Версия для печати

Генеральный секретарь Института Суворова Патрик Поппель:

«Военными преступлениями украинского режима должен заняться международный трибунал»

В январе 2015 года в австрийской столице Вене была создана общественно-политическая и культурно-просветительская организация Институт Суворова – Общество содействия австрийско-российскому диалогу (Suworow Institut - Gesellschaft zur Förderung des Österreichisch-Russischen Dialogs). Мероприятия, которые проводит эта организация в австрийской столице, регулярно посещают около четырёхсот человек. Посредством Интернета информационные материалы «суворовцев» получают около пятидесяти тысяч австрийцев и жителей других немецкоязычных стран Европы.

Необычное название общественного объединения связано с тем, что Россия при императоре Павле Первом являлась союзником Австрии в войне против Франции. Во время знаменитого «швейцарского похода» русский генералиссимус А.В.Суворов командовал объединённой группировкой русских и австрийских войск. Об этом совместном боевом опыте и напоминает название организации.

Побудительным мотивом для создания организации стали события на Украине и в Крыму в 2013 – 2014 годах. Поэтому неудивительно, что «украинская тема» заняла важное место в беседе корреспондента сайта www.pravorf.org с генеральным секретарём Института Суворова Патриком Поппелем (Patrick Poppel).

- Господин Поппель, имя Суворова, вероятно, неизвестно подавляющему большинству австрийцев. Вы думали об этом, когда выбирали название для своей организации?

- Для нас важно, чтобы имя «патрона» нашего общества было обязательно связано и с Россией, и с Австрией. Так как Александр Васильевич Суворов воевал в том числе и на австрийской земле, на территории тогдашней Австро-Венгрии, был главнокомандующим объединённой группировкой русских и австрийских войск, это имя является идеальным выбором.

Знатоки России в Австрии хорошо знают, что Суворов был и остаётся одним из самых любимых исторических деятелей России, его считают одним из самых выдающихся россиян всех времён и народов. А для нас важно, чтобы наше объединение с первого знакомства вызывало симпатию у жителей Вашей страны. Ведь Институт Суворова создан для содействия австрийско-российскому диалогу.

Знакомясь с деятельностью генералиссимуса Суворова, австрийцы узнают много нового не только в российской, но и в своей собственной истории. Я также хотел бы обратить внимание, что за всю свою долгую жизнь Александр Васильевич Суворов не проиграл ни одной битвы.

Наше общество не готовится к военным действиям. Но в своей мирной, созидательной работе мы тоже стремимся быть непобедимыми.

- Во время наших предыдущих бесед Вы рассказывали о том, что создание Вашей организации тесно связано с событиями на Украине. Почему австрийско-российский диалог стало важно укреплять именно после украинских событий?

- Многие австрийцы были возмущены тем потоком лжи и клеветы, который обрушился на наши головы в связи с событиями на Майдане, киевским путчем и последующей войной в Донбассе. Я сознательно употребляю слово «путч». Это был именно путч, вооружённый захват власти, а отнюдь не «революция достоинства», как пыталась представить западная пресса.

Активную роль в киевском путче сыграли неонацисты, бандеровцы. Но на Западе, в том числе в Австрии, об этом не говорили. Наоборот, потоки обвинений обрушились и продолжают обрушиваться на руководство России и жителей Донбасса. Получается, что Порошенко – «законно избранный президент», а жители Донбасса – «сепаратисты и террористы». Хотя на самом деле эти люди просто хотели защитить свой регион от бандеровцев!

- Господин Поппель, почему Вы считаете, что эти темы должны волновать жителей Австрии? У людей свои заботы, свои проблемы…

- Австрийскую общественность возмутила не только ложь наших СМИ, но и государственная политика. Главная проблема состоит в том, что Австрийская Республика, к сожалению, присоединилась к позорным противоправным санкциям против Российской Федерации.

Эта ситуация не просто является скандальной. Она прямо угрожает основам австрийской государственности. Я бы хотел напомнить, что Советский Союз сыграл решающую роль в освобождении Австрии от германского фашизма. Благодаря победе советской армии и войск антигитлеровской коалиции Австрия смогла восстановить свой суверенитет, свою государственность. Эта общая историческая память должна связывать австрийский и российский народы.

Кроме того, мы считаем, что присоединившись к антироссийским санкциям, Австрия нарушила международное право, а именно свой статус нейтрального, внеблокового государства.

- Но ведь формально Австрия, как и Швейцария, продолжает оставаться нейтральным государством.

