Версия для печати

Исполнительный директор «Германо-Российского форума» Мартин Хоффманн:

«Диалог о правах человека – важнейшая часть взаимодействия Запада и России»

Славист, историк, политолог Мартин Хоффманн (MartinHoffmann) с 1995 года является исполнительным директором «Германо-Российского форума» (Deutsch-RussischesForume.V.) Эта организация была основана в 1993 году и объединяет более 400 граждан Германии, стремящихся к укреплению и развитию контактов с нашей страной. Участвуют в его работе и несколько десятков наших соотечественников.

«Германо-Российский форум» организует проведение конференций по экономическим вопросам, осуществление обмена в молодёжной и научно-технической сфере, стажировки журналистов, встречи правозащитников. При его участии в Германии и России проходят конференции городов-побратимов, художественные выставки, музыкальные фестивали. Все мероприятия этой общественной организации проходят при непосредственном участии и школьников, и глав государств и правительств двух стран.

 Одной из визитных карточек форума стали «Потсдамские встречи» – двухдневные консультации политиков, дипломатов и экспертов двух стран. Они проходят дважды в год (весной и осенью) попеременно в России и Германии. С российской стороны партнёром выступает Фонд общественной поддержки дипломатии им. А.М. Горчакова.

Каждая «Потсдамская встреча» включает в себя дискуссию с министром иностранных дел страны-хозяйки. В мае этого года гостей принимал министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер, в ноябре – министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.

- Какие аспекты в деятельности Вашей организации Вы считаете наиболее важными?

- Главное для нас – это наводить мосты между Германией и Россией, между Западом и Россией, способствовать установлению доброжелательных, партнёрских, взаимовыгодных отношений между нашими странами. Мы стремимся к диалогу, к сотрудничеству, к взаимопониманию.

Западному и российскому обществу необходимо понять, что нас объединяет. Но мы не должны забывать и о различиях, не должны обходить острые углы. В «Германо-Российском форуме» собрались друзья Россия, к которым я и себя, безусловно, причисляю. Но будучи друзьями, мы не можем только рассыпаться в комплиментах и славословиях. Необходимы острые, открытые, нелицеприятные разговоры, жаркие дискуссии.

С одной стороны, наша организация – эта площадка, позволяющая жителям Германии и других западных стран лучше понять позицию России, настроения, царящие в российском обществе. С другой стороны, этот форум даёт возможность донести до российской стороны точку зрения западной элиты, западной общественности.

Все мероприятия, все проекты являются для меня очень важными. Но я бы обратил внимание именно на правозащитный аспект. С момента своего основания в 1993 году «Германо-Российский форум» взаимодействует с институтами гражданского общества России, с правозащитными организациями.

- Вы упомянули о «диалоге о правах человека» как важной составной части российско-немецкого диалога. Каким образом должна вестись эта дискуссия?

- Важно, чтобы дискуссия о правах человека не вела к конфронтации, не способствовала идеологическому противостоянию. Права человека являются универсальными ценностями, актуальными для всех стран мира. Но вместе с тем в каждой стране существует свой общественный климат, свои общественные представления. Поэтому понимание прав человека, в том числе прав меньшинств, в России и на Западе может различаться.

В международном диалоге необходимо соблюсти «шпагат» между деликатностью и принципиальностью, учесть особенности друг друга и универсальность правозащитных постулатов.

- Господин Хоффманн, в течение многих лет Вы занимаетесь развитием немецко-российских отношений. Хотелось бы больше узнать о Вашем жизненном пути, об основных фактах биографии.

- Я изучал историю Восточной Европы и славистику в университете города Мюнстера. Будучи студентом, в 1986 году полгода провёл в Москве, совершенствовал русский язык в Институте имени Пушкина. После окончания учёбы мне не хотелось становиться кабинетным учёным или преподавателем вуза. Было желание заняться чем-то практическим. Также хотелось путешествовать. Оба эти желания удалось осуществить в работе гида-экскурсовода, сотрудника туристической компании. Мы организовывали поездки по Советскому Союзу, Китаю, США и многим другим странам.

