Версия для печати

О введении уголовной ответственности за создание «групп смерти»

Более 700 детей в 2016 году в России совершили суицид, выявлены и заблокированы 150 "групп смерти" в социальных сетях, сообщила первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова (interfax-russia.ru).

«Появляются новые риски, которые увеличиваются день ото дня. (...) 720 детей в Российской Федерации (в прошлом году) покончили жизнь самоубийством», - сказала Л.Гумерова на пленарной сессии Всероссийского родительского форума в Уфе.

Кроме того, по данным сенатора, 19 детей погибли в результате увлечения "зацепингом".

По ее данным, Роскомнадзор в 2016 году обнаружил в социальных сетях и прекратил работу 150 "групп смерти" и 65 групп, посвященных "зацепингу".

Л.Гумерова подчеркнула, что "одних законов мало". «Мы сегодня должны заниматься просвещением наших детей, просвещением родительского сообщества», - считает сенатор.

31 мая Совет Федерации одобрил закон, предусматривающий введение в Уголовный кодекс РФ новой статьи "Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства".

Склонение к самоубийству будет наказываться лишением свободы до двух лет, а содействие совершению самоубийства - до трех лет. Если такое склонение или содействие было совершено в отношении детей, беременных женщин или через интернет, то срок лишения свободы будет достигать четырех лет.

Если в результате склонения или содействия самоубийство всё-таки произошло, то срок лишения свободы может составить пять лет, а если при этом суицид совершили ребенок или беременная женщина, то наказание предусматривается до семи лет лишения свободы.

Кроме того, вводится новая статья, предусматривающая наказание за вовлечение детей в так называемые "игры смерти". Наказание за это устанавливается в виде лишения свободы на срок до трех лет или в виде штрафа до 100 тыс. рублей (interfax-russia.ru).

Закон обязывает Роскомнадзор в течение 24 часов оповещать правоохранительные органы о фактах распространения в Интернете ресурсов с призывами к суициду или содержащих информацию о способах его совершения. Только за прошлый год в реестр запрещенной информации по данному сегменту было добавлено 4,751 тыс. записей.

«Новые виды склонения к совершению самоубийства или содействия совершению самоубийства не прогнозировались ранее наукой, не были своевременно оценены криминологами и по факту приняли широкий масштаб, оказавшись вне уголовно-правовой оценки, а значит и вне мероприятий правоохранительных органов по выявлению организаторов такой деструктивной деятельности, своевременному пресечению их действий, а также защите потерпевших. Учитывая характер преступных действий, предлагается установить отдельную уголовную ответственность за склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства», - сказано в пояснительной записке к законопроекту.

«За данные преступления уголовная ответственность предусматривается вне зависимости, совершил ли потерпевший самоубийство, что даст возможность своевременно пресекать и предупреждать возможные трагические последствия. Например, когда опасные сайты или сообщества только созданы», - пояснил глава профильного комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников (РГ).

Инициатор поправок вице-спикер Госдумы Ирина Яровая заявила, что скорейшего вступления законопроектов в силу ожидают «правоохранители и регионы».

«Правоприменение – важнейшая стадия защиты прав граждан, в нашем случае – защиты прав детей, подростков и их родителей. Мы будем проводить мониторинг правоприменительной практики. Законы нацелены на то, чтобы ликвидировать «группы смерти», не позволить манипулировать сознанием и доверием ребенка, лишая его самого дорогого – жизни и сделать неотвратимым наказание для преступников, которые пытаются запускать обратный отсчет жизни детей. Наш мониторинг будет направлен именно на это. Соответствующая договоренность с правоохранителями была достигнута в рамках заседания рабочей группы», - приводит слова Яровой ER.ru.

Директор МБПЧ Александр Брод: «Критики закона сомневаются в эффективности вводимых норм и опасаются возможных злоупотреблений при их реализации».

По мнению депутата Госдумы от фракции КПРФ Николая Осадчего, в современной России нет «продуманной гуманистичной и оптимистично направленной системы воспитания от детского сада до высшего учебного заведения», и принятие ужесточающих поправок не решит проблему отсутствия у подростков четких ценностных представлений (Росбалт).

Председатель правления Института развития интернета Герман Клименко заявляет о неготовности российских властей к борьбе с пропагандой суицида в Интернете.

