Версия для печати

О сборнике, посвященном профилактике псевдорелигиозного экстремизма

Россия – полиэтничная и многоконфессиональная страна. Сохранение ее единства, укрепление позиций РФ на международной арене, преумножение российского социально-экономического и гуманитарного потенциала невозможно без сдерживания разнообразных экстремистских течений, нацеленных на ослабление нашей страны.

В последние годы эта задача осознана на высшем государственном уровне. Предприняты значимые законодательные и общественные инициативы, созданы важные прецеденты правоприменения. Однако по-прежнему актуальной остается задача кооперации как различных госструктур (по горизонтали и по вертикали), так и властей и общественных структур в решении вопросов противодействия экстремизму. В числе важнейших инструментов, направленных на повышение эффективности такого взаимодействия, можно назвать обмен информацией, систематизацию различных инициатив, создание банков данных, разработку методических рекомендаций. В этом плане издание Общественной палатой РФ сборника «Методические материалы по профилактике псевдорелигиозного экстремизма и взаимодействию с религиозными организациями для общественных палат и органов государственной власти субъектов Российской Федерации» можно всячески приветствовать.

Сборник открывается статьями председателя Координационного совета по противодействию терроризму при Общественной палате Российской Федерации С.А. Орджоникидзе и муфтия Духовного собрания мусульман России А.Р. Крганова. Оба автора обращают внимание на терроризм как угрозу национальной безопасности нашей страны, а также на роль религиозных организаций в противодействии противоправной экстремистской деятельности. 

Далее сборник представляет вниманию читателей несколько типов материалов. Во-первых, это федеральные законы, которые позволяют определить и четко зафиксировать правовые рамки относительно  деятельности религиозных объединений на территории РФ, противодействия терроризму, проведения собраний, митингов и массовых акций. В сборнике публикуются государственные стратегии и концепции, в которых изложена система взглядов и подходов российской власти к национальной, миграционной политике; представлены социальные доктрины ведущих религиозных организаций России (в законодательстве о свободе совести они обозначены как традиционные). Составители сборника включили в него различные памятки, которые содержат информацию как об основных религиозных объединениях в России, так и об экстремистских и запрещенных в РФ организациях. Важным материалом является Антитеррористическая конвенция российских СМИ, особенно принимая во внимания ту роль, которую «четвертая власть» играет в современном мире. Для работников административных структур и общественников из регионов крайне полезными будут  образцы планов мероприятий Общественной палаты РФ по профилактике экстремизма, а также Соглашение о сотрудничестве между региональной общественной палатой и религиозной организацией. Эти документы могут быть доработаны с учетом определенных особенностей того или иного субъекта Федерации. Но как фундамент для будущей деятельности они чрезвычайно важны. Полезным представляется и приложение наusb-флэш накопителе. Оно позволит дополнить материалы книги визуальными средствами, придать им определенную «живость» и остроту восприятия.

Таким образом, материалы сборника предлагают широкий спектр источников, позволяющих составить системное представление о том, какую угрозу несет сегодня экстремизм в России и какие существуют ресурсы и возможности для противодействия этой угрозе.

Тем не менее, несмотря на бесспорные достоинства методического сборника, следует указать на некоторые проблемные места. Их трудно назвать недостатками. Скорее, эти моменты требуют уточнения. Так, в вводной статье основной акцент делается на терроризме как угрозе российской безопасности. Спору нет, противодействие этому вызову является приоритетом как внутренней, так и внешней политики РФ. Но терроризм – это политически мотивированное насилие, в то время как экстремизм – понятие более широкое, включающее не только нападения или взрывы, но и публикации, подстрекательства, лекции и выступления (публичные и распространяемые в социальных сетях). Нередко террористические практики произрастают из экстремистских теорий. Но средства борьбы против террористов и экстремистов разные. В первом случае применимы элементы «жесткой силы», во втором - арсенал противодействия намного более широк. Здесь и контрпропаганда, и просветительская работа, и объяснения для тех, кто оказался жертвой «проповедников ненависти». И в этом плане крайне важно качественное правоприменение, отделение тех, кто временно сбился с пути, от убежденных экстремистов. В противном случае неизбежна расширительная трактовка понятия «экстремизм». Между тем стоит иметь в виду оценку Президента России Владимира Путина: «Противодействие экстремизму не имеет ничего общего с борьбой с инакомыслием». Тезис чрезвычайно важный для правоохранительных структур, общественных активистов и правозащитников. И данный сюжет должен был бы найти свое отражение в методических материалах, обращенных прежде всего не к академическим ученым, а к практикам.

Тем не менее, несмотря на практическую значимость методического сборника, было бы полезно познакомить читателей с выдержками из значимых докладов и материалов ученых (например, фрагментами публикаций под редакцией академика Валерия Тишкова по Северному Кавказу).

Вызывает вопрос и используемая составителями сборника терминология, в особенности дефиниция «псевдорелигиозный». Цитата из сборника: «Сегодня в религиозном мире идет беспрецедентная информационная атака на умы наших сограждан, особенно молодых людей. Происходит подмена понятий, смыслов, игра на чувствах верующих людей». Все так, но эта подмена ведется вокруг религиозных символов, смыслов и дискурсов, а не атеистических представлений. В фокусе споров и пропагандистских атак остаются вера и различные представления о том, какая вера правильная, а какая нет. Понятие «религиозный экстремизм» не делает, естественно, ни мусульман, ни христиан, ни иудеев ответственными за взгляды радикалов, призывающих к социальной, конфессиональной или национальной розни. И было бы крайне важно увидеть, почему радикалы и экстремисты, прикрывающиеся лозунгом защиты «правильной веры», ведут к хаосу и коллапсу. В этом контексте были бы полезны высказывания, оценки известных теологов – как христианских, так и исламских (российских и зарубежных). В практическом плане такой материал «вооружал» бы как чиновников, так и правоохранителей.

Наряду с различными методическими материалами было бы полезно опубликовать специальный глоссарий, содержащий базовые термины, относящиеся к рассматриваемому предмету, и их значения. Для практиков (сотрудников правоохранительных структур, администраций, аппаратов законодательных органов власти регионов, депутатов) это сэкономило бы время и облегчило бы усвоение материала.

Остается надеяться, что подобные методические материалы будут издаваться большими тиражами и по более широкому спектру острых социально-политических вопросов.