Версия для печати

О дискриминации в сфере трудовых отношений

21 апреля Пресненский суд Москвы отклонил иск бортпроводницы Евгении Магуриной к авиакомпании «Аэрофлот» о дискриминации по возрасту и внешним данным. Стюардесса требовала вернуть ей надбавку «за профессиональную успешность», которой она была лишена из-за несоответствующего размера одежды, и компенсировать моральный ущерб, который она оценила в 500 тыс. рублей.

«Моя доверительница является бортпроводником высшей категории с отличной оценкой по иностранному языку. Магурина получала самую высокую надбавку за личный вклад в размере 225 рублей, но надбавка была снижена в связи с тем, что она получила форму 52 размера. Как ей объяснил директор департамента обслуживания на борту, помимо профессиональных замечаний в критерии успешности есть требование к внешнему виду экипажа кабины "Аэрофлота"», – сообщает адвокат Магуриной («Интерфакс»).

Сама стюардесса заявила в суде, что «кампания на омоложение» ведется в «Аэрофлоте» не первый день, в результате чего забракованные по внешности бортпроводники обслуживают пассажиров исключительно на внутренних российских рейсах, оплата которых существенно ниже заграничных полетов.

В «Аэрофлоте» подобные факты дискриминационными не считают. Как заявил представитель ответчика, отмена пункта о надлежащем внешнем виде кабинного экипажа не подлежит рассмотрению. Кроме того, в «Аэрофлоте» не скрывают, что крупнейшая российская авиакомпания обращает внимание на вес бортпроводников: «Индекс массы тела — это показатель здоровья, этим критерием мы лишь защищаем интересы наших стюардесс. Кроме того, очевидно, что пространство самолёта ограничено, и к бортпроводнику предъявляются определённые объективные требования».

Судья Валентин Ершов занял сторону «Аэрофлота».

«Что касается отмены пункта требования к внешнему виду экипажа, то это локально-нормативный акт. Работодатель вправе устанавливать определённые стимулы, за которые он готов платить надбавку. Если они установлены объективно, то это право работодателя», — сказал Ершов, уточнив, что стимулирующие надбавки не являются зарплатой.

18 апреля аналогичное решение вынес Тушинский суд Москвы, где слушалось дело стюардессы Ирины Иерусалимской о допустимых размерах одежды бортпроводников «Аэрофлота».

«Помимо всех моральных унижений, которые я испытываю, я ещё теряю деньги, – рассказала суду стюардесса. – Мне бывает просто не на что кормить семью. На протяжении 13 лет, с 2004 года, я выполняла обязанности старшего бортпроводника, руководила бригадой. После командира воздушного судна на борту это второй человек. После подачи моего искового заявления работодатель меня отстранил без объяснения причин от этой работы».

Иск Ирины Иерусалимской также был отклонен. Юристы перевозчика убедили суд в том, что внешние данные членов экипажа во многом определяют имидж компании, а их вес и формы влияют на затраты перевозчика и определяют эффективность работы в условиях ограниченного пространства.

«Превышение бортпроводниками установленных требований к их "габаритам" делает затруднительным быстрое передвижение бортпроводников по салону воздушного судна, затрудняет проход по салону между пассажирскими креслами, причиняет неудобства пассажирам в случае столкновения с бортпроводником, затрудняет вход/выход из воздушного судна. Бортпроводник любого пола должен иметь возможность двигаться в проходе между креслами, не задевая сидящих пассажиров, и разминуться с пассажиром в проходе даже в случае отсутствия рядом свободных мест, – отмечают специалисты «Аэрофлота» («Известия»). – Мы считаем, что, если бортпроводница страдает от избыточного веса, ее способность реагировать на чрезвычайные ситуации не будет адекватной, а потому надеемся, что наши бортпроводницы будут следить за фигурой».

Кроме того, эксперты компании провели опрос клиентов, который показал, что большинство респондентов хотели бы видеть «стройных, сильных, молодых и красивых» бортпроводников.

