Версия для печати

Памяти Елизаветы Глинки

25 декабря авиакатастрофа самолета Ту-154 Министерства обороны РФ над Черным морем унесла жизни 92 человек – военнослужащих, журналистов и артистов ансамбля имени А.В.Александрова. В числе погибших известная правозащитница, благотворитель Елизавета Глинка, которая сопровождала груз гуманитарной помощи для сирийских госпиталей.

Елизавета Глинка, больше известная в России и других странах как Доктор Лиза, возглавляла международную общественную организацию
«Справедливая помощь» и являлась членом Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

Доктор Лиза протягивала руку помощи всем нуждающимся в ней. Она спасла жизни сотням детей Донбасса и Сирии, поддерживая их медикаментами. В Москве опекала бездомных: два раза в неделю у Павелецкого вокзала волонтеры «Справедливой помощи» вместе с самой Елизаветой Глинкой кормили и лечили людей, которым больше не к кому было обратиться, помогали восстановить документы. Фонд «Справедливая помощь» существовал на народные пожертвования.

На вручении Государственной премии за две недели до катастрофы Доктор Лиза произнесла пророческие слова: «Завтра я лечу в Донецк, оттуда – в Сирию. Мы никогда не уверены, что вернемся оттуда, война – это ад на земле».

Она давно потеряла счет командировкам в горячие точки. Отвечая на вопросы корреспондента портала mir24, Елизавета Глинка призналась, что бывает в Новороссии чаще, чем дома.

27 декабря в сирийском госпитале Тишрин, куда из России планировалось доставить лекарства и спецоборудование, собрался весь медицинский персонал, чтобы почтить память Елизаветы Глинки.

«Случившееся повергло нас в шок, для меня известие о крушении самолета было кошмаром, – сказала друг и коллега Доктора Лизы сирийский врач-ревматолог Мария Жнат. – Доктор Лиза была не просто добрым человеком, а ангелом-хранителем для детей. После посещения нашего госпиталя она поехала в Донбасс, но продолжала интересоваться судьбой детей, которые пострадали в ходе боевых действий в Сирии».

«Она хотела подарить надежду сирийским детям, оказать им помощь. Доктор Лиза – человек мира, она была готова прийти на помощь в любое время. Это невосполнимая утрата», – сказал директор госпиталя Мунир Осман.

В СПЧ уверены, что лучшим памятником Доктору Лизе станет продолжение ее дела и деятельности фонда «Справедливая помощь» в Москве, Донецке и Сирии.

«То, что мы обязаны продолжить ее миссию, для меня очевидно», – заявил председатель СПЧ Михаил Федотов.

«Я убежден, что в лице Доктора Лизы мы потеряли не только человека, который в свое время будет канонизирован как великий русский святой, мы потеряли замечательного человека. Потеряли человека, который нес миссию добродетели и совершенно не напрасно. Это естественно, что всего две недели назад она получила из рук Президента Государственную премию за выдающиеся заслуги в области правозащитной деятельности. Она всю свою жизнь посвятила защите прав человека, защите человека от унижений, от болезней и страданий. Она занималась паллиативной медицинской помощью, кормила бомжей, одевала их. Лечила, заботилась. Она заботилась о детях Донбасса, вывозила их оттуда под огнем, раненых, больных, прикрывая своим телом от пуль. Сейчас она летела в Сирию, для того чтобы отвезти медикаменты в госпиталь в Латакии. Это была ее очередная миссия. Я уверен, что оттуда, с небес, она тоже будет помогать», – сказал глава СПЧ.

«Елизавета не осталась бы в Сочи, она бы полетела, даже если бы знала, что самолет неисправен, – уверен зампред комиссии по развитию гражданского общества Общественной палаты Москвы Вадим Ковалев («МК»). –  Лиза помогла тысячам граждан, пострадавших в войне на юго-востоке Украины, эвакуируя людей и семьи с детьми-инвалидами. Ну а мы чем могли помогали ей, возили этих детей, собирали деньги для «Справедливой помощи», и теперь я получаю одно за одним сообщение: «Что теперь без доктора Лизы будет с детками?» Вспоминаю слова Лизы: «Надо помогать» – и понимаю одно, мы не остановимся, теперь это наше дело».

«Когда я с ней познакомилась, она помогала бомжам на вокзалах – несколько раз в неделю выезжала туда, кормила и лечила их, – рассказывает правозащитница Зоя Светова («МК»). – И, на мой взгляд, Доктор Лиза была великой женщиной, именно потому что помогла тем, кому никто не хотел помогать. Потом я узнала, что у нее был детский хоспис в Киеве... Когда говорят, что любого можно заменить – это не о Докторе Лизе. Ее никто не сможет заменить. Такие, как она, рождаются очень редко в этом мире. Они совершенно бесстрашны, и часто их жизнь заканчивается трагически, на взлете. Вот и у Лизы произошло именно так».

«Лиза всегда бросалась на помощь всем, кто в ней нуждался – в разных странах, – вспоминает председатель совета благотворительного фонда «Нужна помощь» Митя Алешковский («meduza.io»). – Она открыла хоспис в Киеве, занималась помощью бездомным в Москве, помощью людям с инвалидностью, паллиативным больным по всей России, людям, страдающим от войн, в том числе в Украине, летела в Сирию с грузом медикаментов. Она всегда была на передовой – передовой борьбы со смертью и болью. Таких людей, как она, единицы; я не знаю, где их берут и из чего делают. Ее будет ужасно не хватать».

