Версия для печати

О протестных акциях 26 марта

26 марта в Москве и многих российских регионах прошли протестные акции.

По данным СМИ, уличные шествия в воскресенье состоялись в более чем шестидесяти российских городах. Данные о количестве протестующих в Москве варьируются от 8 до 30 тыс. человек (РБК), в Санкт-Петербурге – от 6 до 10 тыс. (lenta.ru), в Екатеринбурге – от 3 до 5 тыс. («РИА Новости»), в Новосибирске – от 2 до 4 тыс. («ФедералПресс»). В Перми (Росбалт) и Саратове («Радио Свобода») протестные акции привлекли порядка 3 тыс. участников, в Омске ФБК поддержали 2 тыс. демонстрантов («Открытая Россия»), в Самаре (МК), Воронеже («Радио Свобода») и Челябинске (Znak.com) – до 2 тыс. человек. По 1,5 тыс. несогласных провели акции в Казани («Вечерняя Казань»), Красноярске («Проспект мира»), Томске (ТВ2), Уфе (КП), Владивостоке (Newsvl.ru). По данным пресс-центра Фонда борьбы с коррупцией, протестные акции были согласованы в 26 городах РФ: Волжском, Вологде, Воронеже, Гатчине, Ижевске, Иркутске, Йошкар-Оле, Казани, Калуге, Кирове, Магнитогорске, Новокузнецке, Новосибирске, Омске, Оренбурге, Пензе, Перми, Петрозаводске, Сочи, Ставрополе, Томске, Тюмени, Уфе и Чите. Таким образом, самые крупные выступления прошли в несанкционированном режиме.

Серия митингов 26 марта стала самой массовой после протестов 2011 – 2013 годов. Отличительной чертой манифестаций стало участие в них большого количества молодежи, в том числе школьников. Кроме того, события воскресенья отметились рекордным числом задержаний. По данным агентства «Интерфакс», в одной лишь Москве были задержаны 1030 человек, включая 46 несовершеннолетних. Задержанным вменяются статьи 19.3 и 20.2 КоАП РФ («неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции» и «нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»), а также статьи 318 и 282 УК РФ («применение насилия в отношении представителя власти» и «возбуждение ненависти либо вражды»). Активистам продолжают назначать штрафы и аресты от 4 до 25 суток. Алексей Навальный арестован на 15 суток за неповиновение законным требованиям сотрудников полиции при задержании и оштрафован на 20 тыс. рублей за организацию акции. Адвокаты осужденного намерены обжаловать вердикт суда Москвы в ЕСПЧ.

В ходе протестных мероприятий пострадал сотрудник столичного ОМОНа Евгений Гаврилов, получивший черепно-мозговую травму от удара ногой по голове. В Петрозаводске сотрудниками полиции был избит журналист Алексей Алексеев, снимавший задержание одного из активистов на видео. В общей сложности сообщается о 18 демонстрантах, травмированных правоохранителями.

События 26 марта получили неоднозначную оценку со стороны российской политической элиты, общественников, правозащитников и работников СМИ.

Комментируя прошедшие митинги, пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков отметил: «В Кремле достаточно трезво анализируют масштабы вчерашней акции и не склонны ни приуменьшать, ни преувеличивать этих масштабов» («Интерфакс»).

По его словам, глава государства ежедневно знакомится с докладами СМИ. «Конечно же, нельзя умалять, скажем так, того факта, что вчера в столице произошла попытка проведения незаконной акции. Давайте называть вещи своими именами. В центре города. Естественно, об этом докладывалось Президенту», – сообщил Песков.

«Мы с большим уважением относимся к праву граждан выражать своё мнение и выражать свою гражданскую позицию. Безусловно, когда эта гражданская позиция выражается, мы её учитываем», – добавил представитель Кремля, призвав россиян выражать свое мнение и гражданскую позицию без провокаций и в соответствии с законодательством РФ (Life.ru).

30 марта свое отношение к воскресным митингам выразил Владимир Путин.

«Я лично выступаю за то, чтобы вопросы борьбы с коррупцией были в центре внимания общественности. Единственное: я считаю неправильным, что какие-то политические цели используют это для раскрутки на политической арене, в преддверии выборов. Этот инструмент арабской весны: мы очень хорошо знаем, к чему это привело. Это же стало поводом для государственного переворота на Украине», — отметил Президент РФ.

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко призвала власть к диалогу с гражданами.

«Мы, конечно же, считаем, что надо проанализировать с митингами. Абсолютно правы сенаторы, которые говорили о том, что надо более активно вести диалог с разными слоями общества», – сказала сенатор («Интерфакс»).

«Власть не должна просто констатировать либо делать вид, что ничего не происходит. Все представители власти – депутаты, сенаторы, органы исполнительной власти в регионах – безусловно, должны встречаться с людьми, понимать, почему они выходят на протесты, что их волнует, обсуждать способы решения этих вопросов», – подчеркнула Матвиенко.

Председатель Совета по правам человека при Президенте РФ Михаил Федотов заявил о необходимости согласования подобных акций.