- Формально это так. Но если Австрия фактически находится в фарватере НАТО, если она отказалась от проведения самостоятельной внешней политики, то какой же это нейтралитет? Такой нейтралитет становится фикцией. И многие австрийские граждане с этим не согласны!

Австрия обрела свой суверенитет как нейтральное государство в 1955 году. Таким образом, она избежала участи Германии, разделённой на долгие десятилетия на два государства. Это счастливое для нашей страны развитие событий стало возможным благодаря доброжелательному отношению Советского Союза. Думаю, что у австрийцев есть все основания быть благодарными русским: наша страна не только избавилась от фашистского порабощения, но и смогла сохранить государственное единство.

Нейтральная Австрия, поддерживающая хорошие отношения с Россией, нужна не только самим австрийцам, но и всей Европе. Наша столица Вена в годы холодной войны в период существования Советского Союза была центром международного диалога, местом взаимодействия государств с различным общественным строем. Но разве сейчас не нужен такой центр? И разве Австрия, присоединившись к санкционной войне против РФ, может оставаться по-настоящему нейтральным государством и «дипломатическим центром Европы»?

Поэтому позиция Института Суворова проста. Австрия не должна ждать, пока санкции против РФ отменит весь Европейский союз (структура весьма неповоротливая, скованная внутренними противоречиями). Отмена санкций должна произойти немедленно. И принять решение необходимо в Вене, не перекладывая ответственность на Брюссель.

Такая возможность у каждой страны, в том числе Австрии, пока, слава богу, сохраняется. Европейский союз при всех его недостатках всё-таки ещё не стал супергосударством. У национальных правительств имеются полномочия в определении внешней политики.

Институт Суворова объединяет патриотов Австрии, людей, которых не оставляет равнодушными будущее нашей страны. Это будущее мы видим во взаимодействии с Россией, а не в конфронтации с ней.

Российская Федерация – наследница Российской империи. Австрийская Республика – наследница Австро-Венгерской империи. Россияне и австрийцы – два имперских народа. Это тоже объединяющий фактор.

Что Вы имеете в виду под понятием «имперские народы»?

- Это выражение не имеет ничего националистического, воинственного. Империя – это сплав разных культур, разных народов, разных образов жизни. И этот сплав создаёт единую страну. В Вене можно встретить и католические костёлы, и протестантские храмы, и православные церкви, и синагоги, и мечети. У нас, кстати, представлены практически все православные церкви: русская, греческая, румынская, сербская. Такой же многонациональной, многоконфессиональной является и Россия.

Взаимное проникновение австрийской и русской культур настолько огромно, что его даже сложно описать в нескольких предложениях. Оно охватывает все сферы: музыку, литературу, живопись, архитектуру…

Я не призываю к возрождению Австро-Венгерской империи и уважаю существующие государственные границы. Но как австриец я бы хотел, чтобы наш народ был достоин своего исторического прошлого и учитывал его при принятии актуальных политических решений.

У Австрии древние, многовековые традиции государственности, многовековая история взаимоотношений с Россией. При всём уважении к американцам мы, австрийцы, не должны становиться «американскими болонками», вассалами США. Я хочу, чтобы австрийская политика определялась в Вене, а не в Брюсселе или в Вашингтоне. Эта политика должна соответствовать австрийским национальным интересам.

- Не могли бы Вы рассказать о деятельности и структуре Вашей организации?

- Наш костяк – это десять сотрудников в Вене, каждый из которых отвечает за реализацию своего проекта. Кроме того, у нас работают два представительства в России: в Москве и в Екатеринбурге. Организация ещё очень молодая. Со временем хотелось бы, чтобы количество представительств увеличилось.

Нам обязательно необходимо организовать представительства Института Суворова в Беларуси, Казахстане и ряде других государств на постсоветском пространстве, где существуют русские, российские общины. Но это не значит, что мы связаны с русскими националистами или не уважаем государственные границы. Это не так! Мы придерживаемся демократических принципов, уважаем международное право.

Но российско-австрийский диалог мы понимаем как диалог со всем «русским миром», а не только с Российской Федерацией. Мне думается, что человек может быть, например, гражданином и патриотом Беларуси, настоящим белорусом – и при этом ощущать себя частью «русского мира» (в широком смысле).

Мы проводим в Вене много мероприятий. Они посвящены не только Российской Федерации, а всей русской цивилизации. Кстати, недавно у меня состоялась встреча с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Беларусь в Австрии Валерием Иосифовичем Воронецким. Он тоже согласился с тем, что для понимания России и русской души обязательно нужно познакомиться и с Беларусью.