«Пока мы не разберемся в ситуации, мы не сможем с ней бороться. Прежде считалось, что доведение до самоубийства — явление внутрисемейное. Мама, папа, дети… Извне воздействовать было сложно. Но современные технологии привнесли участие внешнего человека. Мы честно говорим — индустрия и система правоохранительных органов оказались к этому не готовы. Да, злоумышленников нужно арестовать, но не очень понятно, как их обнаружить и за что сажать. С этим самая большая сложность», — считает эксперт («Известия»).

По мнению члена Общественной палаты РФ Кристины Потупчик, «никакого влияния на статистику детских самоубийств принятие этого закона не окажет просто потому, что эта статистика никаких не коррелирует с наличием в интернете суицидального контента».

«У нас в двух соседних регионах количество суицидов может различаться в несколько раз — имеет значение социокультурный климат, состояние экономики, даже этнический состав населения. Но разбираться в этом долго и сложно, поэтому депутаты пошли по простому пути конспирологических выдумок. В результате мы имеем не просто бесполезный, но и, на мой взгляд, вредный закон», - считает Потупчик.

«По сути, тот же СК, который активнее прочих пиарился на "группах смерти", получил много лишней бессмысленной работы. Только за первые три месяца этого года Роспотребнадзор заблокировал больше 5 тыс. суицидальных ссылок. Отныне по каждому такому вкладышу в жвачку или демотиватору органы будут решать вопрос об уголовном преследовании. Думаю, вешаться от этого закона вскоре начнут следователи», - предрекает член ОП (Ъ).

В свою очередь директор Общественного центра правовых экспертиз и законопроектной деятельности Ольга Леткова говорит о сложности механизмов реализации принятых законов в силу трудности доказательств причастности подозреваемых к организации «групп смерти».

«Правильно было бы принять... дополнительные предупредительные меры, которые бы предотвратили совершение такого преступления», - предлагает Леткова. – «Например, это может быть мера по наложению колоссального штрафа, как на Западе, €30–40 тыс., на владельцев соцсетей, которые не отслеживают в своих ресурсах опасный для детей контент. Это тот редкий случай, когда западный опыт мог бы быть нами воспринят и введен в наше действующее законодательство» (Ъ).

По данным исследования центра социального проектирования «Платформа», «массовая паника» по поводу сетевых «групп смерти» является медиапродуктом. Как отмечают психологи, выступившие в роли респондентов, «довести человека до самоубийства лишь посредством Интернета почти невозможно» (Ъ).

Обоснованный протест законотворческим инициативам выражает коллектив электронного журнала «Радикальные мечтатели», предложивший собственное расследование ситуации вокруг сайтов, обвиняемых в пропаганде суицида. В докладе «Киты уходят в океан» блогеры, опираясь на информацию Росстата СК РФ, указывают, что «реальные статистические данные» свидетельствуют о ежегодном снижении числа самоубийств подростков и взрослых.

«...во-первых, число самоубийств снижается каждый год, и ни о какой массовости речи не идет, во-вторых, причинами суицида являются семейные неурядицы и отсутствие социальных перспектив, а вовсе не деятельность зловещих культов, - убеждают авторы доклада. – Власть, родители и учителя (взрослые), хотят снять с себя вину за гибель детей и, как у нас водится, переложить ее на какого-нибудь внешнего врага. Тем приятнее с ним сражаться, если его не существует».

«По статистике, основными причинами, толкающими на самоубийство детей и подростков, являются несправедливое отношение или обвинения в сторону ребенка, неразделенная любовь и угроза потери близких, неспособность ребенком исполнить неподъемные для него требования и ожидания, возлагаемые окружающими. Одна из наиболее частых причин – семейные конфликты с родителями. Согласно данным Центра исследования проблем воспитания, родительская жестокость имеет место в 45-48% российских семей. Среди 21 метода «воспитательного воздействия», выявленного в результате исследования, лишь три из них являются положительными – воспитательные беседы, положительные примеры и разговор с ребенком «как с взрослым». Остальные 18 методов включают в себя физическое воздействие, а так же «психологические» наказания – публичное унижение перед родственниками и друзьями, домашний арест, запирание ребенка в темной комнате. Такого рода методы воспитания пробуждают отрицательные эмоции - страх, гнев, желание отомстить, и подросток начинает направлять свою агрессию на себя, находит самоубийство способом избежать подобного рода наказаний», - напоминают блогеры.

В финальной части авторы исследования предлагают блок рекомендаций. Приведем некоторые из них:

Родителям:

- «Дети - это не ваша собственность. Вы не имеете никакого права использовать насилие в воспитании: ни физическое, ни вербальное».

