Версия для печати

Об инциденте на празднике красок в Челябинске

27 мая в Челябинске на фестивале красок Холи, проведенном в рамках арт-проекта «Вместе зажигаем», группа подростков совершила нападение на полицейские автомобили. Участники мероприятия, выкрикивая нецензурные выражения и уголовный лозунг «АУЕ» (варианты расшифровки: «Арестантский уклад един», «Арестантско-уркаганское единство»), обливали красками и пинали машины с находящимися в них правоохранителями. Блюстители порядка предпочли ретироваться.

29 мая Следственный комитет России дал оценку поведению подростков на празднике: «27 мая 2017 года при проведении «Фестиваля красок» в Тракторозаводском районе областного центра несколькими подростками были допущены противоправные действия в отношении сотрудников полиции, осуществлявших обеспечение общественного порядка на мероприятии. По данному факту следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Челябинской области проводится доследственная проверка» (УралПолит.Ru).

Губернатор Челябинской области Борис Дубровский призвал компетентные органы региона не допускать подобного впредь.

«Я с трудом себе представляю чье-то желание приехать в город, где подростки забрасывают полицию красками, веселятся при этом, висят на полицейских автомобилях, где не обеспечена безопасность. Мы претендуем на проведение значимых мероприятий международного уровня и в то же время имеем подобные инциденты. Это наша с вами работа! Не хотелось бы иметь известность по такому поводу, и все должны сделать выводы», - заявил Дубровский на совещании (УралПолит.Ru).

Анализируя ситуацию, эксперты напоминают, что фестиваль красок отметился скандалом еще на стадии подготовки: Челябинская епархия РПЦ инициировала прокурорскую проверку мероприятия, посчитав его «сатанинским и языческим» (праздник Холи традиционно отмечается в Индии). Организаторы праздника (предприниматели из Санкт-Петербурга) обратились в администрацию города, пытаясь объяснить, что проект преследует «исключительно коммерческую» цель, однако руководство ТРК «Горки» заявило об отказе проводить мероприятие на своей территории. Тем не менее, фестиваль состоялся и привлек несколько тысяч молодых людей.

Политолог Алексей Ширинкин выделяет сразу несколько ракурсов «красочного скандала»: «Во-первых, это история про то, как на пустом месте из архаизаторской установки на насаждение мракобесия и стремления клерикалов к идеологической монополии рождается публичный конфликт, который в частном измерении каким-то глупым подросткам может сломать жизнь, а масштабнее – явно способствует дестабилизации социально-политической ситуации в Челябинске, и так не блестящей. Во-вторых, это история про незаметные официозу социальные течения типа АУЕ, которые бурлят среди молодежи и готовятся выйти наружу через два-три года в самых неприятных и непредсказуемых форматах».

Кроме того, имеет место «показательный прорыв социального напряжения, скованного пока телевидением, партией и правительством», - считает эксперт (УралПолит.Ru).

Политолог Александр Мельников так и не смог найти сторону, которой был бы выгоден челябинский инцидент: «Все обернулось резонансным безобразием – подростки скандировали «АУЕ» и атаковали полицейские машины. Поглядел комментарии – самая разная, редко сходящаяся друг с другом во мнении публика на сей раз дружно подозревает, что это была заранее спланированная и организованная кем-то провокация. При этом вопрос - «кому выгодно?» - дает богатый простор для интерпретаций. Потому как под разными углами зрения случившееся не на руку ни местным властям (город попал в негативную повестку), ни силовикам (не просчитали ситуацию), ни церкви (с нее началась резонансная цепь событий), ни протестной общественности (возможно «закручивание гаек» в отношении любых публичных мероприятий)» (УралПолит.Ru).

Следствие продолжает анализировать обстоятельства произошедшего. На данный момент установлены личности нескольких подростков, участвовавших в нападении на автомобили полиции. По информации телеграм-канала «Мash», первым на разговор со следователями попал 12-летний Салман, снимавший инцидент на видео и разместивший ролик в Интернете.

«Следователи просто пришли домой, постучались в дверь и сказали, что мне нужно пройти с ними. Они были без формы, и поэтому мама сказала, что никуда я не пойду. А потом нас вызвали в полицию, где я пробыл час, может два, со мной просто общались, спрашивали, как все происходило, просили назвать имена друзей, но я этого не сделал», — приводит слова мальчика издание «Life.ru».

После школьник был вызван в Следственный комитет.

«Они говорили, что нужно рассказать, кто был со мной в тот день, что это вполне нормально. Но мама попросила их не заставлять меня делать это, — рассказал Салман. — Также мне сказали, что мои действия подпадают под административную статью и нужно будет штраф платить 40 000 рублей».

Как стало известно «Лайфу», в Следственном комитете также побывала участница холи-праздника 2003 года рождения.

Подросткам, совершившим нападение на правоохранителей, может быть инкриминирована часть 1 статьи 319 УК РФ (оскорбление представителя власти). Все участники «красочной атаки» будут поставлены на профилактический учет.

