Версия для печати

О ношении хиджабов в учебных заведениях России

31 марта парламент Чеченской Республики принял законопроект, дающий обучающимся право одеваться в соответствии с их вероисповеданием. Как отметил председатель комитета высшего законодательного органа ЧР по образованию, науке и культуре Бекхан Хазбулатов, воспитательная политика в образовательных организациях республики должна проводиться без ущемления национальных традиций и религиозных верований учащихся.

«Вводимая в Закон Чеченской Республики «Об образовании в Чеченской Республике» статья 23.1 не противоречит статье 38 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Предлагается включить в новую статью соответствующую духу времени юридическую норму о том, что при установлении требований к форме одежды образовательные организации должны исходить из необходимости соблюдения прав граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации и Конституцией Чеченской Республики, и учитывать право обучающихся на ношение одежды или символики согласно народным традициям и религиозным верованиям, если это не противоречит федеральному законодательству, не вредит их здоровью и не нарушает права и свободы других лиц», – считает депутат (www.parlamentchr.ru).

Решение чеченских парламентариев вызвало ожесточенные споры.

В Общественной палате РФ главу Чеченской Республики Рамзана Кадырова призвали наложить вето на поправки.

«С моей точки зрения, дело довольно сомнительное, поскольку мне представляется, что мы имеем налицо случай, когда один из субъектов Российской Федерации нарушает общероссийское законодательство», – заявил председатель комиссии по гармонизации межрелигиозных отношений Иосиф Дискин («РИА Новости»).

Против ношения хиджабов в школах выступает и министр образования РФ Ольга Васильева. В январе 2017 года она заявила, что учащиеся не должны подчеркивать свое вероисповедание атрибутами одежды.

В свою очередь председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас считает, что решение чеченских законотворцев полностью соответствует принципам светского государства, гарантированным Конституцией РФ. Кроме того, оно «способствует социальному согласию, поскольку определение единых федеральных подходов к школьной одежде потенциально могло бы привести к определенным противоречиям в обществе».

«Образовательная политика государства должна учитывать конституционные принципы федеративного устройства и светского государства, учитывая региональную специфику, обеспечивая наиболее благоприятные психологические условия для получения образования всеми гражданами Российской Федерации, – подчеркнул сенатор. – Федеративная форма государственного устройства России предполагает необходимость тонкой настройки действующего регулирования с учетом сложного этнонационального, культурного и религиозного состава населения, необходимость соблюдения конституционных требований учета религиозной и культурной идентичности» («РИА Новости»).

В дискуссии об уместности хиджабов в российских школах и вузах Кремль предпочел занять выжидательную позицию.

«Проблема ношения хиджабов в учебных заведениях активно дискутируется во многих странах. Говорить о каком-то стандартном подходе, к сожалению, не приходится. В разных странах по-разному эти темы регулируются», — напомнил пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков.

«Безусловно, Россия – это многонациональная, многоконфессиональная страна, и Президент неоднократно говорил о том, что сила России в нашей многоконфессиональности, многонациональности. Но одновременно с этим Россия — это светское государство, это зафиксировано в нашей Конституции», – сказал Песков (ТАСС).

Председатель комиссии по миграционной политике и межнациональным отношениям президентского Совета по правам человека Евгений Бобров призвал решать вопрос о допустимости ношения религиозной атрибутики в школах на региональном уровне.

«Хиджаб – это не паранджа, лицо не закрывает. Это такой же платок, как у православных был, только у мусульман. Ничего страшного в этом нет. В той же категории находятся, например, христианские крестики», – приводит слова общественника «Интерфакс».

«Если сами школы будут это регулировать и в тех местах, где это широко распространено, волевым решением разрешать носить (религиозную атрибутику), то я тоже не против», – добавил Бобров.

В свою очередь президент информационно-аналитического центра «Религия и общество» Алексей Гришин считает тему ношения хиджабов искусственно созданной и неактуальной.

«Эта тема, безусловно, навязана обществу, – заявил Гришин в интервью интернет-порталу «Правда.Ру». – Сама по себе она не такая важная... Но экстремисты всех мастей настаивают на ней, всячески привлекают внимание к ней, раздувают ее с тем, чтобы расшатать единство нашего общества».