«Пример этого прапорщика (Е.Гаврилова) еще раз заставляет обратиться к правовой оценке того, что вчера происходило. Там, где публичные акции были согласованы с местными властями, никаких столкновений не было, – указал Федотов. – А в Москве и некоторых других городах организаторы повели людей на несогласованную акцию. Тем самым они подставляли горожан, в том числе случайных прохожих, под возможные силовые действия со стороны полиции. Хуже того, имело место нападение на полицейского, а это уже чистой воды преступление».

С позицией Федотова полемизирует член СПЧ, руководитель международной правозащитной организации «Агора» Павел Чиков.

«Наши юристы сейчас ведут больше 40 судебных процессов в защиту участников мирной протестной акции. Конституция и здравый смысл на их защите, – написал адвокат на своей странице в соцсети. – Власти нарушили Конституцию, когда не согласовали акции во многих городах. Полиция нарушила закон и даже совершила ряд преступлений при разгоне акций. Суды нарушили законодательство, начав массово арестовывать участников и раздавать штрафы направо и налево. Преследование Алексея Навального, Леонида Волкова и сотрудников Фонда борьбы с коррупцией носит явный и безусловный политический характер. Попытки оправдать действия представителей власти в такой ситуации причиняют ущерб конституционным правам и свободам».

О некорректных действиях полиции в ходе событий 26 марта заявляют и другие российские правозащитники. На сайте Московской Хельсинкской группы опубликовано открытое обращение в адрес государственных правозащитных институтов – председателя СПЧ М. Федотова, Уполномоченного по правам человека в РФ Т.Москальковой и Уполномоченного по правам человека по городу Москве Т.Потяевой. В письме отмечается, что протестные акции носили мирный характер, однако «были задержаны сотни их участников, при задержаниях сотрудники полиции необоснованно и несоразмерно применяли силу»: «В отделениях полиции доставленные туда граждане испытывали давление: к ним не допускали адвокатов, им не оказывали необходимую медицинскую помощь. Сейчас, спустя почти сутки после завершения акции, десятки задержанных все еще находятся под стражей. Возможно, такого рода массовые акции будут проводиться и впредь».

«Учитывая, что во время проведения акции 26 марта полиция неоднократно нарушала закон и Конституцию, мы считаем необходимым срочно провести совещание для обсуждения ситуации, сложившийся в Москве, так как факты о произошедшем в столице быстрее всего документируются, а также выработки рекомендаций для силовых структур по их действиям в аналогичных ситуациях в будущем».

В аналитической справке относительно событий в Москве сообщается о применении силы к десяткам задержанных.

«Несмотря на то, что среди участников акции было много несовершеннолетних граждан, сотрудники полиции использовали дубинки, наносили задерживаемым удары по голове. Член ״Партии прогресса״ Николай Ляскин при задержании получил такой сильный удар по голове, что вынужден был обратиться за медицинской помощью. Сейчас он находится в больнице», – информируют правозащитники.

Кроме того, «при доставлении в ОВД задержанных по несколько часов держали в автозаках, не оформляя документы»: «Удержание граждан, в том числе несовершеннолетних, во многих случаях превышало положенные по закону три часа. Согласно данным ОВД-инфо, к трем часам ночи 27 марта в столичных ОВД оставалось более 100 человек. Оформление документов продолжалось до 6-7 часов утра».

Правозащитники указывают на вопиющие факты грубого обращения с активистами. Так, в ОВД Обручевский полиция не допускала врачей скорой помощи к задержанному с черепно-мозговой травмой, а сотрудники ОВД Богородское не допустили родителей к задержанному подростку, страдающему астмой, и не позволили передать ему лекарства.

«Несколько десятков граждан были оставлены в полиции на ночь. В двадцати двух ОВД задержанных допрашивали сотрудники Следственного комитета РФ, без участия адвоката», – отмечается в открытом письме.

По данным фактам федеральный омбудсмен Татьяна Москалькова назначила проверку. Соответствующие запросы направлены министру внутренних дел РФ Владимиру Колокольцеву, прокурору Москвы Владимиру Чурикову и мэру столицы Сергею Собянину.

Собственное расследование несогласованной акции в Москве намерены провести члены постоянной комиссии по гражданским свободам и гражданской активности СПЧ.

«Были жесткие задержания. Вызывает тревогу, что нагнетание напряженности идет с обеих сторон, и мы хотим обсудить в том числе, что делать с несогласованными акциями», – рассказал руководитель комиссии Николай Сванидзе.

Между тем преследования участников воскресных митингов продолжаются.

29 марта на обследование в психиатрическую больницу был отправлен экс-прокурор Октябрьского района Ростова-на-Дону Евгений Беркович.

