Версия для печати

«Ни дня без фильмов». Памяти Якова Каллера

6 января в возрасте 70 лет ушел из жизни Яков Каллер – российский деятель культуры, продюсер известных документальных и исторических фильмов.

Яков Александрович Каллер родился 9 октября 1946 года в Москве. Окончил Московский институт стали и сплавов. В 1981 году работал заместителем директора съемочной группы на киностудии им. М.Горького. В 1987 году получил диплом ВГИКа. Возглавлял творческое объединение «Зодиак». Являлся директором съемочных групп картин Татьяны Лиозновой «Конец света с последующим симпозиумом» (1986) и Станислава Ростоцкого «Из жизни Федора Кузькина» (1988). Состоялся как журналист и кинокритик. С 1991 года продюсировал программы на российских телеканалах. В 1993 году основал телекомпанию «Арт-Бизнес-ТВ» (ныне «АБ-ТВ»).

В числе документальных фильмов, созданных под руководством Якова Каллера, «Список Киселева» (посвящен истории партизанского отряда Николая Киселева, который в 1942 году в Белоруссии вывел из фашистского тыла сотни обреченных на смерть евреев), «Еж против свастики» (о генерале Михаиле Гориккере – создателе противотанковых «ежей»), «Яков Крейзер. Забытый генерал», «Михаил Чехов. Чувство целого». Эти и другие картины Каллера удостоены многих российских и международных наград.

«Киселёв — это фактически русский Шиндлер, но, к сожалению, в отличие от Шиндлера о нем никто ничего не знает... Я учился вместе с дочерью Киселева в МИСиСе, но ничего не знал о подвиге ее отца, – рассказывал кинематографист.- А когда узнал, то мне показалось странным и несправедливым, что человек, совершивший подобный подвиг, неизвестен на родине. Было бы справедливо, если бы ему воздали должное хотя бы после смерти…Зато сам наш фильм получил 17 наград на различных кинофестивалях».

Участие Каллера в многочисленных кино- и телепроектах не ограничивалось поиском средств и общей организацией. «Хороший продюсер подает идеи, – доказывал Яков Александрович. – Вот пример – фильм «Водородный лейтенант». Борис Шелищ, лейтенант войск ПВО, во время войны первым применил водород из аэростатов ПВО в автомобильных двигателях. Это было в Ленинграде во время блокады. Когда его сын, член Общественной палаты Петр Шелищ, мне это рассказал, я понял, что нужно делать фильм. Ведь его отец был первым в мире, американцы создали двигатель на водородном топливе только в 1959 году».

По инициативе Якова Каллера на здании киностудии им. М.Горького установлена мемориальная доска Татьяне Лиозновой. Еще при жизни Татьяны Михайловны телекомпанией «АБ-ТВ» был снят документальный фильм «Дожить до светлой полосы» (2004) о легендарном режиссере фильма «Семнадцать мгновений весны».

Яков Каллер – почетный кинематографист России,член-корреспондент Международной академии общественных наук, член президиума Евразийской академии телевидения и радио, заслуженный работник культуры РФ.

Фильмы Каллера продлевали жизнь их героям. В Израиле Николаю Киселеву было присвоено звание праведника народов мира, а его имя занесено на Стену почета в Саду праведников на территории мемориала «Яд Вашем» в Иерусалиме. Был открыт мемориальный камень в Москве в сквере на Новом Арбате, который будет назван в честь Николая Киселева.

– Снимать надо только то, – говорил Я.Каллер, – что захватило и не оставляет в покое. И ты хочешь показать это людям – есть надежда, что от этого жизнь вокруг станет чуть лучше… Если главный герой на телеэкране бандит или милиционер, то будущее поколение вырастет со сдвинутыми мозгами, и ничего хорошего для страны в этом не будет.

Будем помнить этого светлого человека: деятельного, творческого, благородного…