«Почему вопрос о хиджабе такой важный? Потому что за ним логично будет поднят вопрос о халяльном питании, о том, чтобы сделать конкретно для мусульман молельные комнаты в учебных заведениях. Но тут неизбежно возникнет вопрос: а как же 70 других религий, конфессий, зарегистрированных в России? Что, директору школы 70 классов выделять для разных религий? Подчеркиваю, именно религий с богами, своей обрядностью, а не просто религиозных организаций. Вслед за этим обязательно возникнет вопрос о том, что девочки и мальчики не могут вместе обучаться. Потом — вопрос о том, что женщины не могут преподавать мальчикам, и так далее. Этот процесс нескончаемый. Но главное – это то, что экстремисты по всему миру дают ему старт. Как этого не видят наши уважаемые люди, в том числе из мусульманских республик, я не понимаю», – недоумевает Гришин.

По его мнению, вопрос о хиджабах не может быть решен парламентом или законом на региональном уровне.

«Сейчас закон предусматривает, что внешний вид учеников и учителей устанавливает администрация школы. И прописано это в уставе школы. Если в уставе одной школы прописано, что нельзя носить, а через несколько кварталов есть школа, где можно носить, пожалуйста, ребенок может выбрать, куда ему идти: где можно носить или где нельзя носить. Если же это будет регулироваться региональным законом, принятым соответствующим законодательным собранием, то это приведет к крену в другую сторону. Местный закон может обязать носить хиджабы. Но тогда о какой светскости образования, о принципе отделения школы от церкви мы тогда говорим?» – задается вопросом Гришин.

«Самое простое решение сейчас — не политизировать этот вопрос и вынести его исключительно в компетенцию каждого конкретного учебного заведения, чтобы у нас не получилось так, что, допустим, какой-то регион запретит ношение платков. А значит, мусульманские и православные учебные заведения, приюты, например, которые одновременно дают общее образование детям, будут нарушать закон, когда будут своих девочек и преподавательниц одевать в платок. То есть, каждому действию будет противодействие. Если парламент Чеченской Республики принимает одно, то обязательно найдется регион, который ответит прямо противоположно. И получится так, что у граждан РФ не будет выбора, а это признак отсутствия демократии», – делает вывод глава аналитического центра.

Глава Духовного собрания мусульман России, член Общественной палаты РФ Альбир Крганов призывает решить вопрос о соблюдении школьниками и студентами религиозных предписаний на федеральном уровне.

«Я думаю, решение парламента Чечни – это в какой-то мере ответ тому, что мы на федеральном уровне до сегодняшнего дня не удосужились собраться и этот вопрос обсудить», – заявил муфтий порталу «Интерфакс-Религия».

«Почему же мы, экспертное сообщество, представители религий, Минобра, никак не соберемся? Давайте вместе находить решение вопроса. Вопрос назрел, и нужно, наконец, снять его с повестки дня, поставить точку», – убежден Крганов.

Закон, принятый на днях в Чечне и наделяющий учащихся образовательных организаций правом носить одежду согласно религиозным верованиям, нуждается в корректировке, считают в Московской патриархии (interfax-religion.ru).

«Закрепление за учащимися такого права в законе Чеченской республики является нарушением принципа светского характера образования в государственных школах, поэтому в этой части поправка подлежит корректировке», - заявила корреспонденту "Интерфакс-Религия" в руководитель юридической службы патриархии игумения Ксения (Чернега).

Она указала на то, что такое право обучающихся не предусмотрено федеральным законодательством и не может вводиться законами субъектов РФ и напомнила, что, согласно ст.38 федерального закона "Об образовании в РФ", государственные и муниципальные общеобразовательные школы устанавливают требования к одежде обучающихся в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ.

«При этом статья 3 упомянутого федерального закона устанавливает светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Поэтому федеральный закон не наделяет обучающихся правом ношения одежды "согласно религиозным верованиям", - добавила собеседница interfax-religion.ru.