Версия для печати

О приговоре Руслану Соколовскому

11 мая Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга вынес вердикт по громкому делу «ловца покемонов» Руслана Соколовского. 21-летний блогер был осужден на 3,5 года лишения свободы условно. В августе 2016 года Соколовский разместил в Интернете видео, на котором заснят процесс поиска виртуальных покемонов из популярной онлайн-игры  «Pokemon GO» в Храме-на-Крови Екатеринбурга. Видео сопровождалось нецензурной лексикой, стилизованной под церковные песнопения. В сентябре 2016 года блогер был арестован. Соколовский был признан виновным в совершении девяти эпизодов преступления по ч.1 ст.282 УК (возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства) и семи преступлений по ч.1 ст.148 УК (публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих) (interfax.ru). Блогер обвинен и в незаконном обороте специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации – при задержании у Соколовского была обнаружена ручка со встроенной видеокамерой.

Приговор зачитывался более 2 часов. Суд пришел к выводу, что Соколовский «настойчиво формировал негативный образ верующих», демонстрировал «неуважение к храму, его служителям и Иисусу, который назван редким покемоном», отрицал «существование основателей христианства и ислама Иисуса Христа и пророка Мухаммеда», наделял патриарха Кирилла «унизительными и уничижительными характеристиками», издевательски переосмысливал «ситуацию непорочного зачатия». Кроме того, Соколовский «негативно высказывался о государственном строе РФ». По мнению суда, блогер «выразил явное неуважение к обществу, оскорбил религиозные чувства верующих людей, поскольку нарушил исторически сложившиеся правила поведения, внутренние правила и установления религиозных организаций, проповедующих христианство и ислам».

Адвокат Соколовского  Алексей Бушмаков считает условный срок для своего подзащитного «большой победой». Тем не менее он выразил намерение обжаловать вердикт. Бушмаков пояснил, что  обвинительный приговор повлечет для Соколовского серьезные ограничения: «Это и включение в так называемый экстремистский список, и блокировка банковских счетов, это ограничение движения денежных средств по счетам, невозможность свободного передвижения, различные запреты, связанные с государственной службой, созданием некоммерческих организаций и фондов» («РИА Новости»).

Сам осужденный пообещал в ближайшее время не публиковать новых видеозаписей.

«Буду очень спокоен и тих, так как меня могут догнать и посадить реально», – заявил Соколовский журналистам (meduza.io).

Он также опроверг обвинения в приверженности радикальным взглядам.

«Может быть, я идиот, но я не экстремист, – сказал блогер. – Как говорят эксперты, моя вина не в отрицании Бога, а в отрицании Бога с помощью мата. Когда мат стал экстремизмом?» (hotgeo.ru)

Депутат Госдумы Виталий Милонов считает приговор слишком мягким.

«Я бы ему лет на десять запретил подходить к Интернету, а также ходить на любые общественные мероприятия. Пусть сидит занимается домашними делами. Может, всё же одумается», – сказал он в интервью RT.

«Это человек, который систематически пытался унизить миллионы людей,    указал Милонов. – С одной стороны, по степени провокационности приговор, конечно, мягкий. Безусловно, этот человек является организатором серьёзной смуты. Но с другой стороны, наше государство очень доброе. Надеюсь, этот приговор покажет человеку, что есть общественный договор, общественные правила».

«Мягковатым» вердикт уральского суда считает и протоиерей Всеволод Чаплин, ранее возглавлявший Синодальный отдел РПЦ по взаимодействию Церкви и общества.

«Приговор Соколовскому, на мой взгляд, мягковат, но главное, чтобы он подействовал. То есть чтобы не только Соколовский, а никто, нигде и никогда – повторю: никто, нигде и никогда, по крайней мере в публичном пространстве, – не решился более употребить нецензурное, бранное слово в сочетании с именем Бога или со священным символом. Если такие действия продолжатся – нужны будут реальные тюремные сроки. Если их не будет – да покарает Господь смертью и страданиями всех, кто совершает такой грех, одобряет его или молчит по его поводу. Если все это продолжится – покарает Бог и наш народ. Ведь народ, не умеющий защитить святыни, недостоин и жизни», – написал он на своей странице в Facebook.

С критикой судебного решения выступил протодиакон Андрей Кураев.

«Руслана Соколовского осудили по статье, которая запрещает возбуждение вражды к некой социальной группе. Однако под действие этой статьи с большими основаниями попадают действия самой Екатеринбургской епархии, которая причастна к этому судебному преследованию», – цитирует Кураева русская служба BBC.

«Меня оскорбляет этот приговор и судебное следствие, а не действия Руслана. Вопрос теперь в том, когда циничные политтехнологи патриархии смогут признать, что Акела промахнулся, когда патриарх потребовал введения этой ужасной статьи (ст. 148 УК РФ – «оскорбление чувств верующих») в 2012 году, – написал протодиакон в «Живом Журнале».

Официальную позицию РПЦ озвучил председатель синодального миссионерского отдела Московского патриархата игумен Серапион.

«Христиане всегда призывали к милосердию, и христианин не будет желать никому мучений физических и нравственных, с которыми сопряжено пребывание человека в тюрьме. И я думаю, что суд при принятии решения по делу Соколовского тоже руководствовался соображениями гуманности», – сказал он («РИА Новости»).

«Насколько я понимаю, в своем последнем слове Соколовский не выражал сожаления, что он оскорбил чьи-то чувства. Думаю, что он должен сделать хотя бы какие-то выводы из этой ситуации… Но я понимаю также и то, что человек может сделать выводы только по своей свободной воле. Никого нельзя заставить исправиться, изменить себя», – отметил священнослужитель.

