Версия для печати

О скандале вокруг центра Рерихов

20 марта Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск Государственного музея Востока к Международному центру Рерихов (МЦР) о расторжении договоров безвозмездной аренды и выселении МЦР из усадьбы Лопухиных. После рассмотрения апелляции в мае 2017 года крупнейший негосударственный музей может навсегда покинуть здание в Малом Знаменском переулке. Как пояснил юрист Музея Востока Юрий Избачков, с 2014 года усадьба предоставлялась МЦР городом по договору о безвозмездном пользовании. В 2015 году здание было переведено в федеральную собственность, после чего перешло Музею Востока для создания музея Рерихов. В начале марта в Международном центре Рерихов были проведены обыски, в ходе которых были изъяты около 200 предметов хранения и архивы. В данный момент они находятся на хранении в Музее Востока. Как пояснил министр культуры РФ Владимир Мединский, обыски проводились в рамках уголовного дела о мошенничестве в Мастер-банке, совладельцем которого является главный спонсор Международного центра Рерихов Борис Булочник.

В МЦР судебное решение считают необоснованным и имеют намерение его обжаловать. Кроме того, центр намерен обратиться к международному сообществу, чтобы отстоять здание. Также вице-президент музея Александр Стеценко обещает бороться за возвращение изъятых работ Святослава и Николая Рерихов.

«Мы считаем, что картины, которые не являются вещдоками по делу Мастер-банка, изъяты незаконно, будем требовать возвратить их музею», — сообщил он (Газета.Ru).

«Я надеюсь, что произошла грубая судебная ошибка, которая может быть исправлена в апелляции. Мы можем обратиться в департамент общественной информации ООН, есть Совет безопасности ООН, права человека, а они сейчас грубо нарушены», — цитирует А.Стеценко «РИА Новости».

Как отметил первый заместитель генерального директора музея им. Н.К.Рериха Павел Журавихин, вердикт суда противоречит воле основателя музейного центра.

«Основатель нашего музея и даритель Святослав Рерих, передавая наследие из Индии, поставил руководству страны два условия: что музей должен быть общественным и должен быть размещен в усадьбе Лопухиных, которую он лично выбрал из зданий. Мы не можем нарушить волю дарителя», – подчеркнул П.Журавихин (tvzvezda.ru).

17 марта в защиту Международного центра Рерихов выступил Конгресс интеллигенции России. В обращении, подписанном известными правозащитниками и деятелями науки и искусства, звучит призыв остановить разгром МЦР. Как отмечают подписанты, для руководства Минкульта дело Мастер-банка стало поводом для попытки ликвидации крупнейшего на данный момент в России общественного музея.

«Святослав Рерих придавал исключительное значение именно общественному характеру музея, поскольку (как и его отец) надеялся, что общественные формы культуры в России станут основным фактором возрождения и развития страны. По мысли Святослава Рериха, музей должен быть хранителем художественного наследия Рерихов, выразителем и популяризатором философско-этических исканий и научных трудов всех членов этой семьи, – напоминают авторы открытого письма. – Международный центр Рерихов без государственного финансирования, за счет пожертвований восстановил полуразрушенную усадьбу Лопухиных и создал в ней общественный музей имени Н.К. Рериха. Общие затраты МЦР по реставрации усадьбы, оснащению музея и поддержке всей его культурной деятельности составили не менее 2 млрд. рублей. Значительная часть собрания общественного музея имени Н.К. Рериха поставлена на учет в негосударственную часть Музейного фонда России».

«Бывшая усадьба Лопухиных – ныне Центр Рерихов. Лакомый кусок для захватчиков! – констатирует Конгресс интеллигенции России. – Чтобы уничтожить общественный музей имени Н.К. Рериха, Минкультуры проводит его бесчисленные проверки (только в 2016 г. их было 20). В травле музея стали участвовать государственные СМИ... Неужели министерство культуры делает все это, чтобы получить еще один объект недвижимости? Ради удовлетворения своих амбиций и аппетитов? Ради большего единообразия культурного пространства?»

«Можно по-разному относиться к различным аспектам наследия Рерихов, но нельзя уничтожать успешно действующий общественный музей, созданный Святославом Рерихом и Людмилой Шапошниковой в усадьбе Лопухиных под гарантии государства. Поэтому мы поддерживаем коллектив Международного центра Рерихов, созданный и успешно действующий как общественная институция», – говорится в петиции.

«Мы требуем от Правительства России исполнить принятые на себя обязательства перед Святославом Рерихом. Мы требуем от следственных органов, министерства культуры РФ и персонально от министра культуры Владимира Мединского вернуть изъятые картины и документы Международному центру Рерихов. Мы требуем от Росимущества вернуть в оперативное управление Международному центру Рерихов здание усадьбы Лопухиных, незаконно переданное в 2015 году в оперативное управление Государственному музею Востока. Авторитет нашего государства связан в том числе и с его способностью выполнять взятые на себя обязательства», – заключают подписанты.

Возмущение ситуацией вокруг музея Рерихов выразили члены тамбовской региональной общественной организации «Культурная инициатива».

«До глубины души возмущены этим происшествием. Считаем, что это очередной акт нарушения прав человека, законности, ведущий к уничтожению крупного культурного центра страны – общественного музея, – сказано в коллективном обращении организации. – Непонятно, для чего изымать из музея картины знаменитых художников, которые хранятся в надлежащих условиях, обеспечивающих их сохранность. Эти картины, так же как архивы и дневники семьи Рерихов, принадлежат общественному музею по завещанию С.Рериха, часть была передана в дар музею президентом Мастер-банка и является собственностью МЦР. Таким образом, у музея есть все основания для хранения и экспонирования картин» (tambov.bezformata.ru).

