Версия для печати

Об угрозах внутренней безопасности России

Экстремистская деятельность запрещенной в РФ и других странах террористической организации ДАИШ («Исламское государство», ИГИЛ) продолжает оставаться одной из главных угроз внутренней безопасности России. 9 апреля международной группировке «Исламское государство Ирака и Леванта», поставившей целью создание мусульманского квазигосударства на территории Ливана, Ирака и Сирии, исполнится 4 года. Из них в течение полутора лет российские воздушно-космические силы проводят военную операцию на стороне официального правительства Сирийской Арабской Республики. В то же время внутрироссийские силовые ведомства продолжают противостоять действующим в РФ проигиловским бандформированиям и вербовщикам.

Оценки количества российских граждан, вовлеченных в диверсионно-террористическую деятельность ДАИШ, разнятся, однако не вызывает сомнений, что счет идет на тысячи. Так, 10 июля 2015 года министр иностранных дел РФ Сергей Лавров сообщил о 2 тыс. россиян, задействованных в рядах «Исламского государства». 16 октября 2015 года Президент РФ Владимир Путин заявил о том, что «на стороне ИГИЛ воюют от пяти до семи тысяч выходцев из России и других стран СНГ». 23 февраля 2017 г. на встрече с офицерами Северного флота Президент России заявил: «В Сирии скопилось огромное количество боевиков из России и бывших республик СССР. По нашим предварительным данным, счет идет на тысячи. Где-то, по данным ГРУ Генштаба ФСБ, до четырех тысяч из России и тысяч пять — из республик бывшего Советского Союза».

С 2014 года ИГИЛ присягают боевые командиры северокавказской террористической структуры «Эмират Кавказ». Таким образом, ДАИШ обзаводится адептами на территории Дагестана, Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии. Экспорт идей и практик «Исламского государства» в Россию не ограничивается пределами южных республик. По данным аналитического портала «Кавказский узел», порядка 150-200 человек в Татарстане являются носителями джихадистских взглядов, некоторые из них участвовали в боевых действиях на Ближнем Востоке в составе так называемого «татарского джамаата». Летом 2016 года председатель Совета по государственно-конфессиональным отношениям при главе Башкирии Вячеслав Пятков оценил общее число уехавших из республики на «джихад» в Сирию в 120 человек. В конце 2015 года ФСБ и МВД РФ заявили о наблюдении над гражданами России, воюющими в Ираке и Сирии на стороне исламских радикалов, общим количеством более 2,8 тыс. человек.

Сторонники ДАИШ ведут террористическую деятельность и на территории РФ. К январю 2017 года в Дагестане было совершено как минимум 7 нападений, ответственность за которые взяло на себя «Исламское государство». В Чеченской Республике имели место 3 столкновения сотрудников правоохранительных органов с боевиками ИГИЛ.

17 августа 2016 года в районе подмосковной Балашихи совершили нападение на пост ДПС выходцы из Чечни Усман Мурдалов и Сулим Исраилов. В ходе перестрелки они были убиты. Тяжелые ранения получили два правоохранителя. 18 августа ответственность за налет взяло на себя «Исламское государство».

23 октября в Нижнем Новгороде были ликвидированы двое боевиков, готовящих вооруженное нападение на одну из воинских частей города. Террористы были перехвачены сотрудниками правоохранительных органов на улице Академика Сахарова. Бандиты произвели несколько выстрелов по полицейским и были убиты в результате ответных действий. Ответственность за инцидент также взяло на себя ИГ.

В октябре 2016 года в Казани был арестован член запрещенной в РФ экстремистской организации «Джебхат ан-Нусра» Роберт Сахиев, готовивший теракт на авиационном заводе.

15 декабря в ходе спецоперации была ликвидирована ячейка ИГИЛ в Самаре.

