Версия для печати

Об инициативе саратовского Минздрава

30 мая вступил в силу приказ министерства здравоохранения Саратовской области, в соответствии с которым местных главврачей обязали сообщать в полицию о случаях беременности несовершеннолетних девочек. Директива предписывает руководителям медицинских организаций, подведомственных областному Минздраву, «обеспечить незамедлительное предоставление дежурным службам органов внутренних дел и в управление по охране материнства и детства министерства здравоохранения области следующей информации:

1.1. об установленных случаях беременности несовершеннолетних девочек, возникшей до достижения ими шестнадцатилетнего возраста, и ее прерывания;

1.2. о поступлении родильниц, рожениц, беременность которых наступила в возрасте до шестнадцати лет;

1.3. о выявлении в ходе оказания медицинской помощи несовершеннолетним, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, нарушений целостности девственной плевы у девочек и/или заболеваний передающихся половым путем».

Приказ был разработан по инициативе регионального управления Следственного комитета России и согласован с  прокуратурой Саратовской области.

6 июня региональный Минздрав был вынужден распространить официальный комментарий, в котором упор сделан на то, что «данный нормативный документ принят в целях своевременного информирования о фактах посягательств на половую неприкосновенность несовершеннолетних правоохранительных органов, которые в пределах своей компетенции могут решить вопрос о возбуждении уголовного дела в соответствии со статьей 134 УК РФ».

«Приказом министерства здравоохранения Саратовской области от 30.05.2017 года № 82-п «О предоставлении информации» проведено нормативное регулирование вопросов предоставления информации органам внутренних дел об установленных случаях беременности несовершеннолетних и ее прерывания, — сообщил Минздрав региона. — Статьей 134 УК РФ установлена уголовная ответственность лиц, допустивших действия сексуального характера в отношении лиц, заведомо не достигших шестнадцатилетнего возраста, с целью уголовно-правовой охраны детей и подростков, обеспечения своевременного реагирования на факты совершения преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также в соответствии с обращением в министерство здравоохранения области следственных органов. Говоря о врачебной тайне, следует иметь в виду, что Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» установлены случаи, когда предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается», — говорится в комментарии ведомства (regnum.ru).

Инициативу саратовских чиновников обсуждают политики, врачи и юристы.

Недоумение в связи с приказом выразила председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева.

«Полиция проверять их (несовершеннолетних) будет, что ли? Это неправильно. Врачу должны доверять родители, которые узнали о таком случае, а что тут должна сделать полиция, я не понимаю», — заявила депутат (РБК).

Уполномоченный по правам ребенка в Саратовской области Татьяна Загородняя, напротив, поддерживает решение министерства.

«Если девочка забеременела или родила, или доставлена в родильное отделение, и ей нет 16 лет, или, если ребенок заразился венерическими заболеваниями, и ему нет 16 лет, врачам необходимо поставить в известность соответствующие органы», - уверена Загородняя.

По ее словам, в регионе наблюдается рост сексуальных преступлений в отношении несовершеннолетних. «И самое главное – идет рост сексуальных преступлений не от посторонних дядек, а в семьях», - отмечает детский омбудсмен (РБК).

Управляющий партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры» Александр Забейда не считает приказ противозаконным, однако необходимости в нем не видит.

«Например, если лицо получает телесные повреждения, а медики  установят, что повреждения были нанесены в результате противоправных действий третьих лиц, то есть потерпевший не сам упал, например, после оказания помощи обязаны дать телефонограмму в компетентные органы, которые уже дальше и разбираются в произошедшем. В соответствии со статьей 13 закона «Об основах охраны и здоровья граждан в Российской Федерации» врачи, действительно, обязаны сообщать в органы внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого есть достаточные основания полагать, что вред здоровью причинен в результате противоправных действий. Я не могу сказать, что выполнение этого приказа будет являться разглашением врачебной тайны для врачей и повлечет для них уголовную ответственность, поскольку дьявол тут кроется в формулировке «достаточные основания полагать», и я думаю, что именно из-за нее возник этот приказ. В целом в эту логику укладывается также и сообщение о беременности несовершеннолетней, потому что понятно, что она не может возникнуть никаким иным образом, за исключением полового акта. Обязать врачей доносить о лишении несовершеннолетней девственности или приобретения ими заболеваний, которые передаются половым путем, — это, на мой взгляд, не совсем разумно. Ведь лишиться девственности можно не только путем полового акта, вторым участником которого обязательно является какое-то второе лицо. Хотя, впрочем, Минздрав в своих разъяснениях мог пойти и дальше и обязать врачей сообщать в органы обо всех случаях венерических заболеваний. Не только у несовершеннолетних, но и у взрослых. Ведь имущественное заражение любого лица ВИЧ-инфекцией — это тоже уголовно-наказуемое деяние. А там пусть органы разбираются», - прокомментировал новость юрист (Business FM).

Адвокат Елена Сергун акцентирует прецедентный характер приказа: «Саратовский минздрав оказался впереди всех регионов. Что за странное желание отличиться? Врачебную тайну никто не отменял. В данной ситуации, на мой взгляд, это аналог адвокатской тайны. Одно дело, когда человек поступает в больницу и говорит: против меня совершено преступление. Тогда врач должен сообщить в правоохранительные органы. Совсем другое, когда это делается против воли пациента. Получается, дети становятся заложниками системы. Более того, возникает вопрос: что будет дальше с этими сообщениями? Будет ли создан отдел для их обработки? Кто будет этим заниматься: участковый, следователь?» (Ъ).

