестве. Главное – это жить по монашеским правилам. А постриг можно принять и на небе, в загробной жизни. В некоторых монастырях постригают не скоро, а через 10-15 лет, что я считаю правильным, ведь это решение на всю жизнь, необратимое, и человек должен проходить длительное испытание твердости своего намерения принять монашество.

Почему Вы ушли из монастыря?

- У меня возникли проблемы с документами, и я не смогла остаться в монастыре. Несколько лет я жила еще рядом с Почаевской Лаврой.

В 2012 году Господь сподобил меня познакомиться с Игорем Михайловичем Друзем, руководителем православной общественной организации «Народный собор». Я ушла из монастыря, переехала в Киев, стала редактором газеты «Нерушимое единство», которую издавал «Народный собор». Именно Игорь Михайлович раскрыл мои журналистские способности, за что я ему очень благодарна. До этого времени журналистикой я не занималась. Поэтому стаж в профессии у меня пока сравнительно небольшой.

Как Вы восприняли события на Майдане?

Офис нашей организации и редакция газеты располагались на улице Грушевского, в самом центре Киева. События на Майдане воспринимались всеми членами «Народного собора», и мной в том числе, как попытка государственного переворота, попытка захвата власти, попытка разрушить Украину и разрушить единство Украины и России. Дело ведь не в тогдашнем президенте Януковиче, который не пользовался популярностью и принимал невразумительные решения. Речь шла о том, чтобы «отколоть» Украину от России, поссорить две части единого русского народа. Против этого мы выступали. Наши активисты помогали бойцам «Беркута», приносили им теплые вещи, горячую еду, огнетушители. И мы были готовы сделать все от нас зависящее, чтобы Майдан не прошел, чтобы путч не состоялся. Но мы проиграли! Все усилия оказались тщетными! К сожалению, тогдашнее правительство Януковича не оказало нам ни малейшей поддержки. И это стало одной из причин нашего поражения и победы путчистов.

Тогда «Народный собор» принял решения эвакуироваться в Крым, в Севастополь. Мы были уверены в том, что Крым – это главный оплот русского духа на территории тогдашней Украины. Многие члены организации вступили в отряды Народной самообороны Севастополя. Я стала бойцом 13-й роты.

Когда Вы прибыли в Севастополь?

24 февраля, сразу же после победы путчистов. Народная самооборона действительно сыграла важную роль в жизни города-героя. Она поддерживала порядок в городе до проведения референдума 18 марта, до момента официального вхождения в состав России. Было задержано немало диверсантов-бандеровцев с взрывчаткой, холодным и огнестрельным оружием. После победы Майдана в Севастополе и других городах Крыма, к счастью, не наступил хаос. Роль государства на некоторое время взяла на себя общественность.

После вхождения Крыма в состав России основные задачи Народной самообороны были выполнены. Именно поэтому Вы приняли решения отправиться в Донбасс?

Многие крымчане поехали туда. Была вера в то, что события в Донбассе будут развиваться по крымскому сценарию. Мне искренне жаль, что этого не произошло. Мне думается, что борьба за Донбасс – это борьба за Россию, за единство восточнославянских народов. В Крыму и в Донбассе русский дух, тяга к России оказались наиболее сильными и непоколебимыми. В других регионах Украины русофобам и националистам под руководством заказчиков из Пентагона в большей степени удалось одурманить людей. Поэтому в Донбассе возникло мощное движение сопротивления новым украинским властям. Я просто не могла остаться в стороне от этого процесса. Тем более что в этом регионе живет немало моих друзей.

Расскажите, пожалуйста, о Вашей работе в Славянске?

Месяц, проведенный в осажденном Славянске, был самым трудным. Не хватало оружия, продовольствия, обмундирования. Я лично видела в окопах ополченцев, у которых даже не было армейских сапог. Кто-то из них был в сандалиях, а кто-то в обычных городских туфлях.

Когда я ехала в Донбасс, то думала, что смогу принести там пользу в качестве медсестры. Но меня направили в штаб и поручили заниматься информационной работой. Самые главные впечатления от пребывания в Славянске – это огромная поддержка со стороны местного населения, а также четкая организация работы штаба ополченцев.

В Славянск я попала в начале июня. А в ночь с 4 на 5 июля город был оставлен силами ополченцев и перешел под контроль украинских войск. Это был организованный отход, который позволил сохранить жизни бойцов и боевую технику. Ополченцы Славянска стали ядром новообразованной армии ДНР. Я уверена, что если бы ополчение Славянска не прибыло в начале июля в Донецк, то мы не имели бы теперь ни ДНР, ни ЛНР. На подходе к Донецку украинская армия столкнулась с сильнейшим сопротивлением. В Донецке я была еще месяц. Также готовила репортажи из этого города.

