Версия для печати

Об установке мемориальной доски Сталину в МГЮА

На этой неделе стало известно о размещении на стене центральной аудитории Московского государственного юридического университета (МГЮА) мраморной доски с надписью: «17 июня 1924 г. в этом зале выступал Иосиф Виссарионович Сталин с докладом об итогах ХIII съезда РКП(б) на собрании слушателей курсов секретарей укомов при ЦК РКП(б). Установлена 20.XII.1949 г.». Как пояснили в пресс-центре вуза, мемориальная табличка была установлена в соответствии с постановлением Совета министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР». В университете считают, что нормативный акт советских времен действует до сих пор, и к залу № 1 МГЮА следует относиться как к памятнику культуры местного значения, подлежащему охране.

27 июня в знак протеста против установки мемориальной доски Сталину профессор МГЮА, вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Генри Резник уволился из вуза.

«Традиции сталинской ״социалистической законности״ до сих пор не можем преодолеть. Сталин – это антиправо. И в честь могильщика ПРАВА — главной ценности современной цивилизации — памятная доска устанавливается в храме юридической науки. Нет, увольте. Это край. Из числа профессоров МГЮА выбываю», – заявил Резник на сайте «Эха Москвы».

«Общаясь с согражданами, наш Президент сказал, что ״не нужно излишне демонизировать Сталина״, – напомнил адвокат. – Само выражение несколько озадачивает. То есть демонизировать, получается, можно, но не излишне. Как провести грань между допустимой и неприемлемой демонизацией? Но над разъяснениями трудиться не надо. Беса нельзя демонизировать. На то он и бес. Проблемой для власти должна стать не демонизация, а отбеливание Сталина. Заигрались наверху для накачки электората с фигурой Иосифа Виссарионовича. А ведь в стране есть его наследники – потомки костоломов и вертухаев, они и воспитывались соответственно – в духе преклонения перед ״светочем человечества״, ненависти к свободе и демократии. И их немало. Больше, чем детей выживших жертв репрессий. ״Восвояси уходит бронзовый, но лежат, притаившись, гипсовые״(Галич). Да и не таятся уже, обнаруживаются даже среди юристов».

По мнению Резника, памятная доска установлена незаконно: «Я залез в архив документов и обнаружил вот что: постановление такое есть, оно действует, периодически в него вносятся изменения (последнее, я отследил, в 2001 году). Постановление есть, только Сталина там нет. Имя Сталина там упоминалось только один раз – при издании этого постановления».

Адвокат уверен, что после разоблачения культа личности «вождя народов» даже место его постоянного захоронения не было наделено статусом объекта государственной охраны. Установку мемориальной доски на стене МГЮА Резник назвал «дикостью».

28 июня кафедра конституционного и административного права Высшей школы экономики (ВШЭ) приняла решение бойкотировать мероприятия МГЮА. Коллективное письмо преподавателей разместил на Facebook профессор Илья Шаблинский.

«На днях нас поразило известие о том, что в здании МГЮА им. О.Е. Кутафина повешена мемориальная доска, посвященная выступлению Сталина. Мы — коллектив кафедры конституционного и административного права НИУ ״Высшая школа экономики״ — не собираемся давать оценки этому и просто хотим заявить, что пока эта доска висит в здании МГЮА, ни один сотрудник кафедры не будет участвовать в научных и иных мероприятиях, проводимых академией», – говорится в заявлении правоведов ВШЭ.

«Повесили в юридическом вузе доску в честь того, кто право ликвидировал. И заодно несколько миллионов людей», — подчеркнул Шаблинский.

Несогласие с размещением мемориальной доски в честь Сталина выразил представитель правительства в Конституционном суде РФ Михаил Барщевский.

«Понятно, что, пока табличка висит, ни на какие встречи со студентами, мастер-классы и так далее, конечно, я не приду, – заявил юрист. – Когда я учился в этом институте, у меня было несколько профессоров, которые прошли сталинские лагеря».

Появление скандальной доски Барщевский воспринимает как недоразумение.