- «Наладьте свою собственную жизнь и отношения с супругом \супругой. Если в семье царит атмосфера удушья, постоянно звучат крики и оскорбления, ребенок не сможет развиваться правильно и гармонично».

- «Жизнь ребенка - это не только двойки и пятерки. Не только послушание и спортивные секции. У него есть интересы, стремления, хобби, надежды, любовь и дружба. Если вас не волнует подлинная сторона его жизни, то не надо удивляться нарастающему отчуждению».

- «Любовь важнее послушания. Любите детей за то, что они есть, а не за покладистость и пятерочный дневник».

Учителям:

- «Не допускайте травли. Вставайте на сторону жертв, им очень важна ваша поддержка. Если вы видите, что ребенок замкнут и одинок, постарайтесь утешить его и защитить делом, а не показными увещеваниями. Он оценит это, и будет доверять».

- Установите коммуникацию и с ребенком, и с родителем. Поскольку работать на износ в таком режиме с классами по тридцать человек невозможно, то хотя бы поступайте так в запущенных случаях, когда ребенок явно асоциален или имеет проблемы с алкоголем, наркотиками, преступлениями. Подключите психолога, порекомендуйте семейную терапию, мотивируйте и популярно объясняйте, почему это будет полезно».

- «Не пытайтесь использовать некий учительский авторитет. Детские проблемы лежат в категориях личного отношения, а позиция «ученик-учитель» иерархична и авторитарна. Если решите вмешаться, то на правах человека, а не учителя».

Подросткам:

«Если вы планируете самоубийство, то помните о том, что внешние трудности, с которыми вы столкнулись, характерны лишь для определенного этапа. Школьные проблемы не актуальны в институте или колледже, институтские проблемы - не актуальны на работе...».

- «Не бойтесь обращаться в компетентные органы, если речь идет о домашнем насилии, особенно сексуальном. Не бойтесь делиться с кем-то своими проблемами. Все лучше, чем молча страдать, приближая свою жизнь к концу, а личность - к распаду от стыда и бессилия».

- «Найдите отдушину. Есть что-то, что вам по душе. Что-то, что получается. Живите этим, ориентируйтесь на мечту, не сдавайтесь, даже если все против вашей затеи. Надо за что-то зацепиться, чтобы выплыть из омута».

- «Не позволяйте другим навязывать вам свое мнение, которое станет решающим фактором самооценки. Другие останутся другими. Вы должны научиться принимать себя, полюбить себя во всей полноте, со светлой и темной сторонами, чтобы идти дальше» (vk.com).

Как сообщает ТАСС, Уполномоченный по правам ребенка в РФ Анна Кузнецова считает необходимым для обеспечения информационной безопасности детей не только принять запретительные меры, но и позаботиться об увлечении ребят альтернативным контентом. Она представила Президенту РФ Владимиру Путину "дорожную карту" по достижению этой задачи.

«Никто не защищен от деструктивной информации, с которой они (дети) могут столкнуться, здесь запретительные меры - это лишь часть, которой удалось добиться», - сказала Кузнецова на встрече с Президентом РФ Владимиром Путиным. Она считает важным принятие соответствующего закона (о введении уголовной ответственности для создателей "групп смерти"), но при этом отметила важность создания для детей альтернативного контента. «Это создание тех программ, которые помогут ребенку найти себя, увлекут его, но именно в мир позитивных и созидательных ценностей», - сказала Кузнецова. Она уточнила, что альтернативный контент касается не только сети интернет, но и телевидения, дополнительного образования. Уполномоченный по правам ребенка добавила, что подготовленная "дорожная карта" разработана представителями экспертного сообщества, общественности.

Кузнецова также передала главе государства доклад о деятельности уполномоченных по правам детей и попросила Путина, чтобы программа, которая должна быть в ближайшее время разработана во исполнение указа президента прошла предварительное общественное обсуждение.

Президент России Владимир Путин 29 мая подписал указ о проведении в России Десятилетия детства. «В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства, учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, постановляю объявить 2018-2027 годы в России Десятилетием детства», - говорится в указе.

Правительство в соответствии с документом должно в трехмесячный срок утвердить план основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства.

Кузнецова сообщила, что в последнее время примерно на треть возросло число обращений в аппарат уполномоченного по правам ребенка. Она связывает данный факт не столько с увеличением количества нарушений, а с тем, что данный аппарат является удобным институтом для решения различных возникающих проблем (tass.ru).