Комментируя решение Арбитражного суда Москвы, руководитель орготдела в общественном музее имени Н.К.Рериха Международного центра Рерихов Оксана Титова воспроизводит в своем блоге фрагменты материала, размещенного на портале «Конт»: «Пока надо знать следующее. Некоторые государственные СМИ представляют МЦР как секту, хранителя краденого, а также иностранного агента и едва ли не экстремистскую организацию. Однако насчет секты есть экспертное заключение РАН о том, что ни по одному пункту Международный центр Рерихов под определение секты не подходит, есть заключение проверок, проведенных за последний год, о том, что центр не является иностранным агентом и не ведет никакой экстремистской деятельности. Все экспонаты музея находятся там на законном основании. Главная проблема состоит в том, что Святослав Николаевич Рерих передал общественному музею колоссальные культурные ценности, на этот счет есть подписанные им документы. Приблизительно богатства МЦР можно оценить в один миллиард долларов. На негосударственные средства была отреставрирована усадьба в центре Москвы, в создание музея вложено около 2 миллиардов рублей. И это богатство принадлежит какой-то безродной общественности! Поэтому такая жесткая борьба с применением всех имеющихся госресурсов».

По мнению писателя Игоря Зотова, музей Рерихов был обречен с самого начала «по одной простой и чисто российской причине: он не государственный».

«Рерихи (отец с сыном) мечтали об общественном музее не просто так, они лелеяли чудовищную с точки зрения государства надежду, будто общественные формы такого рода возродят Россию. Ну не смешно ли, в самом деле, вооружившись какой-то неуловимой этикой, посягать на одну шестую часть обитаемой суши!» – иронизирует автор.

«"Рерихи" уйдут в катакомбы, словно первохристиане. В усадьбу Лопухиных на белом коне въедет Государственный музей Востока. Картины останутся на прежних местах. Все успокоятся, – предрекает И.Зотов. – Вот только стоит помнить о том, что государственные музеи – это наши с вами налоги, то есть наши с вами деньги. То есть отныне их у нас станет еще меньше. Но это еще полбеды. Беда в том, что отныне никто и никогда (если он в здравом уме) не осмелится привезти в Россию художественные коллекции мирового уровня, если, конечно, не захочет подарить их государству, в котором посмертная воля (завещание) Творца и Владельца ничего не значат вообще! Ведь вспомним, что война началась ровно с того момента, как Святослав Рерих передал своей исторической родине коллекцию родителей с условием, что музей его имени ни в коем случае не будет государственным, а только общественным» (newizv.ru).

В свою очередь правозащитник Лев Пономарев говорит о «рейдерском захвате» МЦР.

«Произошел разгром самого крупного в России негосударственного музея и захват его собственности, добавлю, не оформленной никак юридически. С помощью государства были похищены огромные художественные ценности, не описаны, не оформлены, вывезены из музея. Я бы сказал, похищен с помощью государства архив этого музея. Как мне говорят, вывезли оригиналы и копии этих документов. И есть еще огромная претензия на общественное здание, в котором этот музей находится. Пытаются отнять это здание. То есть это совокупность и разгрома музея, и попытка рейдерского захвата довольно большого помещения, в котором находится этот музей. Причем надо сказать, что этот музей находится в старинном здании, которое охраняется комиссией по культурному наследию, московским правительством. Восстанавливалось это здание исключительно не на государственные деньги. И стоило это восстановление несколько миллиардов рублей в свое время», – заявил общественник в эфире радио «Соль».

«Это вызов для общества, – подчеркивает Л.Пономарев. – Это наше национальное достояние. И так как сами Рерихи завещали (музей) именно российской общественности, то российская общественность должна защищать общественный музей. Это принципиально важно. Я думаю, что это долгая борьба будет и непростая» (salt.zone).

Как сообщает gazeta.ru, Министерство культуры России не намерено выгонять Международный центр Рерихов из усадьбы Лопухиных. Ведомство также готово к сотрудничеству, если МЦР перестанет нарушать закон. Об этом сообщает РИА «Новости» со ссылкой на замглавы Минкультуры Владимира Аристархова.

«Мы готовы рассматривать предложения о том, чтобы как-то в этом здании сосуществовать, но при сохранении нашего права на это здание. Позавчерашнее решение суда это право подтверждает, но центр Рерихов с этим не согласился», – рассказал Аристархов.

По его словам, нет задачи убить общественный музей, но есть задача, чтобы наследие Рерихов было доступно всем гражданам и было в сохранности, чтобы это было без нарушений закона.

Как пояснил чиновник, Минкультуры готово к любому взаимодействию с МЦР, включая передачу площадей, нужных для коллекции, но при определенных условиях.

В частности, это прекращение нарушений законодательства, незаконных перепланировок и операций с музейными предметами. Также необходимо договориться о совместной работе с Музеем Востока, поскольку это ведущий музей, где находится огромная доля наследия Рерихов. Кроме того, для ведомства важно, чтобы наследие художников было доступно всем.

«Заметьте, что мы не выгоняем никого, наша задача — добиться от центра статус-кво, что, да, здание находится в нашем ведении, а дальше можно вести какие-то переговоры о каком-то взаимном сотрудничестве и так далее», – подчеркнул Аристархов.

Правозащитники просят Пиотровского защитить Центр Рерихов