Декан факультета политологии МГУ им. Ломоносова Андрей Шутов расценивает поведение Соколовского как «показное хулиганство».

«Слабенький, мне кажется, приговор. На такие вещи, на оскорбление чувств верующих, за показное хулиганство общество должно реагировать жестче, чтобы другие побоялись идти той же дорогой», – сказал он.

«Условный срок я бы увеличил, и люди бы отнеслись к этому с пониманием», – убежден эксперт (ТАСС).

В Кремле дело Соколовского комментировать отказались.

«Мы не комментируем судебные решения. Это резонансный случай, но мы не имеем права комментировать судебные решения», – подчеркнул пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков (ТАСС).

Условное наказание блогеру приветствовал глава Совета по правам человека при Президенте России Михаил Федотов.

«То, что срок условный, это хорошо. А насколько приговор обоснован, можно будет сказать тогда, когда Совет ознакомится с текстом приговора», – сказал он.

«Мы намерены внимательно изучить текст приговора и выскажем по нему свое мнение после вступления приговора в силу. Мы стараемся не высказываться по поводу судебных решений до их вступления в силу, чтобы не оказывать влияния на апелляционную инстанцию», – добавил Федотов (vedomosti).

Публицист Александр Минкин критикует и обвинителей блогера и общественную реакцию: «В общем — отвратительная история, где обе стороны примерно одинаково безумны. Одна — в желании угодить властям и официальной церкви, другая — в желании быть знаменем свободы в глазах пошлой толпы». «К сожалению, не только власть идёт на поводу у безмозглых, помогает им прославиться с помощью арестов и приговоров. На поводу идёт и прогрессивная общественность. Она готова целовать куда попало кого попало, если на него напала презираемая власть или экстремисты» (mk.ru).

Член СПЧ Максим Шевченко полагает, что за оскорбление чувств верующих необходима административная, а не уголовная ответственность.

«По таким делам достаточно штрафа и общественных работ, пусть улицы метут и мусорные баки чистят, – заявил журналист. – Не наказывать за оскорбление верующих нельзя, но я против того, чтобы там были уголовные дела. Тем более, что они создают только ореол героев таким обвиняемым – тот же Соколовский поедет потом в Европе пресс-конференции давать» (ТАСС).

Директор МБПЧ Александр Брод считает решение уральского суда компромиссным: «Была крайне жесткая позиция государственного обвинителя, требовавшего приговорить к реальному сроку лишения свободы, к тому же Соколовский 5 месяцев провел в СИЗО. С другой стороны, приговор вынесен условный. Это компромиссный приговор.

Вместе с тем необходимо признать, что по таким делам нужна административная ответственность, исправительные работы. Статья 148 УК РФ избыточна, практика показывает, что ее применение неоправданно, поскольку обвинение строится на крайне субъективных оценках, были ли оскорблены чувства верующих» (ТАСС).

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с критикой тех, кто оскорбляет религиозные чувства людей.

«Иногда возмущается наше врожденное нравственное чувство, когда кажется, что совершенно очевидно, что человек ведет себя недопустимо - например, оскорбляет религиозные чувства людей, но нам пытаются объяснить, что это и есть свобода, что нужно жить по определенным правилам и тогда никто не будет покушаться на ваши человеческие права», - сказал патриарх после литургии на Бутовском полигоне Москвы.

Как отметил патриарх, нападки на церковь всегда вызваны, в том числе и тем, что она делает человека внутренне свободным, лишает возможности манипулировать им, а «те, кто желает контролировать общественное, народное сознание, понимают, что, покуда будет церковь, тотального контроля никогда не будет» (interfax.ru).

Как сообщает ura.news, блогер Руслан Соколовский записал первое видео после суда, решением которого он был приговорен к 3,5 годам условно. В ролике молодой человек, прославившийся ловлей покемонов в храме, вновь возвращается к теме отношений верующих и атеистов.

«Некоторые свидетели обвинения меня повергли в изрядный шок. Например [Настоятель храма „Большой Златоуст“ иерей Виктор] Явич устраивал показы моих видеороликов, чтобы верующие могли оскорбляться. Потом он же называл моральными уродами тех, кто не оскорбился. Эти люди позже приходили в качестве свидетелей защиты. Они — замечательные люди, я очень благодарен им за поддержку. Я и раньше говорил, что многие верующие — классные люди. Например, в синагоге раздают вино, когда ты приходишь ловить покемонов. Но все мы помним, что случилось со мной, когда я пришел ловить их в РПЦ», — заявил Соколовский.

Также Руслан рассказал о своих ощущениях во время судебного разбирательства.

«Я столкнулся с балабановской Россией — жуткой, чернушной. Когда-то я уже в ней жил, лет до 16, в Шадринске. Я из этого всего вырвался, и тут началось то же самое. Все это напомнило мне „Процесс“ Кафки — бюрократическая волокита, от которой одновременно смешно, жутко и грустно. Рад, что все закончилось», — отметил юноша.

В конце выступления Соколовский поделился тем, как изменились его взгляды.

«За все время моих гонений я познакомился с огромным количеством верующих людей. И мое мнение о них изменилось в лучшую сторону. Хотя к самой религии я по-прежнему отношусь негативно», — резюмировал блогер.

Видеоролик Соколовский записал для YouTube-канала «Открытой России». Организация финансово поддержала уральца во время его задержания (ura.news).