Версия для печати

Об итогах парламентских выборов в Нидерландах

15 марта в Нидерландах состоялись парламентские выборы. По результатам подсчета 95% голосов победу в них одержала праволиберальная Народная партия за свободу и демократию (НПСД), которую возглавляет действующий премьер-министр Марк Рютте: она получает 33 из 150 мандатов в Палате представителей Генеральных штатов Королевства Нидерландов. Вторую позицию занимает крайне правая Партия свободы Герта Вилдерса (20 парламентских кресел). Третье место делят партии «Христианско-демократический призыв» и «Демократы-66» (по 19 мест каждая). Значительно укрепили свои позиции «зеленые» (с 4 до 14 мандатов). Партия труда, напротив, потеряла 29 из 38 мест в главном законодательном органе страны. Сенсационной стала явка избирателей – по разным источникам, она составила до 81%.

Таким образом, прогнозируемого прорыва праворадикалов не произошло. Социологи предрекали Партии свободы до 26 парламентских мест, однако ставка евроскептика Вилдерса на «голландский Brexit» и воинственную антиисламскую риторику не принесла ожидаемых результатов.

«Народ Нидерландов продемонстрировал вот что: во-первых, нам не надо экспериментов, а во-вторых, после Brexit, после выборов в США люди сказали "Нет!" неправильному популизму», – заявил лидер победившей партии Марк Рютте.

Победу НПСД приветствовали во Франции и в Германии.

«Нидерланды! Нидерланды! Вы – чемпионы!… Поздравляю с великолепным исходом выборов», — написал глава аппарата канцлера Германии Ангелы Меркель Петер Альтмайер на своей странице в соцсети.

«Поздравляю голландцев, помешавших подъему крайне правых», — написал в своем микроблоге глава МИД Франции Жан-Жак Эйро.

Президент Франции Франсуа Олланд охарактеризовал результаты выборов как «очевидную победу над экстремизмом».

«Открытость, уважение к другим и вера в Европу – это единственный ответ национализму и разобщенности», – цитирует заявление французского президента агентство Deutsche Welle.

Симптоматичной победу Рютте считает кандидат в президенты Франции Эмманюэль Макрон.

«Нидерланды показали нам, что прорыв правых экстремистов не является неизбежным и что позиции европейских прогрессистов укрепляются», – отметил политик.

Важность итогов выборов в Голландии для всей современной Европы подчеркивает заведующая отделом европейских политических исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН Надежда Арбатова.

«Разумеется, это серьезное поражение националистов не только в Нидерландах, но и во всем Европейском союзе. До этого мы наблюдали триумфальное шествие правых популистов. И в связи с этим, и в связи с Brexit высказывались предположения, что так будет везде, что везде будут побеждать сторонники выхода из Европейского союза. На этом и строились все предположения относительно результатов выборов в Нидерландах. В умах политиков-теоретиков, аналитиков-теоретиков, журналистов-теоретиков существует эта концепция домино, но в жизни она никогда не осуществлялась прямо, – цитирует Н.Арбатову «РИА Новости». – Я считаю, что это большая победа не только правящей партии, но и всего Европейского союза, потому что от этого зависит будущее европейского проекта. Национализм – это самая губительная бацилла. Национализм – это антоним Европейского союза. И голландцы в очередной раз продемонстрировали свой здравый ум и, несмотря на просчеты в европейской интеграции, которые, конечно же, были и есть, все-таки сделали стратегический выбор в пользу Европейского союза».

Между тем многие эксперты указывают, что победа партии власти на прошедших выборах была бы невозможна без заметного крена вправо и игры на территории национал-популизма. Кроме того, на руку НПСД сыграл громкий международный скандал с недопуском турецких министров к своим соотечественникам в Голландии для предвыборной агитации.

Напомним, что Турция заявила в ООН о нарушении правительством Нидерландов Венской конвенции. По мнению Анкары, действия европейской страны не соответствуют дипломатическому этикету, а также нормам международного права. 11 марта министр по делам семьи и социальной политике Турции Фатма Бетюль Сайян Кайя прибыла в Нидерланды из Германии, чтобы выступить перед турецкой диаспорой. Но женщину блокировали у консульства в Роттердаме, объявили ее нежелательным иностранцем и отправили обратно в ФРГ (rg.ru).