Поэтому у нас состоялось уже несколько мероприятий, посвящённых Беларуси, её истории, культуре и современной жизни, в том числе и последним президентским выборам в этой стране. Мы поддерживаем контакты со Свято-Елисаветинским монастырём в Минске – одним из важнейших духовных центров Беларуси. Этот аспект тоже интересен австрийцам: Беларусь и Россия – разные страны, но они объединены одной верой и одной Церковью.

Мы устраиваем концерты, демонстрируем советские и российские фильмы, организуем политические диспуты, приглашаем интересных лекторов. Темы мероприятий самые разные: от истории казачества до роли шахмат в Советском Союзе и новой России. Также у нас имеются курсы русского языка, ведутся индивидуальные занятия. Институт Суворова активно сотрудничает с музыкантами, вокальными коллективами. Особенно у нас популярны казачьи песни.

- Знаю, что Вы не только устраиваете лекции по истории казачества и поёте казачьи песни, но и пытаетесь на практике возродить в Вене казачьи традиции.

- Одним из проектов Института Суворова стало создание группы любителей казачьего боевого искусства. Австрийцы с большим удовольствием учатся обращаться с шашкой, нагайкой, изучают приёмы кулачного боя, постигают навыки самообороны.

- Насколько это соответствует австрийскому законодательству? Можно ли вообще ходить по улицам Вены в традиционном казачьем костюме, с шашкой и нагайкой? Всё-таки речь идёт о холодном оружии.

- Разумеется, никому из нас не придёт в голову ходить по улицам Вены с шашкой и нагайкой. Точно так же никто не будет ходить по городу в традиционных рыцарских доспехах, с рыцарским мечом.

Но австрийцам, которые заинтересовались казачеством, хочется не просто сшить себе казачий костюм, не просто купить шашку и нагайку в качестве сувениров. Они хотят научиться пользоваться этими «инструментами». Правильно владеть шашкой и нагайкой – это красиво и мужественно, так же красиво, как, скажем, освоить фехтование шпагой или рапирой. В этом желании нет ничего агрессивного или противозаконного!

Кроме того, многих австрийцев привлекают духовно-нравственные традиции казаков, их взаимоотношения с Православной церковью, их система образования и воспитания. В общем, в Вене интересуются всеми аспектами казачьей жизни. Правда, обучение верховой езде в Австрии – дело гораздо более дорогое, чем в России.

Но это ещё один повод для поездок в Россию. В России австриец может вволю скакать по донской степи на лихом коне и чувствовать себя настоящим казаком!

- Почему всё-таки австрийцы так заинтересовались казачеством?

- Для австрийцев казак – это настоящий русский человек. А казачество – символ России. Не единственный символ. Но один из важных! Кстати, в Московской Патриархии и во многих епархиях РПЦ есть специальные отделы по взаимодействию с казачеством. И думается, что это не является случайностью.

Способствуя развитию диалога с Россией, мы хотим вести диалог и с российским казачеством. Нашей целью является создание настоящей казачьей станицы в Вене, которая могла бы объединить и русских эмигрантов, и коренных австрийцев, и православных, и людей других конфессий и вероисповеданий. Но эта станица не должна стать чисто фольклорным проектом. В ней обязательно должен чувствоваться православный дух. Потому что без православия подлинного казачества быть не может.

- Члены Вашей организации собирают гуманитарную помощь для Донбасса, регулярно выходят на демонстрации солидарности с дончанами. Почему тема Донбасса так важна для Вас?

- Донбасс – это неотъемлемая часть русского мира. Он может территориально входить в состав Украины, скажем, как автономный регион. Но его нельзя отделить от русского мира, от русской души, от русской истории. Будучи друзьями России, друзьями россиян, мы не можем не проявлять солидарность с Донбассом.

- Что Вы думаете о Минских соглашениях? Как можно достичь мира на земле Донбасса?

- И я, и все члены нашей организации одобряют Минские соглашения. Соглашения о том, что Донбасс должен получить на Украине автономный статус и должен начаться процесс национального примирения, возрождения региона, – это хорошая, благородная идея.

Но хотелось бы сказать и о вещах, о которых не сказано в Минских соглашениях. Военными преступлениями украинского режима должен заняться международный трибунал. И я глубоко в этом убеждён!

