Версия для печати

О «шариатском патруле» в Москве

1 марта мусульманский активист Ислам Исмаилов, ранее принимавший участие в общественном проекте «Стопхам», объявил о реализации собственной социально-религиозной инициативы «Стоп харам», направленной на пресечение «недостойного поведения» людей, исповедующих ислам. Понятие «харам» означает совокупность запретных поступков, нарушающих законы шариата и религиозные предписания. Борьба Исмаилова и его сторонников за «чистоту веры» свелась к выслеживанию мусульман на Комсомольской площади в Москве и проведению с ними воспитательных бесед. Невольными жертвами «шариатского патруля» становились курящие или употребляющие спиртные напитки лица, которых активисты «Стоп харама» идентифицировали как единоверцев. «Педагогическая процедура» снималась на видео, а затем размещалась на YouTube.

«Сотни тысяч людей видят, как наши единоверцы, коими они себя называют, во всяком случае, нарушают нормы морали, нравственности, религиозные нормы, пьют алкоголь, мешают людям, пугают. Мы приехали сюда для того, чтобы попытаться убедить их в будущем так не делать, призвать их к религии Аллаха и к соблюдению норм общечеловеческой морали», – цитирует Исмаилова «Интерфакс».

Первыми критиками религиозных рейдов стали интернет-пользователи.

«Попахивает экспансией. Если так хочется проявлять гражданскую инициативу, то проявляй ее без выпячивания своей веры», – полагает один из авторов комментариев к ролику с громким названием «Я готов умереть за ислам».

«Следующий шаг – инквизиция?» – задается вопросом другой блогер.

По мнению президента межрегионального узбекского землячества, члена комитета «За гражданские права» Усмана Баратова, подобные движения могут оказать лишь негативное влияние на общество.

«Благими намерениями вымощена дорога в ад, – напомнил правозащитник. – Шариатский патруль... Понять можно, но я как человек светский и законопослушный считаю это неправильным. Такие патрули возникают, когда есть кризис власти, когда власть пишет законы, и они остаются только на бумаге. Уже давно запрещено курить в общественных местах, только мало кто соблюдает этот закон. Общественный контроль нужен, но не в такой форме. Ни к чему хорошему это не приведет».

Причастность к «шариатским патрулям» отверг лидер «Стопхама» Дмитрий Чугунов.

«"Стоп харам" – это банальное паразитирование на бренде… Ислам (Исмаилов ) эту историю со мной не согласовывал. Он раньше был активистом "Стопхам" и занимался этим активно, но последние несколько лет не занимается», — рассказал Чугунов («РИА Новости»).

«Лично мое мнение: это бесперспективная история. Более того, она даже опасная, потому что попахивает неким фундаментализмом, учитывая, что у нас многонациональное общество… Поэтому я его в этой истории не поддержу», — добавил общественный активист.

От связей с новым движением открестились и мусульманские лидеры. Заместитель председателя Совета муфтиев России (СМР) Рушан Аббясов подчеркнул, что проект «Стоп харам» не был согласован с Духовным управлением мусульман.

«Мы призываем, в первую очередь, соблюдать светское законодательство. Но в том числе и шариат не разрешает в светском государстве в грубой форме что-то запрещать и к кому-то подходить», – заявил зампред СМР.

Авторам инициативы он предложил переформулировать задачи и методы их достижения.

«Какую цель они ставят? Хотят, чтобы общество было более цивилизованным и здоровым? Тогда нужно делать акцент на этом, а не на религиозной составляющей», — указал Аббясов (ФАН).

Идею «шариатских патрулей» раскритиковал и муфтий Духовного собрания мусульман России Альбир Крганов.

«Это не совсем понятная инициатива. Я думаю, она приведет к конфликтам, тем более если начнет распространяться в регионы. Если у нас сейчас каждая конфессия станет приставать к прохожим на улице, читать мораль, то что мы вообще получим? В светском государстве как это можно воспринимать?» – вопрошает А.Крганов.

Кроме того, муфтий допустил несоответствие деятельности «Стоп харама» антитеррористическому пакету законов Яровой-Озерова, которые содержат положение о запрете миссионерской деятельности.

А.Крганов также напомнил, что для просветительских бесед предусмотрены специальные места – храмы, синагоги, мечети, воскресные школы, медресе и семинарии, а инициативы, подобные «Стоп хараму», должны быть согласованы с религиозными и общественными организациями.

«Просто в частном порядке выходить на улицу и что-то там предпринимать – неправильно», – заключил А.Крганов.

Совет муфтиев России подверг критике работу проекта «Стоп харам». «Совет муфтиев России осуждает любую инициативу, способную породить самосуд», — говорится в заявлении на официальном сайте СМР. В организации также напомнили, что религия в России отделена от государства. «Проекты, подобные «Стоп харам» в его нынешнем виде, способны в нашем многонациональном и многоконфессиональном российском обществе повысить градус межнациональной и межконфессиональной розни», — прокомментировали в Совете муфтиев (rosbalt.ru).

«Я считаю «Стоп харам» абсолютно ненужным и бесполезным движением и не поддерживаю такие вещи, они должны проповедоваться в мечетях и молельных домах.

О том, что алкоголь и табакокурение дурманят разум и запрещены, я говорю на проповедях, где собирается масса мусульман. На вокзалах и на улицах это абсолютно бессмысленно. В Туле это не появится, мы не допустим», — сообщил «Тульской прессе» имам Тульской области Ришат Давыдов.

В Госдуме считают, что граждане с подобными инициативами сами не должны нарушать законы РФ и общественный порядок, движение может вылиться в глобальный межрелигиозный конфликт. Такое мнение «360» высказала зампредседателя комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Наталья Костенко (news.rambler.ru).

Этого же мнения придерживается и председатель Комиссии ОП РФ по безопасности, председатель президиума общероссийской организации "Офицеры России" Антон Цветков. Он заявил Лайфу, что активисты «Стоп харама» могут, сами того не осознавая, разжечь серьёзные межнациональные конфликты.