В декабре 2016 года сотрудникам ФСБ удалось предотвратить сразу несколько серий терактов в Москве и Санкт-Петербурге. У задержанных, подтвердивших связи с эмиссарами ДАИШ, было изъято большое количество огнестрельного оружия и боеприпасов. Теракты планировалось провести в обеих столицах в новогодние праздники.

Религиовед Роман Силантьев утверждает: в мордовском селе Белозерье на три тысячи населения приходится свыше 12 радикалов. Некоторые из них выехали в ИГИЛ, некоторые стали пособниками ИГИЛа. «В общем-то, их можно по всему миру встретить — и в Пакистане они отличались, и в московских терактах 1999 года. Село является рассадником ваххабзма федерального значения» (tvrain.ru).

В начале декабря 2016 года глава российского государства сообщил, что за десять месяцев работы силовики пресекли 10 терактов и более 30 преступлений террористической направленности.

Эксперты «Кавказского узла» подсчитали, что с 1 января 2014 года по 25 марта 2015 года было возбуждено не менее 52 уголовных дел в отношении жителей регионов СКФО, воюющих на Ближнем Востоке, и граждан, вернувшихся в Россию с территории конфликта в Сирии и Ираке. Судебная практика по статье «терроризм» обширна и в других регионах. К примеру, в феврале 2017 года глава управления МВД России по Татарстану Артем Хохорин сообщил о 80 жителях республики, на которых заведены уголовные дела в связи с вступлением в ряды боевиков.

По данным, озвученным в ноябре 2015 года генпрокурором Юрием Чайкой, на тот момент в России было заведено порядка 650 уголовных дел об участии граждан РФ в вооруженных формированиях за рубежом, а также о вербовке и организации отправки наемников за границу. Есть все основания полагать, что к настоящему времени эта цифра увеличилась.

К началу 2016 года суды России и Азербайджана вынесли как минимум 32 обвинительных вердикта в отношении предполагаемых адептов ИГИЛ, задержанных в России, Азербайджане и Грузии. Также известно о более чем 100 лицах, задержанных либо при попытке проникновения на подконтрольную ДАИШ территорию, либо вернувшихся в РФ после участия в боевых действиях на стороне террористов (kavkaz-uzel.eu).

В числе резонансных вердиктов, вынесенных российскими судами сторонникам «Исламского государства», 4,5 года лишения свободы бывшей студентке МГУ Варваре Карауловой за повторную попытку влиться в ряды ИГИЛ. Девушка стала жертвой профессиональных вербовщиков ДАИШ.

По словам ведущего эксперта ФСБ в сфере терроризма и экстремизма, председателя научно-консультативного совета при Антитеррористическом центре СНГ Марианны Кочубей, в условиях объявленной России войны со стороны ИГИЛ «действовать нужно жестко».

«Экстремисты вербуют сторонников точно так же, как религиозные секты, поэтому, изучая методы вербовки, мы смотрим не только на экстремистские или террористические организации, но и на квазирелигиозные структуры: не только исламистские, кстати, но и псевдохристианские, неоязыческие. Механизмы там схожи, и везде для привлечения новых адептов активно используются деструктивные психотехники», – отмечает эксперт.

«Квазирелигиозная деятельность – это серьезно, – предупреждает М.Кочубей. – С нее начинается технологическая цепочка психологического воздействия на сознание жертвы. Эта технология обладает всеми свойствами промышленной технологии. Она универсальна и подлежит тиражированию. Не стоит думать, что такие структуры – проблема только стран Центральной Азии, мы фиксируем их появление во всех странах СНГ, и даже в Белоруссии. Характерно, что на всей территории Содружества действуют одни и те же субъекты. Это представители «Исламского государства» и организации «Хизб-Ут-Тахрир» (запрещены на территории РФ). Они занимаются созданием «спящих ячеек» и активных групп на территории СНГ».

В качестве примера эффективной деятельности Антитеррористического центра специалист приводит дело шестерых студентов ставропольской медакадемии, организовавших группу «Медицинский джамаат» с целью вербовки в ряды ИГИЛ других студентов.

