Версия для печати

О новых изданиях, посвященных культурным и межэтническим проблемам современного Крыма

Институт этнологии и антропологии РАН совместно с Российским государственным гуманитарным университетом, Распределенным научным центром межнациональных и религиозных проблем и Сетью этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов выпустил в свет два новых издания, посвященных культурным и межэтническим проблемам современного Крыма: «Языки, культуры и образование в Крыму» и «Гражданская идентичность и межэтнические отношения в Крыму». В книгах под авторством В.Ю.Зорина, Р.А.Старченко, В.В.Степанова и В.А.Тишкова представлены статистические результаты исследования общественно-политической, этнокультурной, демографической ситуации в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе. Особое внимание уделено вопросам этнокультурного образования, гражданской, этнической, региональной и языковой идентичности населения, межгрупповым и межэтническим отношениям. Исследование проводилось в январе – апреле 2016 года в Симферополе, Севастополе, Бахчисарае, Белогорске, Евпатории, Керчи, Судаке, Феодосии и Ялте.

Подчеркивая актуальность поднятых проблем, авторы книг отмечают, что тема идентичности, языка и межэтнических отношений в современном Крыму «наполнена далеко не абстрактными смыслами»: «Еще несколько лет назад, когда на Украине произошла насильственная смена власти, а Крым вышел из состава этой страны, о проблеме языка и межэтнических отношений говорили как об опасном источнике конфликта». Между тем, как следует из результатов проведенных соцопросов, «за последние годы в условиях российской юрисдикции политический рефрен языковой и этнической тематики в Крыму постепенно слабеет».

После референдума 18 марта 2014 года новая Конституция закрепила равноправный статус русского, украинского и крымскотатарского языков как государственных. Кроме того, Президент РФ подписал указ о мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымскотатарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития. Как показывают мониторинговые исследования Института этнологии и антропологии РАН и его партнеров, текущая ситуация в Крыму имеет тенденцию к положительному развитию.

Одним из центральных пунктов мониторинга стал вопрос о гражданской принадлежности современных крымчан. В соответствии с итогами мониторинга в столице республики Симферополе гражданами России чувствуют себя почти 80% респондентов, 8% считают себя одновременно гражданами России и Украины, на гражданство Украины указали менее 3% опрошенных. В зависимости от национальной принадлежности эти данные распределились следующим образом: «Почти все опрошенные респонденты-русские – 90% заявили, что считают себя гражданами России, еще 5% считают себя гражданами двух государств – России и Украины. Среди местных украинцев, считающих себя гражданами России, 47%, плюс 19% чувствуют себя одновременно гражданами России и Украины. Среди крымских татар 38% ощущают себя гражданами России, а те, кто полагает себя одновременно гражданами России и Украины, составляют 18%. Гражданами только Украины чувствуют себя 14% украинцев и 5% крымских татар. Кроме того, незначительная часть крымских татар указала, что считает себя “гражданами Крыма”».

В масштабах всего полуострова в 2016 году наблюдалась следующая картина: 75,3% взрослых респондентов в Крыму и 71,1% школьников и студентов заявили, что хотят, чтобы их воспринимали именно как российских граждан. При этом уровень гражданской идентичности все еще различается по этническим категориям. Так, взрослое население, причисляющее себя к этническим украинцам, заявило о российской гражданской идентичности в 57% случаев, молодежь – в 50%. Показатель российской гражданской идентичности крымских татар у взрослого населения составил 54%, у молодежи – 47%.

О культурной интеграции в Крыму свидетельствует и тот факт, что 19% взрослого населения и 27% старшеклассников и студентов имеют по две этнической идентичности. При этом абсолютное большинство опрошенных учащихся (84%), считающих родным украинский язык, заявили, что не сталкивались с ограничениями при использовании своего языка. На отсутствие проблем с крымскотатарским языком указывают 45% респондентов. Однако 55% лиц, высказавших противоположную точку зрения, мотивировали свою позицию не какой-либо общественной конфронтацией, а фактором незнания их языка окружающими. Вместе с тем 17% студентов и школьников из числа крымских татар признались, что сами недостаточно уверенно владеют родным языком.

Как выявило исследование, дискриминация по языковому признаку в Крыму неактуальна. Больший вес имеют этнические и религиозные проблемы: «В масштабе Крыма эти цифры невелики – среди взрослого населения соответственно 5,3% и 4,3%, а среди молодежи – 7,8% и 3,8%. По группам населения картина выглядит острее. Среди молодежи респонденты с этнической идентичностью украинцы, в том числе множественной идентичностью (украино-русской и др.), говорили о негативном в свой адрес отношении из-за национальности в 17% случаев, из-за религии – в 2% случаев. Среди опрошенной молодежи – крымских татар о негативном к себе отношении из-за национальности заявили 26%, из-за религии – 10%».

Подобные результаты специалисты объясняют тяжелой ситуацией, в которой оказался Крым после политического переворота на Украине, а также давлением украинских СМИ, распространяющих слухи о «новых депортациях» крымских татар.

Между тем индекс социального оптимизма/пессимизма демонстрирует отсутствие в современном Крыму целенаправленных дискриминационных различий между этническими группами. В соответствии с этим показателем 19,5% респондентов находятся в затруднительном материальном положении, а 2,5% – в тяжелом (большинство оценивают свое материальное положение как нормальное). Среди респондентов-русских о собственном затруднительном и тяжелом положении заявили соответственно 22% и 2%, среди украинцев 13% и 4%, среди крымских татар 13% и 5%.

Важно отметить и проблемы, обнаруженные аналитиками после обработки соцопросов. Так, была выявлена четкая взаимосвязь между уровнем толерантности и потребностью в этнокультурной интеграции. При опросе часть школьников и взрослых высказывали нетерпимое отношение к мигрантам (притом что нетерпимых среди респондентов абсолютное меньшинство). И они же в наименьшей мере желают культурной интеграции в образовательной сфере (чаще считают себя ущемленными по этническому, языковому и религиозному признаку и обладают низким показателем гражданской идентичности).

«Необходимость корректировки образовательных, воспитательных и просветительских программ в Крыму очевидна (как, впрочем, она нужна и во многих других российских регионах)», – отмечают авторы.

Как показали соцопросы, при абсолютном бытовом доминировании в Крыму русского языка не менее одной трети населения использует еще и другие языки.

«Это веское основание для проведения в государственной образовательной сфере политики развития разных языков и прежде всего украинского и крымскотатарского», – считают эксперты.

Нельзя не согласиться и с интегративным выводом двух представленных трудов: «Полученные итоги подсказывают, что в Крыму политики и управленцы сферы образования должны принимать максимально взвешенные решения, с опорой на мониторинг, и с большим вниманием относиться к изучению общественных потребностей. В Крыму в образовательной сфере должна осуществляться политика культурной интеграции, которую следует рассматривать как один из важнейших механизмов упрочения гражданского единства и социального мира».

Директор МБПЧ Александр Брод: «Важно подчеркнуть, что выявленное российскими этнологами и социологами обилие противоречивых мнений, равно как и готовность подавляющего большинства респондентов высказаться по самым острым проблемам полуострова, опровергает распространяемые в украинских и западных СМИ мифы о Крыме как «территории страха», где подавляется свобода суждения, веры и языка».