«Как мало у нас рук на все дела милосердия, – констатирует директор благотворительного фонда «Подари жизнь» Екатерина Чистякова («meduza.io»). – Уход каждого оставляет без помощи и обездоленными очень большое количество людей. С уходом Елизаветы Глинки такими остались бездомные – все, кто страдают от военных действий в Донецке и Луганске. Большая брешь образовалась, ее надо теперь как-то закрывать. Ушел еще один ориентир, камертон, по которому можно определять, что такое хорошо, что такое плохо».

«Я обожал и любил Доктора Лизу, – признается известный британский журналист Грэм Филлипс. – Люди, которым она помогла, исчисляются тысячами. Сложно оценить ее вклад. В Донбассе она была символом надежды на избавление от страданий в жестокой войне. В декабре она получила награду за вклад в работу в области прав человека из рук Путина. Я написал, поздравил ее. И мы определили даты для съемок фильма в январе. Я действительно с нетерпением ждал этого, очень хотел увидеть ее снова. И сегодня... внутри щемит ужасное чувство. Глубокая печаль в моем сердце. Я всегда буду говорить о Докторе Лизе – она была просто замечательным человеком» (http://kaliningradlive.com).

По мнению члена СПЧ, журналиста Николая Сванидзе, Доктор Лиза была достойна Нобелевской премии мира.

«Я совершенно точно уверен, что она заслуживает такого рода награды. Убежден, что вскоре ее вклад в области укрепления мира могли бы отметить и наградить ее Нобелевской премией мира», – сказал Н.Сванидзе.

 «Она производила впечатление женщины, которая занимается делом и делом же, а не словом выражала жалость», – добавил он («kp.ru»).

Более 18 тыс. человек поддержали сетевое обращение в адрес Президента РФ Владимира Путина с просьбой присвоить Доктору Лизе звание Героя России посмертно.

«Просим присвоить трагически погибшей Елизавете Глинке высшую государственную награду РФ, подчеркивая ее неоценимый вклад в благотворительность и помощь окружающим. Давайте вспомним, что Героями РФ могут быть не только военные и политики, но простые люди, старающиеся сделать эту жизнь немного лучше для других. Такие люди должны быть увековечены и всегда служить примером для будущих поколений», – убеждены авторы петиции.

Как стало известно, имя Елизаветы Глинки будет присвоено Республиканской детской больнице в Грозном, отделению паллиативной помощи ЦГБ № 2 (хоспису) в Екатеринбурге, а также одному из медучреждений Министерства обороны РФ.

На фоне общенационального траура по погибшим пассажирам и экипажу ТУ-154 в кощунственные выпады французского сатирического журнала Charlie Hebdo, опубликовавшего серию карикатур на гибель артистов ансамбля имени А.В.Александрова, трудно поверить. Комментируя циничные рисунки, официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков заявил, что обращать внимание на них «унизительно для нормального человека»: «Очередные испражнения на бумагу со стороны этих парижских двуногих не трогают. Даже обращать внимание на эту натужную гадость – унизительно для нормального человека. Если подобное, не поворачивается язык сказать, «творчество» и есть проявление подлинных «западных ценностей», их обладатели и защитники обречены. По меньшей мере – на одиночество в будущем».

На остракизм обрекла себя и журналистка Божена Рынска, отозвавшаяся на крушение российского спецборта под Сочи издевательским постом в Интернете. Пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков назвал этот выпад «уродливым проявлением сумасшествия», которое особенно поражает в свете произошедшей трагедии. Свыше 130 тысяч посетителей сайта общественных инициатив потребовали лишить Рынску гражданства и изгнать ее из России.

Помощница депутата Госдумы Мария Катасонова написала заявление на имя главы СК России Александра Бастрыкина с просьбой «провести психолингвистическую экспертизу», которая должна установить наличие «возбуждения ненависти или вражды к социальной группе» в высказываниях Рынски.

Музыкальный продюсер Максим Фадеев и вовсе предложил отправить блогершу в психиатрическую лечебницу.

Сама Рынска сообщила, что на ее квартиру было совершено нападение: с помощью спецтехники с подъемником на балконное стекло неизвестные приклеили фотографии погибших в авиакатастрофе журналистов «НТВ».

Между тем неизвестные аферисты ведут в Сети сбор денег, якобы предназначенных для сына Елизаветы Глинки, который не может купить билет в Россию, чтобы проститься с матерью. На счет мошенников отзывчивые интернет-пользователи перевели свыше 2 тыс. долларов. Информацию об обращении опроверг муж погибшей. Он также отметил, что это далеко не первая афера с целью наживы на имени его жены.

Несмотря ни на что дело Елизаветы Глинки продолжает жить. 27 декабря на сайте благотворительного фонда «Справедливая помощь» было размещено заявление, больше похожее на клятву:  «Доктор Лиза! Мы помним все твои наставления. Мы не подведем. Пока есть те, кому нужна твоя помощь, пока есть те, кто хочет помочь тебе, мы будем работать».

28 декабря – как обычно, в среду – две машины «Справедливой помощи» вновь принимали больных, голодных и обездоленных у станции метро «Павелецкая».