Версия для печати

О Дне памяти жертв политических репрессий

30 октября в России вспоминают жертв политических репрессий. День памяти, официально утвержденный 25 лет назад, ежегодно объединяет тысячи россиян, скорбящих по погибшим в годы Большого террора.

30 октября москвичи собрались у Соловецкого камня в сквере на Лубянской площади и на Бутовском полигоне, где с августа 1937 по октябрь 1938 года, только по официальным данным, были расстреляны 20762 человека. Пришедшие возлагали венки и цветы, зажигали свечи. Погибших вспоминали поименно в соответствии с «расстрельными списками» НКВД. Участники акции «Возвращение имен», инициированной обществом «Мемориал», зачитывали имена, профессии и даты казненных в годы репрессий.

Акцию «Возвращение имен» поддержал главный раввин России Берл Лазар.

«Эта акция крайне необходима нам для сохранения памяти о страшных годах Большого террора, когда были арестованы миллионы человек и сотни тысяч из них расстреляны или умерли в лагерях, куда были заключены по фантастическим обвинениям. Этот террор не обошел стороной и еврейскую общину», – заявил Б.Лазар, напомнив, что в 1938 году был расстрелян раввин Московской хоральной синагоги Иегуда-Лейб Медалье, расстреляны и отправлены в лагеря тысячи религиозных активистов.

«Все эти люди были лишены всех прав, даже права на погребение. Их родные десятилетиями не знали, какова была реальная судьба арестованных. Как говорят наши мудрецы, человек жив, пока мы помним о нем. Выходя на площадь, мы вспоминаем десятки тысяч этих людей, возвращая им хотя бы частичку тех прав, которых они были лишены. Кроме того, память о жертвах – это гарантия против того, чтобы подобные события повторились», – заключил Б.Лазар.

30 октября невинно пострадавших в годы террора вспоминали на Колыме, в Магадане, Санкт-Петербурге, Архангельске, Томске, Кургане, Уфе, Екатеринбурге, Самаре, Воронеже, Твери, Вельске, Рязани, Туле и многих других российских городах. Имена погибших зачитывались и за рубежом – в Миннеаполисе (США), Париже, Риге, Саттон-Уэсте (Канада).

Акции памяти продолжились в первой декаде ноября.

10 ноября в Ставрополе начался сбор данных и фотографий жителей края, ставших жертвами политических репрессий 30-50-х годов. Как сообщается, единая база репрессированных ставропольчан будет создана на сайте «Мемориальное панно».

В этот же день в Нальчике, где в 1944 году на 13 лет один из титульных народов республики (балкарцы) был выселен в Казахстан и Среднюю Азию, открылась выставка Государственного музея истории ГУЛАГа и Фонда памяти «Стена скорби», посвященная созданию монумента жертвам политических репрессий.

На территории Мемориального комплекса в городе Карачаевске прошел митинг, посвященный 73-й годовщине депортации карачаевцев в Среднюю Азию и Казахстан. Митинг открыл Глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов: «Насильственное переселение привело к гибели тысяч людей еще на пути следования к местам ссылки. Еще более тяжкие испытания ждали карачаевский народ в годы депортации. Не стоит забывать и о том, что в то же время с самого начала Великой Отечественной войны практически все мужское население нашей республики, в том числе карачаевцы, воевали на фронте. Многие из них сложили голову в боях за Отчизну. Тысячи карачаевцев были удостоены высоких воинских наград, а 14 стали Героями Советского Союза. Народ выстоял и выжил, сохранив гордость и честь, язык, культуру и национальные традиции.

Мы всегда с особой теплотой вспоминаем те народы, которые помогли нашим предкам не умереть от голода, холода, болезней и лишений, зачастую делясь последним, оказывая большую моральную поддержку», - сказал Глава КЧР, отметив роль братских народов Карачаево-Черкесии, «которые со слезами горечи провожали, и со слезами радости встречали депортированный народ». (http://kchr.ru).

По данным общества «Мемориал», с 1917 по 1985 год в СССР по политическим причинам было репрессировано до 13 млн. человек. Больше половины из них понесли наказание без законного решения суда.

Участница акции «Возвращение имен», народная артистка России Елена Камбурова: «Традиция поминовения людей, погибших в репрессиях, которая установилась в Москве и других городах, удивительно прекрасна. Здесь видишь лица, каких не видно в обычные дни на улицах наших городов. И это уже часть общего покаяния, его начало. Когда-нибудь будет покаяние за все трагические события XX века. Как и многие другие люди, я считаю, что только после того, как в России произойдет это покаяние, ее история пойдет по-другому, другая интонация будет владеть народом».