Версия для печати

О задержании экоактивистов в лесопарке Кусково

В ночь на 29 декабря в московском лесопарке Кусково сотрудники полиции разогнали лагерь противников строительства Северо-Восточной автомобильной хорды, которая должна пройти по границе зеленой зоны. Правоохранителями были задержаны 10 экоактивистов, пытавшихся препятствовать спилу деревьев в районе платформы «Плющево», и журналист телеканала «Дождь» Василий Полонский, снимавший происходящее на видео. Протестующие были доставлены в ОВД «Вешняки», где их продержали всю ночь. На следующий день Первомайский районный суд признал восьмерых задержанных виновными по статье 19.3 КоАП РФ и наложил на них штрафы в размере от 500 до 1000 рублей. Рассмотрение еще трех дел перенесли на январь. Весьма показательно, что максимальные суммы выписали тем активистам, у которых в суде не оказалось адвоката. Вопросы вызывает и практика выдачи именных квитанций на оплату штрафа на месте, несмотря на то, что по закону судебное решение вступает в силу лишь спустя 10 дней после постановления, а в случае обжалования – после рассмотрения дела в суде второй инстанции.

Агрессивные действия полицейских при задержании стали поводом для депутатского запроса заместителя председателя ЦК КПРФ Валерия Рашкина. В документе, отправленном в МВД и Генпрокуратуру, парламентарий просит «осуществить поверку действий сотрудников полиции на предмет нарушения свободы слова и прав журналиста и принять меры для скорейшего восстановления законности».

Директор МБПЧ Александр Брод: «По мнению защитников парка, вырубка зеленых насаждений в Кусково ведется незаконно, а стройка магистрали нанесет непоправимый ущерб историко-культурному ансамблю и памятнику парковой архитектуры».

Между тем директор института экономики транспорта и транспортной политики Михаил Блинкин считает ситуацию вокруг Кусково «стандартной».

«Это абсолютно стандартная коллизия, – заявил он изданию «НСН». – Никакой злой воли я здесь не усматриваю. Потому что люди, которые работают справа от железной дороги, противники трассирования по кромке Кусковского парка, у них возле домов вырубают деревья. Понятно, что это вызывает протест. Граница парка не везде точно определена. Как мне рассказывали историки, на месте вырубки раньше стояли бараки и дачные строения. Их снесли более полувека назад, и все заросло древесно-кустарниковой растительностью. Для местных жителей не важно, что к парку эти территории раньше отношения не имели. Для них это все парк. Поэтому они протестуют. С другой стороны дороги люди протестуют, потому что трассирование хорды по левую сторону от дороги подразумевает высокую эстакаду, которая пройдет у людей, которые там живут, под окнами. Люди против этого. Когда город развивает инфраструктуру, «сладких» решений, когда все-все довольны, просто не бывает. Поэтому принципиально важно не доводить до конфликтов, полиции, разгонов. Нужно вдумчивое объяснение, почему выбрано именно это решение».

При этом, по словам эксперта, отказ от строительства дороги невозможен.

«Мои старшие коллеги включали эту хорду еще в генплан 1971 года! – напомнил М. Блинкин. – Это совершенно необходимая вещь для Москвы. А вот как довести ее от планов до земли, до асфальта – это серьезная работа с населением. Надо аккуратно объяснять, что значительный экологический ущерб – это когда трасса разрезает лесной массив, парк. Тогда экологическая единица разрушается. А когда по кромке трасса проходит – парк Кусково не пострадает. Но это надо объяснять, потому что психологически для людей, которые живут там, это не так. У них здесь лес и там лес. Через коленку эту проблему не решить».

По мнению руководителя Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергея Канаева, открытие магистрали станет меньшим из возможных зол.

«У города нет возможности расширять транспортную сеть, поэтому транзит транспорту нужно отправить так, чтобы автомобили не чадили в городе, а пролетали со скоростью 90 км/час, – считает он («Газета.Ru»). – Представьте, едут эти автомобили или стоят в пробках часами. Экологическая обстановка благодаря такому решению улучшится минимум на 10%. Пока же получается, что люди, которые там живут, не могут выехать из своего района, они всегда проезжают через МКАД. Район получается оторванным от города. Другой же вариант строительства с эстакадой просто неприемлем — она же будет пролегать у людей под окнами, район просто задохнется. Поэтому я за строительство хорды, но при этом при таких конфликтных ситуациях должна быть создана контролирующая комиссия, которая фиксировала бы все обещания мэрии и указанные чиновниками сроки».

Он также признал, что проблему некоторые активисты преувеличивают. «Многие говорят о вырубке леса, но речь идет о 2,5 тыс. деревьев в непарковой зоне, – подчеркнул Канаев. – Взамен будет высажено 10 тыс. деревьев – это в три раза больше. Кроме того, саму парковую территорию облагородят».

Автоэксперт Петр Шкуматов отметил, что обсуждать этот вопрос начали еще лет шесть назад. «Вот тогда можно было рассматривать какие-то альтернативы, но всем было все равно, никто не протестовал. Теперь же другого варианта строительства дороги нет. Не строить уже невозможно, иначе в Москве останутся два ультрадорогих «обрубка» – Северо-Западная хорда и Косинская эстакада, – которые эта дорога должна соединить», – подчеркнул Шкуматов (vz.ru).

Решение по строительству СВХ «является самым оптимальным из всех существующих вариантов. Потому что альтернативы нет. Либо рядом с домами, либо подальше от домов. В Москве невозможно строить так, чтобы под строительство был задействован пустырь, где нет никаких интересов», – согласился и руководитель проекта «Пробок.нет», эксперт в области транспорта Александр Шумский, отвечая порталу ИА Regnum.

«Тем более сейчас речь идет об очистке небольшой зоны шириной сто метров, причем она не касается леса, а касается «самосева» на месте бывших деревень. Это неприятно, но с этим придется смириться. Мы живем в городе, и город не может не развиваться. Северо-восточная хорда важна, и это не вызывает вопросов», – подчеркнул Шумский(vz.ru).

В начале декабря вопросы строительства Северо-Восточной хорды поднимались на заседании Совета при Президенте РФ по правам человека с участием главы государства.

«Согласно генплану дорога должна проходить в другом месте, но она будет проходить по парку «Кусково», – сообщил Владимиру Путину председатель комиссии СПЧ по экологическим правам, исполнительный директор «Гринпис России» Сергей Цыпленков.

Президент признался, что не в курсе проблемы, однако пообещал провести необходимые консультации со столичным градоначальником.

«Обязательно переговорю (с С. Собяниным) и узнаю, какие там соображения, что там рубить, зачем», – сказал В. Путин.

Комментируя задержания экозащитников, председатель СПЧ Михаил Федотов в интервью «Дождю» предложил обжаловать вынесенные постановления суда в вышестоящую судебную инстанцию, а дело Василия Полонского «довести до конца».

«К сожалению, у нас очень часто бываю случаи, когда журналисты подвергаются преследованию и насилию. Таких случаев достаточно много. А вот уголовных дел по статье 144 УК РФ (воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов) очень мало, в значительной степени – по вине самих журналистов и редакций. Они не доводят дело до конца. Давайте доведем до конца это дело», – обратился глава СПЧ к сотрудникам телеканала.