Версия для печати

О проекте Правил поведения сотрудников библиотек в социальных сетях

27 апреля рабочая группа «Библиотеки и социальные медиа» Российской библиотечной ассоциации (РБА), в которую входят более 500 учреждений, включая Российскую государственную библиотеку и Президентскую библиотеку, одобрила проект Правил поведения сотрудников библиотек в социальных сетях. РБА «рекомендует» сотрудникам российских библиотек «воздержаться в публикациях в социальных сетях, блогах и форумах от резких заявлений любой окраски по вопросам политики, национальности, сексуальной ориентации, религии», а также от «публикаций порнографического, агрессивного, оскорбительного характера». Кроме того, «не рекомендуется размещать какую-либо информацию или изображения, компрометирующие библиотеку или порочащие ее».

В документе признаются права библиотечных работников обсуждать свою работу с друзьями и близкими. «Однако необходимо воздержаться от негативных замечаний в адрес библиотеки или ее читателей в публичном поле», – говорится в тексте проекта.

«Цель Правил – улучшение имиджа и снижение репутационных рисков библиотеки, продвижение ее ресурсов и услуг», – указывают авторы.

Документ заканчивается недвусмысленным предупреждением: «Руководство библиотеки имеет право контролировать деятельность персонала в социальных сетях. Несоблюдение правил поведения персонала библиотеки является основанием для дисциплинарного взыскания».

Как пояснила координатор рабочей группы «Библиотеки и социальные медиа» Екатерина Шибаева, «проект был подготовлен в ответ на многократные запросы региональных библиотек».

«Это первичный документ, он выставлен на обсуждение», – приводит ее слова «Коммерсантъ».

В настоящее время текст Правил удален с сайта РБА «в связи с большим количеством полученных откликов на первый проект документа».

«Дальнейшие процедуры, текст проекта и полученные замечания запланированы к обсуждению в рамках специального заседания на конгрессе РБА в Красноярске», – информирует ассоциация.

По мнению президента РБА Владимира Фирсова, разрабатываемые Правила не противоречат Конституции РФ.

«Речь идет о подготовке рекомендательного документа, который помог бы профессионалу-библиотекарю эффективно отстаивать позицию библиотеки и библиотечной профессии в рамках этических норм и уважения к собеседнику», – цитирует Фирсова «Интерфакс».

«В условиях отсутствия специального законодательства очень важны этические требования к специалистам, которые работают в Интернете», – отметил глава библиотечной ассоциации.

Между тем в юридических кругах документ считают абсурдным и противозаконным.

«Прежде всего, это нарушение Конституции, которая гарантирует свободу слова и возможность распространять информацию, – комментирует Правила юрисконсульт Конфедерации труда России Дмитрий Якушев («Ъ»). – Ограничить эти права для госслужащих возможно только федеральным законом, а не какими-то ведомственными инструкциями».

«Работодатель может запретить пользоваться на работе соцсетями, если хочет. Но он не имеет права контролировать личную жизнь работника. А тут авторы требуют, чтобы сотрудник 24 часа жил по правилам работодателя», – подчеркивает эксперт.

Юрист призывает работников библиотечной сферы игнорировать навязываемую им систему правил, а в случае санкций обращаться в компетентные органы.

«Согласно статье 8 Трудового кодекса, если локальный нормативный акт не соответствует закону, то работник не должен его исполнять. В случае какого-либо взыскания библиотекарь должен обратиться в прокуратуру, трудовую инспекцию и суд — вплоть до ЕСПЧ», – пояснил Якушев.

С критикой ограничений выступают и сами библиотекари.

«Когда человек выходит с работы и садится за свой стол – он уже не работник госучреждения, — напоминает ведущий библиограф группы социально-экономических наук Российской национальной библиотеки Никита Елисеев. – Он находится в своей личной сфере, в своих соцсетях. Он имеет полное право критиковать начальство или хвалить. Я не крепостной, и я сам решу, что писать в соцсетях и о чем там спорить» (takiedela.ru).

Руководитель отдела детской литературы библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино, переводчик и литературный критик Ольга Мяэотс назвала проект Правил «странным» и «совершенно бесполезным»: «Это проект еще не принятый, и, надеюсь, принят он не будет. Какой-то странный и совершенно бесполезный текст. Не могу представить, как такое у кого-то в голове сложилось. Этические нормы для всех одни — читайте 10 заповедей и следуйте им. Более чем достаточно. Если библиотекарь или не библиотекарь высказывает публично какие-то вредные суждения, например, не дай бог, призывает к насилию или разжигает вражду, так на это уже есть законы, по которым такое нетолерантное поведение можно пресечь».

«Наоборот, следовало бы призывать библиотекарей активнее быть в сетях, продвигая культуру в массы, – уверена Мяэотс. – Ну, для меня и так ясно, что попусту злословить по поводу своей организации и начальства не стоит. Если есть претензии, надо сначала высказать человеку лично. С другой стороны, библиотека — не частная фирма со своими бизнес-интересами и секретами и не военный объект. Чего тогда скрывать-то так страстно?»

«Важно же, что библиотеки и музеи берегут общественное культурное достояние, так что, если оно оказывается под угрозой, то надо бить во все колокола. Это наш гражданский долг. Это тоже как-то в кодекс не вошло», – указала библиотекарь (The Insider).

Блогер Николай Подосокорский не сомневается, что в скандальных Правилах речь идет «о цензуре и дискриминации граждан РФ по их профессиональному признаку».

«Во многом это связано со скандальными планами объединения РНБ и РГБ, – считает Подосокорский. – Эта авантюра вызвала возмущение в сообществе библиотекарей, некоторые известные специалисты уже лишились работы за критику этого безответственного проекта. Теперь, видимо, решили поприжать остальных».

Блогер надеется, что «симптоматичный документ нашей эпохи Неозастоя» вызовет адекватную реакцию у общественности, а библиотекари «смогут по-прежнему вести себя в социальных сетях как свободные люди, не боящиеся публично высказывать личное мнение по актуальным вопросам современности, а не как безликие функционеры Левиафана, всегда одобряющие любые решения всех уровней власти – как светской, так и церковной» (portal-credo.ru).