Версия для печати

О массовых убийствах в Тверской области и Подмосковье

Первая декада июня была омрачена двумя резонансными массовыми убийствами в Тверской области и Подмосковье. В обоих случаях неадекватные агрессивные мужчины открыли прицельную стрельбу из огнестрельного оружия по своим соседям. Жертвами злоумышленников стали 13 человек, ранения получили двое гражданских лиц и четверо правоохранителей.

В ночь на 4 июня в садоводческом товариществе «50 лет Октября», расположенном около поселка Редкино Конаковского района Тверской области, 45-летний электрик Сергей Егоров застрелил из карабина «Сайга» девятерых соседей. Жестокое убийство произошло на почве пьяной ссоры: Егорова оскорбили шутки дачников о его службе в армии, после чего он сходил за оружием и вернулся к обидчикам, чтобы продемонстрировать, «как он умеет стрелять». Спастись удалось лишь 21-летней девушке, которая укрылась на втором этаже дома, где происходила расправа.

«Я спряталась под одеяло. Мне повезло, хотя он заходил в комнату два раза. Он не знал, что есть еще я, он просто смотрел, есть ли кто-нибудь. Я слышала и видела, как он трупы притаскивал, я видела, как он добивал, как хрипели все, как эта мразь руки мыла», – рассказала очевидица (fedpress.ru).

Следствие установило, что перед тем, как взять в руки карабин, Егоров выпил почти 2 литра водки. При задержании он «попросил полицейских застрелить его, поскольку стал осознавать, что натворил», рассказала адвокат преступника Екатерина Степанова (РИА Новости).

Убийца арестован на два месяца, расследование продолжается.

Спустя неделю после трагедии в Редкино дачный расстрел повторился в подмосковном Кратове. 10 июня житель поселка – бывший сотрудник МЧС 49-летний Игорь Зенков – начал стрелять по случайным прохожих из окна своего дома. Четыре человека были убиты, два госпитализированы. На место ЧП прибыли отряды полиции и Росгвардии, дом был оцеплен. В течение нескольких часов Зенков отстреливался от силовиков и забрасывал их гранатами. 4 бойца Росгвардии получили легкие ранения. В результате спецоперации преступник был ликвидирован. Подожженный им дом сгорел. Как сообщили в Следственном комитете России, на пожарище на месте комнаты престарелой матери Зенкова был найден «костный фрагмент с признаками термического воздействия». Назначена молекулярно-генетическая экспертиза. Кроме того, в сгоревшем доме кратовского стрелка следователи обнаружили целый арсенал: несколько винтовок, два пистолета, обрез, минометные и дымовая мины, запалы, магазины и гильзы от артиллерийских снарядов. Лицензии на владение оружием Зенков, в отличие от Егорова, не имел.

По мнению члена совета по вопросам внешней и оборонной политике генерал-майора ФСБ Александра Михайлова, причиной массового убийства в Тверской области стало психическое нездоровье Егорова. С Михайловым солидарен экс-депутат Госдумы Геннадий Гудков.

«Люди психологически подавлены кризисом в стране, отсутствием работы и перспектив. Это все приводит к тому, что у части населения "едет крыша"», – сказал он в интервью «Коммерсанту», добавив, что подобных пассивно-агрессивных психопатов в стране еще немало.

Психиатр-криминалист Михаил Виноградов отмечает, что убийцы имели одинаковый психотип: возраст 45-50 лет, нелюдимые, жили с мамами, питали страсть к огнестрельному оружию.

«И в том, и другом случае убийцы действовали не спонтанно, а продуманно, они планировали свои убийства, – анализирует инциденты Виноградов. – Случаются преступления по какой-то мгновенной реакции: конфликтная ситуация – убил человека – потом схватился за голову. Здесь все иначе. Тверской стрелок вернулся с ружьем спустя два часа после ссоры, то есть с четким намерением убивать своих обидчиков. Он тщательно продумал свои действия, с особой жестокостью добивал раненых. Стрелок из Кратово убил не только конфликтовавшего с ним соседа, но и родного дядю, и случайных прохожих. Боюсь предположить, что его родная мать, тело которой еще не нашли, тоже могла быть им убита. И после этого он еще несколько часов отстреливается от полицейских. Он не хочет сдаваться, хотя понимает, что будет убит».

По мнению эксперта, и Зенков, и Егоров страдали психическими расстройствами.

«Есть два типа нарушений психики. Бывают хронические, это когда окружающие замечают за человеком какие-то проблемы в поведении (избил, напал), но не придают им до поры до времени должного внимания, списывая на обычное хулиганство. Но для некоторых нездоровых людей болезнь протекает волнами. При какой-либо провокации происходит взрыв. Но до поры до времени он вообще не вызывает никаких вопросов – ни у родственников, ни у соседей. Мне кажется, эти убийцы как раз из такой категории», – считает врач.

По признанию Виноградова, разрешение на оружие некоторые его обладатели «просто покупают».

«Во-вторых, психиатрические освидетельствования часто проходят очень формально. Мне доводилось присутствовать на них в качестве эксперта. Это такой разговор на общие темы, беседа. Опытный психиатр в такой разговор вставляет фразы, которые позволяют вызвать определенные реакции у человека, по которым специалист и делает заключение о психическом здоровье претендента на получение оружия. Но многие коллеги, увы, таких провокаций не устраивают. Происходит формальная, поверхностная беседа, и делается заключение "здоров"», – пояснил эксперт (kp.ru).