«Соответственно, "Аэрофлот" как компания, целью которой является привлечение как можно большего числа пассажиров и удовлетворение их запросов, не может игнорировать подобные подходы пассажиров. В противном случае это противоречит основному смыслу деятельности "Аэрофлота" – осуществлению коммерческой деятельности с целью получения прибыли», – пояснил представитель авиаперевозчика (metronews.ru).

Как сообщают СМИ, в конце февраля 2017 года стюардесс «Аэрофлота» разделили на несколько групп на основании возраста, веса и размера одежды. Более 400 бортпроводниц старше 40 лет и с размерами одежды больше 46-го были сняты с международных полетов в связи с «новым стандартом» авиаперевозок.

8 марта феминистки Екатеринбурга вышли на митинг под лозунгом «Женского предназначения не существует».

«Неправильно, когда на работу берут женщин, оценивая молодость и внешние данные, размер одежды. Ведь красота и молодость не равны профессионализму!» — заявила одна из активисток.

«Наихудшим примером дискриминации» назвал ситуацию относительно стюардесс «Аэрофлота» председатель постоянной комиссии СПЧ по трудовым правам и социальному партнерству, президент Конфедерации труда России Борис Кравченко.

«Профсоюз, обратившийся в суд, абсолютно прав, и мы рассчитываем, что будет подана апелляция на решение Тушинского районного суда Москвы», — цитирует Кравченко РБК.

«Если подобная дискриминационная практика продолжится, то "Аэрофлот" знает, что профсоюзы в отрасли зубастые», — предупредил глава Конфедерации труда России.

«Несмотря ни на какое давление продолжатся коллективные действия: пикеты, митинги, подписные кампании», — пообещал он.

Отказ в иске Ирины Иерусалимской прокомментировала телеведущая, победительница конкурса «Мисс Вселенная – 2002» Оксана Федорова. В интервью НСН она указала на необходимость прописывать требования к внешнему виду сотрудников во внутрикорпоративных документах.

«Нужно брать штатное расписание, обязанности, смотреть законодательство… Надо начинать с того, какие требования прописаны при приеме на работу. Если в требованиях этого ограничения нет, это неправомерно», – считает Федорова.

Печальный опыт стюардесс «Аэрофлота», к сожалению, не единичен. Типичный случай трудовой дискриминации по внешности описывает портал zarplata.ru. Летом 2016 года на личной странице в Facebook руководителя отдела по подбору персонала компании Penny Lane Personnel Эллы Михайловой была опубликована вакансия: «Требуется блондинка, улыбчивая и обаятельная». «Улыбка должна быть мягкая, славянская. При улыбке должен быть виден только верхний ряд зубов, недопустимо, если даже видно нижний ряд. Обязательно: при улыбке верхняя губа должна оставаться полной и широкой. Уголки улыбки не должны быть остренькими. Ни в коем случае в выражении лица не должен угадываться феминизм, недопустим даже малейший намек на хитринку, высокомерность, независимость, гордость», – говорилось в объявлении. При этом профессиональные обязанности сотрудницы были описаны одной фразой: «Девушка будет встречать и консультировать очень состоятельных клиентов в компании премиального уровня».

После разразившегося скандала в соцсетях дискриминационный пост был удален, а Элла Михайлова принесла публичные извинения и удалила свой аккаунт. Penny Lane Personnel выступила с официальным заявлением: «Компания не давала указаний Э.Михайловой относительно размещения вакансии, вызвавшей резонанс, и уж тем более не уполномочивала предъявлять описанные в вакансии требования к кандидатам».

«В случае, когда соискателя оценивают исключительно по его внешнему виду, можно говорить о низкой квалификации менеджера по подбору персонала», – отмечает региональный менеджер по работе с персоналом по Сибири и Дальнему Востоку «Coca-Cola HBC Россия» Оксана Тихомирова (zarplata.ru).