Версия для печати

О ношении религиозных атрибутов в светских учреждениях

24 января глава Минобрнауки Ольга Васильева, комментируя запрет на ношение хиджабов учителями школы татарского села Белозерье (Мордовия), напомнила о светском характере образования в России.

«У нас светское образование», - сказала министр на пресс-конференции в «ТАСС». – «Я не думаю, что истинно верующие люди стараются подчеркнуть свое отношение к вере при помощи атрибутики, но это мое глубоко личное убеждение»».

Ношение мусульманских платков педагогами мордовской школы было запрещено в декабре 2016 года в целях профилактики экстремизма в преддверии чемпионата мира по футболу, который пройдет, в том числе, и в Саранске. Решение нового директора школы Веры Липатовой, впоследствии поддержанное Верховным судом Мордовии, было связано с размещенными в соцсетях фотографиями, на которых позировали девушки в хиджабах с оружием в руках. Съемка предположительно проводилась в стенах именно этого учебного учреждения. На решение повлияли и официальные данные, оглашенные печатным органом республиканского правительства – газетой «Известия Мордовии»: в настоящее время на стороне запрещенной в России экстремисткой организации ИГИЛ в Сирии воюют 20 выходцев из Белозерья.

Запрет мусульманских платков и поддержка этого запрета со стороны министра спровоцировали дискуссию о допустимости религиозных атрибутов в светских учреждениях.

Муфтий Чечни Салах-Хаджи Межиев объявил запрет на ношение хиджаба в школах дискриминацией.

«Согласно Конституции РФ, налицо ущемление прав человека и дискриминация по религиозному признаку, что доказывает нарушение норм федерального закона», — сказано в заявлении священнослужителя, опубликованном на сайте Духовного управления мусульман республики.

«Религия ислам уважаема в Российской Федерации, и раз мусульмане имеют право одеваться согласно канонам Ислама и традициям своих народов, то почему нельзя учащимся носить платок или хиджаб в образовательных учреждениях?» - недоумевает С.-Х. Межиев.

Его коллега – муфтий Татарии Камиль Самигуллин признался, что воспринял заявление Ольги Васильевой с тревогой.

«Ксенофобия – недуг современного общества, который особенно опасен для нашей многонациональной страны. Именно поэтому я с тревогой в сердце воспринял заявления министра образования и науки РФ Ольги Васильевой, которая выступила против исторических культурных ценностей коренных мусульманских народов России», - приводит его слова ИА «Regnum».

С резкой критикой запрета выступил глава Чечни Рамзан Кадыров.

«Васильева вправе высказывать свое «личное убеждение», но оно остается ее мнением и не принимает силу закона. Вызывает удивление, что министр, вместо того чтобы поправить местных руководителей, свое «личное убеждение» навязывает миллионам граждан», — написал он на своей странице в соцсети.

«Наркомания, пьянство, преступность, систематические посягательства преподавателей на половую неприкосновенность детей… Вот что должно беспокоить всех, кто воюет с хиджабами», - резюмирует Р.Кадыров.

В ответ на заявление министра Минобрнауки парламент Чечни выступил с инициативой узаконить на территории республики традиционное ношение одежды и религиозной атрибутики для людей, исповедующих различные религии.

«Внутренние установки и циркуляры какого-либо министерства или ведомства – не есть закон», - отмечает спикер республиканского Заксобрания Магомед Даудов.

«Мы… незамедлительно инициируем принятие такого закона в многонациональной Чеченской Республике, при котором наши дети разных национальностей, если того пожелают, будут носить в школах и хиджабы, и крестики, и кипы», — пообещал глава чеченского парламента.

Эту инициативу уже поддержал чеченский омбудсмен Нурди Нухаджиев.

По мнению депутата Госдумы Шамсаила Саралиева, хиджабы не мешают светскости государства.

«Попытки выработать единую школьную форму, загнать людей в какие-то рамки – это все оправдания собственной ущербности, которая заключается во внутренней нетерпимости к представителям других наций и вероисповеданий. Хиджабы, платки, крестики и т.д. никак не мешают светскости государства. Те, кто утверждает обратное, они, на мой взгляд, лишь прикрываются этой ширмой «светскости», за которыми прячутся их убеждения в национализме, фашизме, ксенофобии», - размышляет политик на страницах сетевого издания «grozny-inform.ru». – Чиновников любого уровня, которые поднимают подобные вопросы, общественность должна воспринимать как людей, потенциально склонных к нацизму, фашизму, экстремизму и терроризму. Это касается всех, кто занимает высокие государственные должности, будь то депутаты Госдумы, федеральные чиновники, министры всех уровней, в заявлениях которых хоть раз прозвучали подобные ноты. Хорошо, что такие чиновники сегодня сами себя открыто проявляют, и мы все имеем возможность наглядно увидеть их истинную сущность».