В эффективности системы медицинских диспансеров в России сомневается и обозреватель life.ru Владимир Мальцев, сам имеющий оружейную лицензию.

«Можем ли мы быть уверены в надежности проверки МВД и врачами тех, кому они выдают лицензии на покупку "вепрей", "сайги" и прочих гладкоствольных и нарезных ружей, часто лишь слегка переделанных из боевых автоматов Калашникова? Не окажется ли легально вооружившийся с их помощью "тихий сосед" серийным убийцей?» – задается Мальцев законными вопросами, напоминая, что лишь в Москве на руках находятся «тысячи стволов».

Как отмечает журналист, на учете личного оружия сказалось сокращение штатов, а затем и упразднение лицензионно-разрешительных отделов (ЛРО) во многих районах Москвы: «Потом районные ЛРО восстановили, но были потеряны опытные кадры, бумаги пересылались туда-сюда и терялись».

Кроме того, ситуацию обостряет постоянная ротация участковых, ответственных за контроль оружия по конкретным адресам.

Дополнительным негативным фактором, по мнению Мальцева, стал военный конфликт в Новороссии: «Осенью 2014 года на фоне войны в Донбассе по России прокатилась волна проверок того, сколько и где находится легального огнестрельного оружия на руках граждан. Мой участковый, буквально умолявший меня приехать к нему, был настроен по итогам проверки крайне пессимистично. Кто-то умер, и следы его оружия потерялись, кто-то переехал, не оставив контактов, кто-то свой ствол потерял (реально или мнимо — откуда, как думаете, у криминала на руках травматы со сбитыми номерами, из магазина?). "По району "гуляют" десятки стволов", — грустно выдал он, сидя за столом над пачкой листов с сотнями фамилий».

«Вот в выпавшем из поля зрения закона об огнестрельном оружии, пожалуй, и таится основная опасность — не говоря уже, конечно, о изначально нелегальном, выкопанном в местах боев или привезенном из горячих точек», – резюмирует журналист (life.ru).

Директор МБПЧ Александр Брод: «Трагедии в Редкино и Кратове заставляют вспомнить резонансные случаи массовых убийств, имевших место в 2016 году».

14 сентября в поселке Ольша Смоленской области мужчина поджег свой и соседский дома, а затем открыл беспорядочную стрельбу из автомата Калашникова. Четыре человека погибли, три были ранены. Смоленский стрелок пытался застрелиться, он умер в больнице.

13 июля в поселке Березовый Хабаровского края двое местных молодых жителей сначала убили двоих своих собутыльников, затем двоих рабочих подсобного хозяйства, после чего расправились с хозяином подворья, который якобы недоплатил им зарплату. Оба ранее были судимы.

3 июня в Чистополе (Татарстан) 24-летний Виталий Веревкин, находясь в гостях у знакомого, после застолья зарезал четырех спящих участников праздника: хозяина дома, двух женщин и ребенка. После этого злоумышленник поджег дом, однако пожар был локализован – скрыть следы преступления убийце не удалось. Веревкин приговорен к пожизненному заключению в колонии особого режима.

8 мая 28-летний житель деревни Челохово Егорьевского района Подмосковья Илья Асеев расстрелял из охотничьего карабина группу байкеров. Пять человек погибли. Преступник был задержан в ходе оперативной операции «Сирина» и дал признательные показания.

24 апреля в селе Ивашевка Сызранского района Самарской области было обнаружено тело бывшего начальника полиции Сызрани, заместителя начальника штаба ГУМВД России по Самарской области Андрея Гошта и пяти членов его семьи. В доме, который подвергся нападению, была найдена 7-летняя племянница Гошта. Девочка получила тяжелые травмы и находилась в состоянии комы. На скамье подсудимых оказались четверо подозреваемых. Основная версия обвинения – имущественное нападение. 22 февраля 2017 года суд вынес обвинительный вердикт: Махмадали Ахмадов и Роман Фаталиев приговорены к пожизненному заключению в колонии особого режима. Ислам Бабаев и Охран Зохрабов получили 25 и 26 лет лишения свободы соответственно.

Председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев предложил наделить Росгвардию правом проверять достоверность справок граждан - соискателей лицензии на оружие и аннулировать лицензии при обнаружении противопоказаний. Инициатива была разработана после трагических событий с применением огнестрельного оружия в подмосковном Кратове и Конакове Тверской области.

«Я и еще ряд депутатов комитета внесли инициативу о том, чтобы наделить органы Росгвардии правом проводить проверку достоверности информации о состоянии здоровья соискателей лицензии на оружие. Такого права у нее сегодня нет», - заявил Пискарев ТАСС. По его словам, речь идет о возможности проверки «как перед получением лицензии, так и в последующем - когда она будет выдана, в случае, если появится информация о том, что гражданин имеет или приобрел противопоказания по состоянию здоровья для обладания оружием». «В случае, если информация об этом подтвердится, лицензия может быть аннулирована», - подчеркнул парламентарий.

В настоящее время законопроект находится на согласовании с правительством и с Росгвардией, уточнил Пискарев. «Если мы получим поддержку, мы его внесем на рассмотрение Госдумы», - заключил он (tass.ru).

Владельцев оружия поставят на централизованный учёт