После возвращения из Донбасса Вы исчезли с российских телеэкранов…

Я продолжаю заниматься журналистикой – и на русском, и на немецком языках. Сотрудничаю с интернет-сайтами, пишу статьи, беру интервью, готовлю видеозаписи, комментирую актуальные события в России, в Новороссии, на Западе. Кроме того, я являюсь членом президиума СВОД (Содружества ветеранов ополчения Донбасса). Наша организация старается помочь бывшим ополченцам решить житейские, бытовые проблемы, в том числе проблемы, связанные с лечением и реабилитацией. Я также являюсь почетным членом Венского института Суворова (Suworow-Institut), названного в честь великого русского полководца и политического деятеля. Институт старается улучшать диалог между русским и австрийским народами, организует различные культурные мероприятия, занимается православным миссионерством среди австрийского населения.

В настоящее время Вы живете в Севастополе?

Да. И для меня это самый любимый город России! Это город-герой со славными историческими традициями. В Севастополе я в гораздо большей мере, чем, например, в Москве, ощущаю патриотический подъем, верность идеалам Святой Руси.

Как устроена Ваша жизнь в бытовом плане? Как Вы зарабатываете на жизнь?

Мне не нужно зарабатывать на жизнь, поскольку я практически не нуждаюсь в деньгах. Я живу очень скромно, кров, пища и все необходимое у меня есть. У меня нет ни семьи, ни недвижимости, ни каких-либо ценностей или накоплений. В Севастополе я живу у друзей.

Для меня очень важно быть полезной России, честно и верно ей служить. Это самое главное! И, конечно, огромное место в моей жизни занимает молитва. Я живу как монахиня в миру, то есть я не приняла постриг, но придерживаюсь монашеских принципов. А значит, все суетное и материальное не имеет для меня никакого значения.

Благодаря Вашей деятельности Вы стали известным человеком не только в России, но и в Германии.

В Германии обо мне распространяется много лживой информации. Например, говорится, что я работала в Донбассе «за большие деньги от российского руководства», хотя на самом деле я там не получила ни копейки. Также меня называют террористкой, хотя я ни в кого не стреляла и не принимала участие в боевых действиях. Я занималась исключительно распространением правдивой информации.

Правда ли, что Вы ни разу не были в Германии после 2002 года?

Это правда. Я навсегда покинула Германию. А после моего пребывания в Донбассе возвращение на родину может быть и опасным. Меня могут привлечь к уголовной ответственности за участие в ополчении. Кроме того, не исключены допросы со стороны разведки и других спецслужб. В настоящее время я нахожусь в России, получив временное убежище. Но я мечтаю о получении российского гражданства, а путь к этому еще длинный. Пока, к сожалению, приходится сталкиваться с административными мытарствами.

Ваша работа способствовала прорыву информационной блокады Донбасса. В настоящее время Вы ведете аналогичную работу в Крыму. Как Вы можете объяснить однозначные итоги референдума 18 марта 2014 года?

Думаю, что крымчане исправили роковую ошибку Хрущева. С одной стороны, как я уже говорила, я считаю русских и украинцев одним народом. Но после прихода к власти на Украине русофобских, националистических сил право на владение Крымом Украина потеряла. Полуостров мог оставаться украинским только при условии государственного и духовного единства с Россией. Крым никогда не станет бандеровским! Благодаря референдуму народ Крыма смог принять решение о возвращении в состав Российской Федерации. На Западе, в том числе и в Германии, говорят об «оккупации» и «аннексии» Крыма. Поэтому моя работа по распространению правдивой информации продолжает оставаться актуальной.

Несколько недель назад в Донецке был убит Арсен Павлов (Моторола), один из самых известных, харизматичных командиров ополчения Новороссии. После его трагической гибели в российском обществе разгорелась дискуссия о роли этого человека. Неоднозначные оценки деятельности Павлова высказывались и на российском телевидении.

Я молюсь за упокоение его души, так же, как и душ всех командиров и бойцов Новороссии, отдавших свои жизни за Отечество! У Арсена Павлова были значительные заслуги перед Донецкой народной республикой и всем русским миром. Это был настоящий герой! Думаю, что это подлое убийство, совершенное агентурой СБУ, связано именно с его известностью, популярностью в народе. Была поставлена цель убрать, вывести из строя человека, которого искренне любили дончане. Враг стремится посеять в населении страх, панику, показать, что Украина может добраться до каждого, уничтожить каждого, дабы никто в Донбассе не чувствовал себя в безопасности. Наверное, единственный вывод, который необходимо сделать после этого подлого убийства,  – это усиление бдительности. Это относится ко всем людям, живущим в Донбассе или связанным с этим регионом, связанным с русским патриотическим движением.

А Вы не опасаетесь за свою жизнь? В Ваш адрес тоже было немало угроз со стороны «Правого сектора» и других националистических организаций.

Я ничего не боюсь. Все в руках Божьих.

Что Вы думаете о Минских соглашениях, о процессе политического урегулирования в Донбассе?

У меня сложилось впечатление, что эти соглашения пока выполняют только ДНР и ЛНР, а Украина своих обязательств выполнять не собирается. Думаю, что реальную автономию Украина Донбассу не предоставит. И вообще, при нынешнем киевском режиме этот конфликт, к сожалению, не завершится.

Беседовал Вадим Соколов, публицист, специально для сайта www.pravorf.org