Юрист «Первого русского правозащитного центра» Оксана Михалкина прогнозирует негативные последствия решения.

«Вероятно, с инициативой хотели получить положительный результат, чтобы предотвратить случаи насилия, в том числе, случаи насилия в семье, которые в последнее время очень распространены, и такие дела получают общественную огласку. Но я боюсь, что, в конце концов, мы получим перегибы, когда частая информация о несовершеннолетних, об их личной жизни станет публично доступной. Я боюсь, что с учетом незрелой психики это может привести, как минимум, к количеству самоубийств среди подростков, а как максимум, это вызовет нездоровый всплеск преступлений против половой неприкосновенности тех, кто уже заявил о том, что имел в 14−16 лет половой контакт», - полагает эксперт (salt.zone).

Директор «Ассоциации родительских комитетов и сообществ» Ольга Леткова считает инициативу саратовского Минздрава противоречащей российскому законодательству.

«Это нарушение закона, - подчеркивает Леткова. – У нас есть медицинская тайна, и любая женщина, обращаясь за медицинской помощью, рассчитывает на то, что сведения о ее состоянии здоровья, а это один из показателей состояния физического, не будут распространены. Они защищены законом. Она вправе рассчитывать, это законодательная гарантия. Такие предложения уже давно звучат с разных сторон. Но это, конечно, нарушение прав граждан, причем серьезное, вопиющее. Этого быть не должно. Если это уже принято, то это нужно срочно отменять, обжаловать эти решения и признавать их незаконными, неконституционными» (salt.zone).

Грубым нарушением врачебной тайны считает постановление саратовского Минздрава юрист Татьяна Соломина.

«Здесь идет попытка создания искусственной базы раскрываемости, которую будет очень легко вести, не обременяя правоохранительные органы. Родители и дети имеют право обратиться к омбудсмену. Если ее не отменят через местные суды, это должно дойти до Конституционного», — заявляет адвокат (openrussia.org).

С критикой директивы выступают и сами медики.

«Это абсолютно незаконно, - убежден президент Российского общества акушеров-гинекологов, академик РАН Владимир Серов. – Это нарушает не только врачебную тайну, это нарушает права человека. Если человек хочет, он сам может обратиться. Родители могут обратиться. Но ни в коем случае не врачи. Кстати, это не так просто сделать, потому что детали здесь очень сложны, и вмешиваться в это дело с полицейских, так сказать, позиций, просто нельзя. Допустим, девочка по обоюдному согласию живет половой жизнью. И живет уже, может быть, скажем, полгода. И вдруг врач обнаруживает, что вот такое есть, а девочка никому ничего не говорила. Ну, и как это докажешь? Вчера это было или, скажем, 20 дней назад, 30 дней назад? Когда речь идет о насилии, там понятно, потому что есть какие-то признаки, есть какие-то обстоятельства. А когда речь идет о том, что просто живет половой жизнью, ну, живет и живет, ничего вы не докажете» (Business FM).

По мнению врача акушера-гинеколога, сопредседателя Межрегионального союза работников здравоохранения «Действие» Екатерины Чацкой, обсуждаемый приказ противоречит закону о врачебной тайне. Эксперт опасается, что вводимая практика спровоцирует обратную реакцию.

 «Подростки и так не очень доверяют медикам, а зная, что в случае обращения будет известно о том, что они уже ведут половую жизнь, скорее всего, просто количество обращений уменьшится, - рассуждает Чацкая. – Больше будет половых инфекций, потому что они не будут вовремя выявляться, не будет бесед о контрацепции с подростками в такой ситуации. На мой взгляд, эффект будет обратный. К тому же, насколько я поняла из приказа, обязали только бюджетные учреждения сообщать. К коммерческим клиникам это не относится. Это еще один момент, который может негативно сказаться. Из государственных учреждений такие пациенты будут уходить в коммерческие клиники, где  статистика не собирается, и никакого государственного контроля нет. Это фактически выдавливание пациентов в коммерческий сектор. Причем незащищенных групп населения. На мой взгляд, этот приказ противоречит закону, и его надо отменять». (salt.zone).

Федеральный Уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова обратилась в Минздрав РФ и прокуратуру Саратовской области с требованием проверить законность приказа. Кроме того, было обращено внимание на то, что из-за страха об информировании, несовершеннолетние подростки перестанут обращаться за медицинской помощью (regnum.ru).

В итоге приказ министерства был отменен 7 июня. Возможно, через некоторое время документ появится в обновленном варианте.

«Министр здравоохранения Саратовской области Владимир Шульдяков принял решение отменить приказ о предоставлении информации в связи с широким общественным резонансом в регионе, а также в связи с жесткой дискуссией между его сторонниками и теми, кто воспринял его в штыки, — отметил Александр Колоколов. — Документ будет направлен на детальную проработку, будут проведены дополнительные консультации не только с саратовским врачами и специалистами, но и с федеральными экспертами и юристами. Будут учтены пожелания Минздрава РФ. Как и прежде, во главу угла будут поставлен правовой статус документа, чтобы он соответствовал нормам и духу закона» (regnum.ru).