- Вам нравилась разъездная работа?

- В этом плане ничего не изменилось! Я и сейчас люблю путешествовать, ездить в командировки, находиться в пути, в дороге. С 1990 по 1995 год я отвечал за организацию передвижных выставок о Германии в регионах Советского Союза и России. Это был проект немецкого МИД, который осуществлялся во взаимодействии с советским и российским МИД и органами власти регионов.

Наши выставки были посвящены истории Германии, а также её современной жизни. Разумеется, важной темой стало объединение двух немецких государств, произошедшее как раз в 1990 году. Мне приходилось отвечать за всё: перевозка и монтаж экспонатов, организация экскурсий, проведение вечеров немецкой культуры. Эта работа предполагала взаимодействие с различными людьми: представителями областной и районной власти, учителями, школьниками, учёными, журналистами.

Можно сказать, что пять лет я практически безвыездно провёл в российской глубинке, перемещался по различным регионам.

- Что Вам больше всего запомнилось?

- Думаю, что самое яркое впечатление – это гостеприимство, искренность, душевность советских, российских людей, их желание дружить с Германией, узнавать новое о нашей стране.

Конечно, выставки я организовывал не один. Наша команда состояла из 8 -10 человек. И эти пять лет научили меня работе в команде, умению брать ответственность на себя, готовности помогать коллегам и обращаться к ним за помощью.

С огромным удовольствием вспоминаю работу в Курске. До приезда в этот город он ассоциировался у меня с Курской битвой, крупнейшим в истории человечества танковым сражением. И когда я ехал в Курск, то, признаюсь, опасался определённой настороженности, недоверия по отношению к немцам. Но всё получилось по-другому! Куряне встретили нас очень тепло и дружелюбно. Были организованы детский конкурс юных знатоков немецкого языка, а также конкурс юных художников «Я рисую Германию».

- С 1995 года Вы являетесь исполнительным директором «Германо-Российского форума». Вероятно, теперь Вам приходится гораздо больше времени проводить в столицах, Москве и Берлине, а не в регионах России?

- На самом деле, я и сейчас регулярно посещаю российские регионы, т.к. мы реализуем значительное число проектов в самых разных частях России.

- Вероятно, Вы можете ответить на вопрос: как изменилась за эти четверть века наша страна, как изменилась российская глубинка, как изменились люди?

- Перемены, конечно, огромные. В первую очередь, они касаются бытовой стороны жизни. В самых дальних уголках России в магазинах можно видеть обилие товаров. Развиваются современные технологии. Мне думается, что Интернет играет в жизни российской молодёжи даже большую роль, чем в Германии.

Конечно, россияне и сейчас остались гостеприимными людьми. Но традиции российского гостеприимства, традиции делового этикета тоже со временем меняются. В настоящее время деловые переговоры в России уже, как правило, не связаны с роскошными банкетами, употреблением алкоголя. Всё происходит в доброжелательной, но официальной обстановке: деловые переговоры за чашкой кофе, а потом, после окончания рабочего дня, люди просто расходятся по домам или едут в гостиницу. Для бизнесменов и чиновников теперь гораздо важнее после окончания рабочего дня провести время с семьёй или заняться личными делами, а не устраивать банкеты с деловыми партнёрами. Вообще, российский стиль делового общения, правила коммуникации очень приблизились к западному образцу.

- «Германо-Российский форум» прилагает значительные усилия для развития отношений между нашими странами. Вместе с тем в немецких средствах массовой информации Ваша деятельность и деятельность аналогичных организаций нередко подвергается нападкам…

- С критикой в СМИ нам действительно приходится сталкиваться. Но вместе с тем, несмотря на нынешнее похолодание в немецко-российских отношениях, появляется множество позитивных публикаций о нашей работе. Всё-таки в немецком обществе, в том числе и в политической элите, чувствуется желание понять Россию. Есть и страхи, и недоверие. Но есть и желание диалога. Не всё так однозначно!