Поясню свою мысль. Уже само по себе использование вооружённой силы для решения внутренних конфликтов является весьма проблематичным. Мягко говоря! Но режим Порошенко не просто направил в Донбасс регулярную украинскую армию, а привлёк к участию в боевых действиях различные незаконные вооружённые формирования, неонацистские группы. Говоря простым языком, для достижения своих целей Порошенко пошёл на прямой сговор с откровенными отморозками.

Киевский режим совершил преступления не только против Донбасса. Он совершил преступления и против украинской армии, и против украинской государственности. Фактически он попытался «интегрировать», соединить всевозможные «добровольческие батальоны», вооружённые группы «Правого сектора» с регулярными армейскими частями.

Во что превратилась украинская армия? Кадровых военных заставили участвовать в преступлениях против собственного народа, заставили плясать под дудку бандеровцев.

Я уверен в том, что если сейчас провести в украинской армии чистку, убрать оттуда всех бандеровцев и зарубежных наёмников – искателей приключений, то никаких вооружённых провокаций в Донбассе не будет. Украинские военные и военное руководство народных республик Донбасса вполне способны обеспечить чёткое соблюдение режима прекращения огня. Главное, чтобы политики Киева этому не мешали.

По сути дела, киевский режим продолжает вести против Донбасса так называемую гибридную войну. Эта гибридная война включает в себя и участие в военных действиях незаконных вооруженных формирований, и экономическую блокаду региона, который Украина считает своим.

Ведение гибридной войны вполне подпадает под категорию военных преступлений. Мы ещё не можем назвать господина Порошенко военным преступником. Но у нас есть все основания требовать юридического расследования его действий.

- Но всё-таки Порошенко признан Западом легитимным главой Украины. Этот фактор тоже надо учитывать.

- Вопрос легитимности Порошенко как украинского президента является спорным. Можно вспомнить, как он пришёл к власти в результате путча, в каких условиях проходили президентские выборы… Но даже если признать Порошенко легитимным главой Украины – это не даёт ему права вести гибридную войну против Донбасса. А он продолжает её вести!

В конце концов, весь мир признавал Слободана Милошевича легитимным президентом Югославии. Но он оказался в Гааге! Здесь мы явно сталкиваемся с политикой двойных стандартов, которую проводят западные страны.

Вопрос не в личной судьбе Порошенко и его команды... Гражданам Украины необходимо понять, что без мира в Новороссии не будет благополучной жизни и в Киеве, и во Львове. Пока Донбасс подвергается обстрелам и экономической блокаде, процветание на Украине не наступит, национальное примирение будет невозможно.

- А что Вы думаете о ситуации в Крыму?

- В Крыму удалось предотвратить донбасский сценарий. Этой фразой всё сказано. Если бы Крым не стал частью России, то там тоже орудовал бы сейчас «Правый сектор». Поэтому для Института Суворова ответ на вопрос о юридическом признании Крыма как части РФ является очевидным. Мы признаём легитимность крымского референдума и рады его результатам.

Правда, есть в Донбассе, да и в России горячие головы, которые даже сейчас говорят о «крымском сценарии в Донбассе». Кто-то готов штурмовать Мариуполь или даже Киев. Это опасные тенденции. Важно быть патриотом России, но нужно сохранять холодную голову, видеть реальное развитие событий.

- У Вас ведь много контактов с Донбассом?

- Члены нашей организации регулярно посещают Донбасс. И во время поездок в Москву происходит много встреч с жителями этого региона.

Донбасс – это важная часть русского мира. Россия в любом случае будет ему помогать. Но с другой стороны, российские ресурсы – и экономические, и политические – не безграничны. И самое главное, отстаивая интересы Донбасса, Россия стремится проводить мирную политику, иметь нормальные отношения со всеми странами.

Я очень рад тому, что Президент России Владимир Путин не пошёл на поводу ура-патриотов и не стал принимать рискованные решения относительно восточной части Украины. В этом проявилась его государственная мудрость. Радость по поводу воссоединения с Крымом, «подаренным» Хрущёвым Украине, вполне логична. Но когда кто-то в России говорит о необходимости так же поступить с Донбассом – это уже провокация. Такие заявления вредят российским интересам. И они на руку недругам России.

- Господин Поппель, что даёт лично Вам работа в Институте Суворова?

- Эта работа связана с интересными поездками, встречами с яркими, талантливыми людьми. Но самое главное, у меня не только возрос интерес к России, но и появилось ощущение второй родины.

Беседовал Вадим Соколов, публицист, специально для www.pravorf.org