Версия для печати

О прекращении дела в отношении Дмитрия Угая

18 января Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга прекратил административное разбирательство в отношении преподавателя Дмитрия Угая. 22 октября прошлого года он был задержан в Северной столице в момент чтения лекции о философских основах йоги. Мероприятие проходило на популярной арт-площадке «Этажи», расположенной на Лиговском проспекте. Поводом для санкций послужило заявление местного жителя Наиля Насибулина, который посчитал, что Угай пытается вовлечь в религиозное объединение новых адептов, тем самым осуществляя противоправную миссионерскую деятельность. Лектора задержал полицейский Арсен Магомедов, который впоследствии сообщил, что лично слышал лишь 10 минут выступления и на «всей лекции не присутствовал». Как бы то ни было, против популяризатора индуизма было возбуждено административное дело по ч. 4 ст. 5.26 КоАП РФ (нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях).

Оправдательный вердикт суда Дмитрий Угай встретил с удовлетворением.

«Мне сложно комментировать правовую сторону вопроса, но по нормам совести суд принял правильное решение, – цитирует преподавателя «РБК». – Я надеюсь, что это решение в некоторой степени создаст правовую основу для подобных дел в будущем. Насибулина я как человек верующий простил. Практиковать преподавание йоги я, безусловно, продолжу».

Ранее, комментируя обстоятельства задержания, лектор рассказал, что участвовал в мероприятии на общественных началах.

«Я заранее объяснил организаторам фестиваля, что моя лекция будет носить светский характер, и я буду пользоваться только академической литературой, а не религиозной», – пояснил Угай («Интерфакс»).

Ранее в своих показаниях Д.Угай утверждал, что не является пропагандистом религиозных идей, а в своих лекциях подавал слушателям начальные знания индийской философии.

В пакете антитеррористических законов были внесены пункты об ответственности за миссионерскую деятельность в нарушение требований российского законодательства (newsroom.su).

В то же время, как сообщает «Независимая газета», Дмитрий Угай настаивает на том, что миссионерства и проповедничества в его лекции не было. «Философия йоги – признанное ЮНЕСКО достояние всего человечества. Я, конечно, человек верующий, но эта лекция была светской. Меня тревожат эти «законы Яровой» – и ведь любой увлеченный человек, если он вдобавок еще и религиозен, может попасть под обвинение в миссионерстве», – сказал он «НГ». После первого заседания в Сети и в печати появились реплики, что все не так уж однозначно с Угаем: так, руководитель одной из юридических организаций Игорь Иванишко сказал агентству «Росбалт»: «Если зайти, например, на сайт Harekrishna, посмотреть на сайтах и блогах «Миссия Шри Чайтанья», то можно увидеть, что у него официальный статус проповедника».

Прецедентное дело с участием петербургского преподавателя вновь подняло волну критики в адрес радикального «пакета Яровой». На этом фоне 19 января экспертная рабочая группа при Правительстве РФ под руководством министра по вопросам открытого правительства Михаила Абызова обсудила протестную петицию, за которую на сайте Российской общественной инициативы еще в августе прошлого года проголосовали более 100 тыс. граждан.

«Госдума приняла так называемый «антитеррористический пакет», существенная часть которого посвящена Интернету, – напоминают подписанты. – Согласно документу операторы связи и «организаторы распространения информации» должны в течение полугода хранить вообще всю переданную информацию, то есть и записи телефонных звонков, и содержание смс-сообщений. В течение трех лет они также обязаны хранить сведения о переданных данных. Наконец, компании должны помочь ФСБ расшифровать весь трафик».

Протестующие отмечают, что поправки Яровой – Озерова предписывают операторам связи хранить все данные, переданные пользователями.

«Это гигантский объем данных, – подчеркивают подписанты. – Экспертная оценка затрат на постройку инфраструктуры – более чем пять триллионов рублей. Для сравнения, доходы федерального бюджета России в 2015 году составили 13,7 триллиона рублей. Также этот закон противоречит Конституции Российской Федерации и абсолютно бесполезен с технической точки зрения».

«Данный закон требует огромных денег и может привести к банкротству многих интернет-компаний и снизить доход государства от получаемых от них налогов. Также он ущемляет права человека», – уверены проголосовавшие.

Впрочем, аргументы противников «пакета Яровой» комиссию М.Абызова не убедили. Эксперты сочли, что «отмена фундаментального закона, защищающего россиян от глобальной террористической угрозы, в угоду интересов отдельной группы коммерсантов» «недопустима». По мнению членов рабочей группы при Правительстве РФ, закон полностью соответствует Конституции («Интерфакс»). Однако эксперты сообщили о намерении Минкомсвязи и Минпромторга снизить объемы хранения информации для операторов связи и интернет-компаний в 10 раз, а сроки хранения вводить постепенно. Ожидается, что данные меры позволят снизить затраты операторов до 100 млрд. рублей.

Между тем в Совете Федерации обещают следить за использованием отдельных норм нового закона и «не допускать перегибов». 18 января  на пленарном заседании СФ сенатор Антон Беляков предложил комитету по конституционному законодательству и госстроительству провести мониторинг правоприменения дискуссионного пакета.

«В блоке законопроектов есть момент о хранении информации, закон вступил в силу, а все молчат в тряпочку, потому что невозможно его выполнить, – заявил парламентарий («Ъ»). – Или вот по пункту о миссионерской деятельности во Владивостоке сожгли Библию. Это же варварство какое-то – в XXI веке сжигать Библию по решению суда! Или завели уголовное дело на человека, который на занятии йогой говорил о духовных составляющих, без которых йога невозможна!»

Инициатива сенатора была поддержана. Спикер СФ Валентина Матвиенко призвала проанализировать, «как закон выполняется, нужна ли его корректировка, есть ли там нарушения в рамках выполнения». Как сообщил председатель комитета по конституционному законодательству Андрей Клишас, по итогам мониторинга верхняя палата российского парламента выработает проект поправок.

«Сгладить углы» нового закона пообещали и в Госдуме. 19 января председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Л.Левин заявил о готовности устранить недочеты антитеррористического пакета. Депутат напомнил, что процесс принятия закона вызывал «жаркие споры и неприятие со стороны общества и индустрии из-за того, что не были проведены соответствующие обсуждения». Еще одним фактом подтверждения «скоропалительности при принятии соответствующих поправок» парламентарий считает появление протестной петиции на сайте Российской общественной инициативы.

«Рассчитываю, что в дальнейшем будут предприняты меры по сглаживанию углов с точки зрения законодательства. Это подтверждают отзывы исполнительных органов власти», – заявил К. Левин, добавив, что «комитет к такой работе готов» (ТАСС).

Между тем 16 января в Чечне было заведено первое уголовное дело по статье о недоносительстве, также входящей в «пакет Яровой».

«Прокуратурой Заводского района Грозного признано законным постановление о возбуждении уголовного дела в отношении Асхаба Хизриева по признакам преступления, предусмотренного ст. 205.6 УК РФ (несообщение о преступлении). По версии следствия, Хизриев, обладая достоверной информацией о приготовлении Фарида Сафина к участию в деятельности террористической организации на территории Сирийской Арабской Республики, не сообщил об этом в правоохранительные органы», – говорится в сообщении республиканской прокуратуры.

Фарид Сафин был задержан при попытке выехать на территорию Сирии. Теперь Асхабу Хизриеву, который не уведомил полицию о намерении его знакомого, грозит штраф в размере до 100 тыс. рублей, принудительные работы или лишение свободы.