Одна из задач «Германо-Российского форума» состоит в том, чтобы все дискуссии вести в уважительном, доброжелательном ключе, без взаимных обвинений.

- Как Вы думаете, когда могут быть отменены западные санкции против России? Произойдёт ли это в 2017 году?

- До недавнего времени я был настроен в этом вопросе довольно скептически. Но после победы Дональда Трампа появился некоторый шанс. Но давайте проявим терпение! Американский президент ещё не вступил в должность, его администрация ещё не сформирована. Слишком больших ожиданий тоже не нужно связывать с Трампом, чтобы потом не наступило разочарование.

В любом случае, если будет принято решение об ослаблении или отмене санкций, то это не будет связано с признанием Крыма как части РФ. В нынешней международной ситуации официальное признание Крыма является невозможным. Но, думаю, вопрос Крыма может быть «заморожен», надолго или даже навсегда исключён из повестки дня международных отношений. Этот процесс «признания де-факто» уже начался.

Гораздо сложнее ситуация с Донбассом и с теми санкциями, которые были введены против РФ из-за конфликта в этом регионе. Конечно, Кремль оказывает влияние на Донбасс. Этого никто не отрицает! Но вместе с тем влияние России на действия так называемых «сепаратистов» нельзя назвать абсолютным. У политиков Донбасса существуют свои интересы, свои представления, которые они намерены отстаивать.

С другой стороны, влияние Брюсселя и Вашингтона на политику Киева тоже нельзя назвать всеобъемлющим. Скажем, Запад не может гарантировать того, что власти Украины в действительности предоставят Донбассу автономию, как это и прописано в Минских соглашениях.

- Но оказать давление на Киев вполне возможно. В рамках Минских соглашений Украина взяла на себя определённые обязательства. И эти обязательства необходимо выполнять.

- Я уверен в том, что Европейский союз будет прилагать усилия в этом направлении. Пока этот конфликт даже нельзя назвать «замороженным». Он то затухает, то вновь разгорается.

- Как вы думаете, могут ли Россия и Запад сотрудничать в вопросах урегулирования сирийского конфликта?

- Такое сотрудничество возможно. И мы даже наблюдаем определённое сближение позиций. Скажем, целый ряд высокопоставленных экспертов из окружения Трампа прямо говорят о том, что главной целью американской политики должно стать не свержение режима Башара Асада, а борьба с ИГИЛ и другими террористическими группировками.

- Это обнадёживающие сигналы с американского континента, которые вполне соответствуют российской позиции.

- Здесь не всё так просто! Даже если американцы на какое-то время «отступят», откажутся от своей борьбы с Асадом – они всё равно будут категорически против укрепления его режима. Думаю, что при Трампе здесь ничего не изменится. Американцы не хотят, чтобы из этого конфликта Асад вышел победителем, чтобы он упрочил свою власть. Найти взаимопонимание с Россией в этом ключевом вопросе будет непросто.

- В завершение нашей беседы хотелось бы узнать Ваше мнение о миграционном кризисе в современной Европе. Российские СМИ активно освещают эту тему.

- Миграционный кризис волнует немецкую общественность. Но Германия и другие европейские страны вполне способны с ним справиться. В прошлом году в нашу страну прибыло чуть более миллиона человек. Такое количество людей вполне возможно интегрировать.

В большей мере речь идёт не о реальных проблемах, а о страхах, опасениях коренного населения западных стран. Разумеется, интеграционные возможности каждой страны не безграничны. Но мы должны помогать людям, которые оказались в трудной жизненной ситуации, вынуждены опасаться за свою жизнь, бегут от войны.

Беседовал Илья Бруштейн, публицист, специально для www.pravorf.org