«Формирование террористических ячеек под прикрытием религиозного просвещения специалисты прямо называют террористическим концерном, – поясняет М.Кочубей. – Да и вообще, то же «Исламское государство» действует как корпорация. Террористы в Интернете публикуют списки тех, кто им требуется. Топовые позиции занимают, разумеется, люди с военным образованием, навыками владения оружием. На втором месте – медики всех квалификаций и категорий. Следом – студенты старших курсов технических специальностей, связанных с добычей нефти, газа и их переработкой. Затем – IT-специалисты, рекламщики и так далее. Изучив вакансии, можно представить себе пул вузов, которые интересны вербовщикам».

«Стоит обратить внимание на такой момент – 90% вербовочных ресурсов того же ИГИЛ физически находятся за пределами территории государств – участников СНГ. Девяносто процентов! Этот показатель говорит только об одном – нам объявлена и информационная война. И ведется она без правил», – резюмирует эксперт АТЦ (66.ru).

В Дагестане пресечена деятельность банды, связанной с запрещенной на территории России террористической группировкой ДАИШ (арабское название группировки "ИГИЛ"), сообщает РИА Новости.

Предварительно известно, что банда состояла из четырех человек. Жители республики планировали преступления, направленные на представителей власти и правоохранителей. Также они были причастны к разбойным нападениям на мирных граждан.

Один из преступников был обнаружен в Дербенте. Как ранее сообщала "РГ", в результате спецоперации были оцеплены несколько домов, призыв сдаться бандит проигнорировал, и был уничтожен в ходе перестрелки. Трое его пособников были задержаны позднее.

10 февраля в Саранске Приволжский окружной военный суд вынес приговор 27-летнему дагестанцу Фархаду Шабанову. Он обвинялся в вербовке боевиков для запрещенной в России и других странах мира группировки ИГИЛ. Уроженец Махачкалы придерживался идей радикального ислама и умудрялся вербовать наемников, сидя на мордовской зоне. После длительной идеологической обработки он уговорил москвича-сокамерника отправиться в Сирию, чтобы воевать против правительственных войск на стороне незаконных вооруженных формирований (vsar.ru).

В Ингушетии антитеррористические комиссии проводят рейды по выявлению нелегальных мигрантов, причастных к вербовке молодежи в ряды запрещенной в России террористической группировки ИГИЛ, сообщил представитель правительства Республики. По его словам, проверяются, прежде всего, рынки, биржи труда, а также стройплощадки.

Согласно данным Совета безопасности Ингушетии, в настоящее время порядка 100 жителей республики подозреваются в участии в международных террористических организациях Сирии, воюющих против правительственных сил.

Следователи Ингушетии за два года возбудили более 100 уголовных дел, связанных с участием в террористических организациях, передает "Интерфакс-Юг".

Задержан житель Краснодарского края, администрировавший группу в социальной сети "Вконтакте". В группе публиковалась информацию террористической направленности. Сам молодой человек занимался вербовкой в запрещенные в России террористические группировки ИГИЛ и "Имарат Кавказ". Экстремистская направленность контента группы была подтверждена психолого-лингвистическими исследованиями.

На основании полученных материалов было возбуждено уголовное дело (vestikavkaza.ru).

Суд вынес приговор бывшему военнослужащему из Северной Осетии Зафару Холову, который обвинялся в вербовке товарищей в ИГИЛ (запрещена в России), сообщает ТАСС.

Известно, что Холов во время службы по контракту в прошлом году пытался уговорить своего сослуживца пополнить ряды террористов. Также он склонял его уехать в Сирию и присоединится к ИГ.

Выяснилось, что дело бывшего военного в суде рассматривалось в особом порядке, потому что Холов полностью признал свою вину.

Суд приговорил мужчину к пяти годам лишения свободы (АиФ-СК).