Версия для печати

О законе, регулирующем применении физической силы к заключенным

28 декабря Президент России Владимир Путин подписал дискуссионный закон, регулирующий применение физической силы, огнестрельного оружия и специальных средств по отношению к заключенным со стороны сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний. Поправки коснулись нормативных актов «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Госдума приняла закон 21 декабря, 23 декабря он был одобрен Советом Федерации.

Речь идет об «облегченной» версии законопроекта, вызвавшего ожесточенные споры в экспертной и правозащитной среде и получившего название «закон садистов». Ко второму чтению из проекта закона было исключено положение, в соответствии с которым сотрудники ФСИН России могут применять силу, оружие и спецсредства за нарушение режима содержания, а также стрелять по большому скоплению людей, даже если могут пострадать случайные лица. Есть основания полагать, что появлению более мягкой редакции документа способствовало растиражированное в СМИ письмо оппозиционного активиста Ильдара Дадина о пытках в сегежской колонии № 7.

«Главная цель – обеспечить защиту прав осужденных от необоснованного насилия», – цитирует ТАСС председателя комитета по безопасности и противодействию коррупции Госдумы Василия Пискарева.

По словам депутата, в новой редакции законопроекта действует «принцип минимизации последствий применения физической силы и своевременного оказания медицинской помощи пострадавшим».

Как пояснил первый заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев, принятые поправки предусматривают возможность своевременного оказания медицинской помощи в случае причинения телесных повреждений осужденным. Также оговорена необходимость своевременной фиксации полученных повреждений медработниками. Применение силы и спецсредств будет фиксироваться посредством видеорегистратора, однако лишь при наличии технической возможности. Кроме того, вводятся ограничения на применение электрошокеров, устанавливаются единые правила применения резиновых дубинок.

В соответствии с новой редакцией закона сотрудник ФСИН не несет ответственности за вред, причиненный при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, только если их применение было признано правомерным.

Директор МБПЧ Александр Брод: «Помимо прочего, закон ограничивает применение оружия и спецсредств в отношении беременных женщин, инвалидов и несовершеннолетних. Также не допускается нанесение ударов палкой по голове, шее, ключицам, животу, половым органам, в область проекции сердца. Важно отметить, что из документа была исключена норма о применении спецсредств за нарушение режима, которая вызвала особую критику со стороны правозащитников».

8 декабря на заседании Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Владимир Путин, отвечая на вопрос о недостатках формирования общественных наблюдательных комиссий, контролирующих соблюдение прав человека в местах лишения свободы, заявил: «Нам там никакие бунты не нужны. Дело даже не в бунтах, нам нужно права человека там соблюдать. Как бы там ни было, люди оступились, находятся в местах лишения свободы, но это наши граждане, и их права должны быть обеспечены. Здесь нужен непредвзятый взгляд на то, что происходит в этой системе. Если что-то происходит за рамками закона, то реакция государства должна быть обеспечена».

С 30 ноября по 13 декабря 2016 года в России работала делегация Комитета Совета Европы по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. Комиссию в составе шести человек интересовали условия содержания и обращение с заключенными в закрытых учреждениях РФ. Как отмечается в сообщении, опубликованном на сайте СЕ, европейские наблюдатели посетили изолятор временного содержания (ИВС) УВД ЮЗАО, СИЗО-1 «Матросская Тишина», СИЗО-2 «Бутырка», СИЗО-5 для несовершеннолетних в Москве, СИЗО-1 в Перми, колонию строгого режима № 1 и колонию № 2 для пожизненно осужденных в Соликамске, ИВС краевого ГУ МВД России, ИВС № 5, СИЗО-1 для несовершеннолетних, краевой психоневрологический диспансер № 1 и Шилинский психоневрологический дом-интернат в Красноярском крае, ИВС областного ГУ МВД России, СИЗО-1, Федеральную специализированную психиатрическую больницу с интенсивным наблюдением, новосибирскую клиническую психиатрическую больницу № 3 и Обской психоневрологический дом-интернат Новосибирской области.

«В ходе визита делегация представила свои предварительные замечания российским властям», – отмечается в сообщении.

Подробный отчет по итогам работы комиссии Комитета СЕ в России будет подготовлен в течение ближайших месяцев.

Также Президент РФ Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека. В частности, генеральной прокуратуре поручено провести проверку соблюдения ФСИН законодательства об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, говорится в сообщении на официальном сайте Кремля.

«Генеральной прокуратуре РФ провести проверку соблюдения федеральной службой исполнения наказаний законодательства об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания в части, касающейся взаимодействия с членами общественных наблюдательных комиссий, образованных в субъектах РФ, в порядке, установленном федеральным законом от 10 июня 2008 года №76-ФЗ», — следует из публикации.

Доклад по выполнению поручения должен быть представлен до 1 сентября 2017 года, ответственным за исполнение назначен генеральный прокурор РФ Юрий Чайка.