«Светскость государства, как известно, подразумевает равнение на общественность, поэтому данная тема, так или иначе, касается практически каждого жителя нашей страны, и нам нужно раз и навсегда внести в нее ясность. В российском обществе много верующих людей и светскость не может не учитывать их интересы. У людей Писания, к коим относится подавляющее большинство граждан России, нет запрета на ношение платка. В Библии, Коране, Торе ничего о подобном запрете не сказано. Наоборот, его ношение является очень желательным, а для мусульманок – обязательным», - подчеркивает Ш.Саралиев.

Запрет хиджабов в Мордовии осудил член Совета при Президенте РФ по правам человека Максим Шевченко.

«Это какое-то просто антиисламское и антиконституционное действие региональных властей, которое непонятно зачем поддерживается федеральными властями, - считает общественник. – А вот Ольга Васильева – министр образования, не разобравшись и перепутав Конституционный суд с Верховным судом, высказалась по этому вопросу. Слова министра многие воспринимают как директивные. Если министр ошибается в деталях в таком важном вопросе, не изучив его предварительно, не означает ли это отмашку на начало полномасштабной травли мусульман в российских школах. К чему это вообще может привести?»

«Хотелось бы поблагодарить чеченское руководство: Рамзана Кадырова, председателя Парламента Чечни Магомеда Даудова, которые вступили в полемику с федеральным министром, защищая не только мусульман, но и фундаментальные принципы российской Конституции», - сказал М.Шевченко (grozny.tv).

На сторону учительниц из Мордовии встали и представители РПЦ.

«Требования чиновников министерства образования Мордовии к учителям по поводу ношения ими платков являются чрезмерными и не правомочными, - заявил член Общественной палаты России, саранский протоиерей Александр Пелин.- Учителя взрослые и самостоятельные люди, матери, и требовать с них некоего особого дресс-кода, который не оговорен был заранее в трудовом договоре, неправильно и беззаконно. Любой суд примет решение в пользу учителей».

Среди сторонников запрета на ношение хиджаба в российских школах доктор публичного права Университета Монпелье (Франция), приглашенный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Карин Беше-Головко.

«С юридической точки зрения все просто. И Франция, и Россия — светские государства. В этом смысле государство специально не поддерживает ни одну религию, но и не запрещает ни одну из них. В светском государстве религия — дело не государственное, а личное. С этой точки зрения запрет демонстрировать религиозную атрибутику в школах России, в том числе носить платки, поддержанный решением Верховного суда РФ, абсолютно соответствует конституционному принципу светского характера государства», - констатирует юрист.

«Но вопрос носит не столько даже юридический, сколько политический характер и требует политического решения, - отмечает профессор. – Вопрос ведь не в платках и хиджабах – это лишь частный случай. Вопрос в другом: в необходимости решить, в каком обществе мы хотим жить. Допустим, мы разрешим ношение хиджабов. Но дальше обязательно возникнут другие вопросы. Почему, например, школы закрыты по воскресеньям (это же христианская традиция), а не по пятницам (для детей-мусульман) или по субботам (для детей-евреев)? Вправе ли, например, ребенок из религиозной еврейской семьи заявить, что не будет посещать школу в субботу, и требовать, чтобы для него организовали обучение в воскресенье? Чем этот случай отличается от случаев с хиджабами? А почему в школьных столовых подают свинину? Убираем свинину. Но достаточно ли школьная пища кошерна? А как быть с правом православных детей посещать церковные службы, например, в пасхальную неделю? Будем строить для них специальные храмы в школах и отпускать туда с уроков?... В результате, проблем станет так много, что мы вынуждены будем скоро вовсе отказаться от светского школьного образования и перейти к созданию религиозных школ для каждой конфессии, то есть вернуться в XIX век».

«Надо ли это России? Вопрос риторический. В этом смысле российский министр образования абсолютно права. Есть правила, и все должны их соблюдать. Есть совершенно корректное и безупречное с правовой точки зрения решение Верховного суда, которое надо уважать. Если кто-то начнет добиваться для себя специальных привилегий, в том числе со ссылкой на свои религиозные права, то по принципу цепной реакции начнет рассыпаться вся система образования. Излишние дискуссии здесь никому не нужны», - подчеркивает Карин Беше-Головко («Известия»).

В Кремле скандальный запрет предпочли не комментировать.

«Есть такой вариант, есть иные варианты, несудебные. Но еще раз повторяю, сейчас мы не хотели бы становиться стороной этого вопроса», - сказал пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.

Компромиссный вариант предлагает заместитель председателя Совета при Президенте РФ по правам человека Евгений Бобров.

«Ношение хиджаба нарушением Конституции не является, потому что у нас светское государство, и образовательная деятельность тоже должна соответствовать принятым законам. Но я считаю, что в регионах, где принято носить хиджаб, возможно разрешить их надевать в школах», - приводит слова общественника «НСН».

«Вопрос нужно обсудить на самом высоком уровне, с участием специалистов Минобразования, представителей конфессии и закрепить законодательно. Но нужно субъектам самим регулировать этот вопрос», - уверен Е.Бобров.