Версия для печати

Об убийстве Владимира Евдокимова

В ночь на 18 марта в московском СИЗО № 5 был убит исполнительный директор по контролю качества и надежности корпорации «Роскосмос» Владимир Евдокимов. Смерть наступила от колото-резаных ран, нанесенных в область шеи и сердца. Тело топ-менеджера было обнаружено в туалете изолятора рано утром. По данному факту возбуждено уголовное дело по статье 105 УК РФ (убийство). Ведутся допросы сотрудников СИЗО и сокамерников погибшего. Столичная прокуратура проверяет режим охраны арестованных. Собственную служебную проверку проводит ФСИН.

Подозреваемых в совершении преступления пока нет, однако близкий к следствию источник выражает уверенность в том, что убийство имело преднамеренный характер. Как заявил изданию «Коммерсантъ» анонимный информатор, следствием будет тщательно прорабатываться версия о заказном убийстве, поскольку есть основания полагать, что Евдокимов поплатился жизнью за намерение сотрудничать со следствием и дать признательные показания в рамках расследуемого в отношении него уголовного дела.

19 марта в СИЗО было найдено предполагаемое орудие убийства – нож. 20 марта агентство «Интерфакс» со ссылкой на собственные источники сообщило о том, что перед смертью Евдокимов боролся с нападавшими.

«По результатам осмотра тела погибшего на основе обнаруженных на теле изменений можно предварительно предположить, что погибший перед смертью пытался оказать сопротивление, однако его сил не хватило, – говорится в материале информагентства. – Предварительно можно говорить о том, что смерть наступила не в результате самостоятельно нанесенных себе увечий, а насильственных действий третьих лиц».

Топ-менеджер с декабря прошлого года находился под арестом по обвинению в мошенничестве. По версии следствия, в 2007-2009 годах замдиректора департамента Объединенной авиастроительной корпорации В.Евдокимов был замешан в махинациях в сфере самолетостроения. Однако свою причастность к хищению более чем 200 млн. рублей Евдокимов отрицал. По словам адвокатов Евдокимова, обвинение опиралось лишь на показания других лиц и не имело прямых доказательств вины их подзащитного.

Немаловажным остается и факт перевода Владимира Евдокимова в феврале текущего года из камеры на 6 человек в камеру на 12 человек. Очевидно, что расширение круга подозреваемых не будет способствовать успеху расследования, как и отсутствие видеонаблюдения в последней камере.

Анализируя обстоятельства убийства, член московской Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Ева Меркачева рассказала, что «на момент смерти Евдокимов находился в камере с 11 молодыми людьми, подозреваемыми в мошенничестве, там не было матерых уголовников, которые могли бы сознательно пойти на конфликт и убийство».

«Эта публика не буйная. Посещая СИЗО, мы общались с ними. Так что версия про убийство сокамерниками едва возможна. При этом они сами говорили, что в последние дни он был возбужден, даже нервничал», – отметила правозащитница.

По ее словам, перевод на новое место стал для Евдокимова неожиданностью.

«Камер там не было. А про камеры в коридоре и отсутствие на них важной информации нам сказали сотрудники СИЗО», — отметила член ОНК («РИА Новости»).

Конфликт Владимира Евдокимова с сокамерником из-за матраца и спального места послужил причиной его перевода в другую камеру СИЗО. Об этом журналистам сказала уполномоченный по правам человека в Москве Татьяна Потяева (tass.ru).

«Три сокамерника очень подробно рассказали мне о конфликте. Он произошел из-за матраца, из-за спального места. Данный конфликт имел определяющее место в решении о переводе (Евдокимова в другую камеру СИЗО - прим. ТАСС)», - сказала Потяева, отвечая на вопрос корреспондента ТАСС.

Столичный омбудсмен также пообщалась с новыми сокамерниками погибшего топ-менеджера Роскосмоса. По ее словам, у них сложились «абсолютно нормальные отношения».

Смерть Евдокимова шокировала его сослуживцев. Как заявил «Ъ» руководитель корпорации «Роскосмос» Игорь Комаров, Владимир Евдокимов и его коллеги «напряженно работали, ездили по всей стране, внедряя современные нормативы и регламенты, мотивируя специалистов».

«Во многом именно благодаря им предприятия “Роскосмоса” теперь производят более качественную и надежную технику, – заявил глава госкорпорации. – Я обращался с ходатайством в правоохранительные органы, чтобы его отпустили под залог, но, к сожалению, этого не произошло. Сейчас мы скорбим и думаем о семье Владимира, о детях, у которых больше нет отца. И будем настаивать на выяснении всех обстоятельств его гибели и всестороннем расследовании дела».

Разобраться в ситуации со смертью топ-менеджера «Роскосмоса» призвал председатель Совета при Президенте РФ по правам человека Михаил Федотов.

«Безусловно, смерть человека в СИЗО – это всегда чрезвычайное происшествие. То, что это случилось не с криминальной личностью, а с человеком, обвиняемым в ненасильственном, экономическом преступлении, особенно шокирует», – заявил глава СПЧ («Интерфакс»).

Как сообщает gazeta.ru, вице-премьер России Дмитрий Рогозин рассказал о том, что он обсудил смерть в московском СИЗО топ-менеджера «Роскосмоса» Владимира Евдокимова с главой госкорпорации Игорем Комаровым и генеральным прокурором России Юрием Чайкой, передает РИА «Новости».

«Я немедленно связался с Комаровым. После этого позвонил Чайке Юрию Яковлевичу и попросил взять под личный контроль этот вопрос», — сказал Рогозин.

По его словам, Чайка взял расследование под особый контроль.