Между тем портал 31tv.ru, ссылаясь на все тот же инстаграм-канал «Mash», указывает, что субботняя акция не была спонтанной. Как заявил журналистам один из несовершеннолетних, участвовавших в нападении на полицейские автомобили, подростки мстили правоохранителям за задержание в Москве 10-летнего мальчика, читавшего фрагменты из Шекспира. Кроме того, юный собеседник сообщил новые обстоятельства субботних событий: «Полицейские на бобике въехали в толпу и чуть не задавили всех. У девочки руку зацепило, и она вместе с машиной метров 5 прокатилась».

1 июня, в День защиты детей, скандал на фестивале красок обсудили местные чиновники, общественные деятели и представители церкви. Дискуссия была инициирована газетой «Вечерний Челябинск».

«Наше управление — это аналог исчезнувшей пионерской организации, — признался начальник городского управления по делам молодежи Сергей Авдеев. – Но если в советские времена молодежью в Челябинске занимались порядка тысячи членов ВЛКСМ, то на сегодня нас, с учетом районных отделов, – 20 человек на миллионный город».

«Однако Челябинск выглядит еще хорошо: в 2017 году, например, на молодежную политику выделено 90 млн. рублей», - сказал чиновник.

Своим пониманием инцидента поделился секретарь Челябинской епархии РПЦ отец Игорь Шестаков.

«В чем проблема «холи-фестов»? Это такой праздник без всяких корней у нас, полностью чужой, но – прикольный! – неожиданно заявил клирик. – Признаюсь, мой сын участвовал в одном из прошлых фестивалей красок. Вернулся очень разочарованный, рубашку пришлось выбросить. Что касается субботних событий, то там повели себя безответственно все, кроме полицейских, — организаторы, участники. Полицейские, по крайней мере, сообразили, что ни в коем случае нельзя применять силу против собравшихся подростков, пытались свести конфликт на нет. Мы в очередной раз столкнулись с тем, что существует огромная неконтролируемая сила – интернет, и что делать с поддерживающими там связь подростками – неясно. Нужна идея! Нужно, либо развлекая, либо вовлекая в хорошие дела, отвлекать молодежь от агрессии, от такой деструкции! Ведь всем ясно, что этот холи-фест – коммерческое мероприятие. Им надо было цистерну красок продать! Если бы руководство «Горок» заявило в тот момент: ребята, у нас в кинотеатре билеты по 100 рублей – не было бы вообще никакого конфликта, подростки отвлеклись бы от несостоявшегося фестиваля. А так они пришли развлечься, а им заявили: ничего не будет. Конечно, поперла агрессия!»

В свою очередь преподаватель Андрей Лавров считает, что молодежной политики на Южном Урале не существует в принципе.

«То, что имеем сейчас, – профанация! – убежден педагог. – Формальные организаторы этой политики не понимают и не знают, что такое молодежь. Необходимо системное исследование каналов коммуникации, групп внутри молодежи – мы даже не знаем, сколько у нас в городе агрессивно или позитивно настроенных сообществ. С молодыми людьми надо разговаривать, учиться воспринимать их, причем на всех уровнях, начиная с родителей и заканчивая властями. Иначе толку не будет!»

«Никакой религиозной подоплеки в фестивалях красок нет! – считает Лавров. – Праздники в принципе необходимы, необходима карнавальная «отдушина» без какого-то религиозного или политического подтекста. В событиях у «Горок», безусловно, виноваты организаторы. Но и власти тоже: вспомните, в городе-родоначальнике карнавалов, в Венеции, празднество всегда достаточно жестко контролировалось властями. И часть ответственности за инцидент 27 мая должен разделить непосредственно глава Челябинска!» (znak.com).

Как заявляет глава Союза добровольцев России Яна Лантратова, криминальная субкультура АУЕ уже тотально контролирует Забайкалье. Данная проблема признана на федеральном уровне – ее анализом занимается специальная рабочая группа, которую составляют сотрудники правоохранительных органов, прокуратуры и правозащитники.

«Выяснилось, что многие детские учреждения, в том числе и Забайкальского края, находятся под влиянием криминальной субкультуры под названием АУЕ – «арестантско-уркаганское единство», – цитирует Лантратову kolokolrussia.ru. – Это когда на зоне сидит человек, у него есть телефон, и он может поставить своих «смотрящих», устанавливающих свои порядки (речь идет о школах, ПТУ и других общеобразовательных учреждениях). В том числе и в детских домах. И детей заставляют сдавать деньги на «общак» для зоны. А если они не сдают, то переходят в разряд «опущенных», над ними издеваются, у них отдельная посуда, столы. Мы узнали, что рядом находится многопрофильный лицей, в котором за полгода пять детей совершили самоубийства. Историю тихонечко замяли – сказали, что никакого отношения эти самоубийства к АУЕ не имеют. Хотя сами сотрудники нам сказали, что все взаимосвязано» (kolokolrussia.ru).

АУЕ – недетские игры сибирских детей