Версия для печати

О беспорядках в Стокгольме и Париже

20 февраля в пригороде Стокгольма Ринкебю, где проживают мигранты из стран Ближнего Востока и Северной Африки, вспыхнули массовые беспорядки. Как сообщают шведские СМИ, поводом для агрессивных выступлений стало задержание на одной из столичных улиц человека, находящегося в розыске. В ходе операции полицейские получили отпор со стороны молодых людей, сочувствующих задержанному. Когда в правоохранителей полетели камни, один из блюстителей порядка вместо выстрела в воздух открыл огонь на поражение. Позднее шведское МВД признало ошибку. «То, что первоначально в наших сообщениях было обозначено как предупредительный выстрел, произведенный полицейскими, было выстрелом на поражение. На месте никто не пострадал. Полиция проверила сообщения из больницы – огнестрельных ранений зарегистрировано не было», – говорится в официальном сообщении для прессы («РИА Новости»).

Директор МБПЧ Александр Брод: «Ночью от 30 до 50 молодых людей, предположительно, мигрантов, устроили в микрорайоне акцию возмездия. Примерно в полночь по московскому времени протестующие сожгли 7 или 8 автомобилей и разграбили несколько магазинов. В сотрудников полиции, облаченных в специальную экипировку, летели камни, бутылки и пиротехника. Кроме того, погромщики нападали на пожарных, мешая им тушить огонь».

«Нас забросали камнями, пришлось отъехать», – рассказал оперативный начальник службы спасения Чарльз Огрен (ТАСС).

По словам фотографа Янне Акессона, присутствовавшего на месте событий, беспорядки были «больше похожи на место боевых действий».

«Они бросали камни в полицию, и полиция стреляла предупредительными в ответ. Это был полный хаос. Я многое повидал уже в Ринкебю, они все время жгут машины. Но в этот раз, к сожалению, все было хуже, чем обычно», — цитирует фотографа «Коммерсант» со ссылкой на газету Dagbladet.

Обуздать хулиганов удалось лишь спустя несколько часов. О задержаниях не сообщается. Полиция ведет предварительное расследование, выявляя виновных в организации погромов и насилия по отношению к госслужащим.

18 февраля, комментируя репортаж американского телеканала Fox об общем всплеске преступности в скандинавских странах, вызванном наплывом иммигрантов, глава американского государства Д.Трамп воскликнул: «Поглядите, что происходит в Германии. Посмотрите, что случилось прошлым вечером в Швеции. Кто бы мог поверить? В Швеции!»

Между тем беспорядки не утихают во Франции. Уже вторую неделю тысячи бунтовщиков выходят на улицы, громят магазины и поджигают автотранспорт. В ночь на 21 февраля в северо-восточном пригороде Парижа Бобиньи полицией были задержаны 12 хулиганов. В общей сложности в департаменте Сен-Сен-Дени за время конфликта задержали более 240 человек.

Волна беспорядков на парижских окраинах и в самой столице была спровоцирована инцидентом, в результате которого пострадал молодой человек по имени Тео. Как сообщают СМИ, 2 февраля в микрорайоне Оне-су-Буа 22-летний мужчина был жестоко избит, а затем изнасилован правоохранителями. Пострадавшему потребовалось хирургическое вмешательство. 5 февраля одному из подозреваемых были предъявлены обвинения в изнасиловании. Еще трое полицейских проходят по статье об умышленном насилии в сговоре.

Комментируя столкновения мигрантов и полиции в Стокгольме, шведский политолог Тобиас Этцольд указал на перемену тона в дискуссии о положении беженцев в королевстве: «Многие шведы долгое время проявляли отзывчивость и были готовы прийти беженцам на помощь. Люди демонстрировали приверженность определенной традиции: складывалось впечатление, что в стране существует широкий общественный консенсус. С другой стороны, открытой дискуссии на эту тему практически не было. Если кто-либо осмеливался критиковать политику властей, то его сразу же причисляли к ксенофобам – даже если критика была обоснованной. Сейчас ситуация изменилась, дискуссия стала более острой. Уже задолго до большого притока мигрантов в Швеции действовали сравнительно малочисленные, но очень сильные и склонные к насилию группы правых радикалов, которые продолжают совершать нападения на общежития для беженцев. В 2015 и 2016 годах число таких нападений вновь увеличилось» (dw.com).