Ранее власти страны не разрешили сесть самолету главы МИД Турции Мевлюты Чавушоглу. В ответ на эти действия президент Турции назвал Нидерланды "нацистскими последышами, фашистами". Анкара также приняла решение не принимать дипломатические авиарейсы из Голландии и приостановить с Гаагой все контакты на высоком уровне, пока Нидерланды не извинятся за случившееся, передает ТАСС.

«Рютте не является новичком в голландской политике, у него уже было два правительства под руководством, – рассуждает научный сотрудник Центра европейских исследований, сотрудник ИМЭМО РАН Анастасия Невская. – Но нельзя сказать, что здесь была ординарная ситуация, выборы были громкими и необычными. Об этом говорит и явка — более 80%. Победа Рютте не была предсказуемой, потому что соперник Герт Вилдерс лидировал по опросам долгое время. Буквально последние несколько дней Рютте вырвался вперед, во многом благодаря турецкому скандалу с высылкой министра, в этот момент он выиграл».

«Можно говорить, что в Нидерландах это право-националистическая повестка взяла верх. Она теперь будет доминировать в политической жизни. Сама партия Рютте и партия "Христианско-демократический призыв", которая на втором месте, тоже очень сильно сдвинулась в сторону правой риторики», – указывает политолог (Nation News).

Эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер не сомневается, что турецко-голландский инцидент был срежиссирован властями королевства.

«Этот конфликт, безусловно, сыграл на руку партии власти, которая его и сочинила», – заявил В.Брутер. Специалист видит как минимум три причины, которые помогли НПСД за несколько недель изменить настроения электората: «Первое – серьезное использование административного ресурса. Второе – использование медиаресурса, где достаточно жестко использовалась дихотомия «вызов/стабильность», из которой партия власти предлагала выбирать гражданам страны. Третье – перехват лозунгов правых сил в попытке привлечь на свою сторону часть электората правых радикалов».

«Это стандартный ход, когда элита вместе со СМИ и административным ресурсом использует незаконные по местным правилам методы ведения избирательной кампании и различными технологическими способами ограничивает возможность граждан проголосовать за тех кандидатов, которых они хотели бы видеть», — поясняет эксперт (Газета.Ru).

Оптимизм руководства западноевропейских стран не разделяют и представители российского политического истеблишмента.

Глава комиссии Совета Федерации по информационной политике Алексей Пушков подчеркивает, что «даже в случае победы партии Рютте в Голландии результат партии Вильдерса превращает ее из недавно маргинальной в одну из ведущих сил страны».

«Победа Рютте в Голландии не ставит точку в битве евролибералов и евроскептиков. Это лишь пауза. Проблемы, довлеющие над Европой, не исчезли», – написал сенатор на своей странице в Twitter.

В свою очередь глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев напоминает, что прорыв крайне правых в Нидерландах был вполне реальным.

«Еще пять или тем более десять лет назад такого не могло бы случиться, потому что было исключено, — констатирует сенатор на своей странице в Facebook. – Голландские бюргеры купались в самодовольном ощущении собственного успеха – экономического и социального, политического и морального. Успех канул в лету. И я сейчас не столько о голландцах, сколько о западноевропейцах в целом. Благополучие было основано на колониальных достижениях прошлого, преимуществах свободного рынка в условиях провала социалистической системы на востоке Европы в ХХ веке и умело выстроенных в отсутствии реальных конкурентов интеграционных схемах Евросоюза и НАТО».

«Рютте одолел Вилдерса, и вот уже Меркель поздравляет голландцев ״с великим результатом״. Да, это были принципиальные выборы для Европы, способные реально повлиять на французов, немцев в их избирательных предпочтениях. Да, их исход позволит выдохнуть с облегчением в штабах Макрона и той же Меркель. Но невооруженным глазом заметен панический испуг устоявшихся европейских элит перед новыми вызовами, которые бросает им век XXI. И от результатов голосования в отдельно взятой европейской стране эти вызовы не становятся меньше, а проблемы никуда не уходят... Благополучные и стабильные Нидерланды, тем не менее напугавшие всю Европу возможным успехом ״Партии свободы״, в этом смысле — символ брожения умов и сохраняющегося раздрая в европейской политике. Европу продолжает штормить, и разница в четыре парламентских кресла для Вилдерса (19 вместо прогнозировавшихся 23) в этом смысле ничего не меняет», – резюмирует К.Косачев.