«Я был вызван в ОВД Пролетарского района для дачи объяснений по митингу 26 марта, где я выступал и потребовал отставки губернатора. Со мной нормально беседовал участковый, где-то минут сорок. Потом зашел начальник отдела полиции и сказал: зачем вы обидели губернатора. Они вызвали бригаду психиатров, и где-то еще час мы беседовали с врачом. Я объяснил, что регулярно прохожу освидетельствование и участвовал в конкурсе на занятие должности сити-менеджера, и потому у меня есть все психиатрические справки. Но сейчас меня везут на обследование в Ковалевку, в ростовскую психиатрическую больницу», — рассказал Беркович «Росбалту». Политик опасается, что может поплатиться за свои взгляды принудительным лечением.

Беспокойство вызывают и попытки давления на молодых участников митингов. «Новая газета» цитирует размещенные на Facebook свидетельства молодых активистов.

«Ребята (несовершеннолетние) из моего автозака рассказывают, что их с родителями таскают по прокуратурам и комиссиям по делам несовершеннолетних. Грозятся поставить на учёт, запугивают, что это "повлияет на всю дальнейшую жизнь" и помешает поступлению в вуз.

Сотрудники комиссии по делам несовершеннолетних ходят по школам, берут характеристики на школьников-участников, беседуют с учителями и одноклассниками. 16-летняя Настя сегодня не пошла в школу, потому что её по повестке вызвали в суд в качестве свидетеля (кто-то на митинге пострадал, завели уголовное дело, а Настя почему-то оказалось "свидетелем"). Видимо, это такой элемент давления-запугивания», – пишет Елизавета Александрова-Зорина.

Еще один пользователь соцсети Александра Расторгуева рассказала следующее: «Персонально ко мне на учебу приходил подполковник ФСБ Кирилл Владимирович. Фамилию не запомнила, повторять не стал. Мягко и иносказательно звал на свою сторону баррикад и угрожал отчислением и разговорами в отделении. За будущее мое переживал».

Адвокат Московской коллегии адвокатов «Правовой эксперт» Татьяна Соломина сообщила «Новой газете» о двух столичных семьях, обратившихся к ней за помощью. В первом случае 15-летнего подростка, находящегося в школе, в течение всего дня 28 марта атаковали звонками с требованием немедленно явиться на допрос. В другом случае 14-летнего сына задержали на митинге и оставили в отдельной комнате в РОВД. После этого его допросили в присутствии бабушки и отпустили, не выдав на руки никаких документов. На следующий день по месту прописки родителей пришла повестка с требованием явиться к следователю.

20 школьников и студентов были допрошены в Томске. Как сообщила заместитель начальника избирательного штаба Ксения Фадеева, молодых людей объединяет только то, что они состоят в социальной сети «ВКонтакте» в группах в поддержку Навального или в группах митинга 26 марта. При этом далеко не все из допрошенных были на акции.

Уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович призвал власти и следственные органы терпимо относиться к задержанным подросткам и не устраивать «охоту на ведьм».

«Самое главное, чтобы не началась ״охота на ведьм״, чтобы ребят не запугивали и не кошмарили. Никаких последствий для школьного образования это иметь не должно», – цитирует омбудсмена «Интерфакс».

«Взрослые люди должны научиться между собой вести цивилизованный политический диалог, – уверен Уполномоченный. – Давайте в решении взрослых политических проблем обходиться без гаврошей на баррикадах, как это удавалось до сих пор».

Он также напомнил, что статьи 13, 14, 15 Конвенции по правам ребенка защищают право детей на свободное выражение своего мнения. Дети имеют право объединяться в группы, «если это не нарушает государственную безопасность и общественный порядок», заявил Бунимович.

Против задержаний активистов на акциях протеста выступил режиссер Александр Сокуров. Выступая на церемонии вручения российской кинематографической премии «Ника», он заявил, что «нельзя начинать гражданскую войну среди школьников и студентов».

«Надо услышать их», – подчеркнул режиссер.

«Если вы видели, что происходило в воскресенье, то вы видели, как много было вот этих жертв, когда за руки, за ноги хватали девчонок, школьниц, и тащили куда-то. Грубо. Это было насилие. Этих людей надо понимать. Они сейчас наконец-то поняли, что в стране происходит. Мы много раз, много лет говорили: ״А где же вы? Где вы, студенты? Где вы, школьники? Вы замечаете, что вы внутри страны? Вы замечаете, что в этой стране происходит?״ Было молчание, их не было. Вот они появились», – сказал Сокуров.

«Все, кто сегодня занимается молодежью, все, кто включен в жизнь студенчества, все, кто связан с образованием, — мы все с вами должны стоять прочно и в одном ряду. Мы должны бороться за силу просвещения. Только это избавит нас от возможной дикости, от возможных политических катастроф», – заключил режиссер.

К гуманности призывают и депутаты от ЛДПР, предложившие отпустить всех молодых людей, задержанных в ходе воскресных митингов.

«Возможно, они нарушили установленный порядок. Но это молодые люди, и уже сам факт задержания стал для них хорошим уроком на будущее. Кто-то поддался пропаганде, кто-то пришел из любопытства. Не стоит еще больше озлоблять молодежь, держа их в заключении. Такой гуманистический подход, на наш взгляд, был бы самым верным в сложившейся ситуации», – считают в партии (inform-24.com).