«Мое понимание и знание ректора не подразумевает установки таблички. С моей точки зрения, это человек совершенно разумный, правильный, либеральных взглядов. Появление этой таблички, по-моему, это какая-то ошибка», – добавил он (takiedela.ru).

На сайте общественных инициатив change.org опубликована петиция с требованием снять доску.

«Мы глубоко обеспокоены реабилитацией "сталинского режима" в России в целом и этим случаем в МГЮА в частности. Мы считаем, что увековечивание имени одного из самых кровавых преступников в истории, широко осуждаемого в цивилизованном обществе, является категорически неприемлемым. Такие действия наносят непоправимый вред репутации учебного заведения и могут способствовать положительной оценке действий этого диктатора. Мы требуем, чтобы памятную доску демонтировали, а администрация МГЮА дала объяснения о том, как такой инцидент мог произойти в стенах правового вуза!» – говорится в коллективном обращении, которое на 29 июня подписали более 8 тыс. человек.

С критикой ресталинизации выступил председатель Федерального  политического комитета партии «ЯБЛОКО» Григорий Явлинский.

«Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» считает неприемлемой и губительной для нашей страны практику восстановления и установления мемориальных знаков, посвященных И.В.Сталину. К сохранению исторической памяти она никакого отношения не имеет, напротив, это глумление над памятью миллионов жертв большевизма-сталинизма, закоснение общества и государства в извращенном, тупиковом взгляде на отечественную историю, – говорится в заявлении, опубликованном на официальном сайте партии. – Присоединение к порочной практике Московского государственного юридического университета имени О.Е Кутафина (МГЮА) выглядит вопиющим и вызывает закономерный общественный протест. Воспитание новых поколений юристов под знаком Сталина – издевательство над правом, беда для страны».

Установка мемориальной доски Иосифу Сталину в МГЮА «неприлична» и «недопустима», заявил заведующий кафедрой адвокатуры и нотариата МГЮА, профессор, адвокат Анатолий Кучерена. Об этом сообщает «Интерфакс».

Кучерена полагает, что установка мемориальной доски была бы оправданна, если бы «в ту эпоху по его [Сталина] инициативе принимались бы законы, которые защищали бы права и свободы граждан». «А ведь мы об этой эпохе знаем как о времени уничтожения гарантий прав личности, особенно в уголовном судопроизводстве», — заметил адвокат.

Кучерена считает, что для руководства МГЮА неуместно использовать в качестве обоснования установки доски постановление Совмина РСФСР от 1960 года, касающееся охраны памятников. Адвокат настаивает на необходимости учесть мнение преподавателей и студентов в этом вопросе. Кучерена также призвал юридическое сообщество «разобраться со всей этой историей». «Я лично попытаюсь узнать всё, что касается установки мемориальной доски», — заверил адвокат (rbc.ru).

Мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман резко отозвался о личности Сталина, назвав того людоедом, недостойным памяти. «Я считаю, что какая-то граница у людей должна быть. Для меня Сталин — это классический людоед, причем людоед, который жрал своих детей». Он также заявил, что в Екатеринбурге были попытки установить памятник Сталину, однако, по его мнению, у Сталина тогда должен быть в одной руке топор, а в другой удавка (actualcomment.ru). 
Ректор МГИМО, сопредседатель Российского исторического общества Анатолий Торкунов не одобряет установку мемориальной доски в честь генсека ЦК ВКП (б) Иосифа Сталина на здании Московского государственного юридического университета (МГЮА), однако признает за руководством академии такое право. «Я знаю об этом происшествии, знаю реакцию многих коллег, и не только Генри Резника, но и многих других. Принимает решение, конечно, руководство МГЮА, но вообще, полагал бы, что этого (устанавливать мемориальную доску - прим. ТАСС) не следовало делать. Но это их право», - сказал Торкунов (tass.ru).

Памятная доска у главного зала Московской государственной юридической академии имени Кутафина (МГЮА), посвященная выступлению Иосифа Сталина с докладом "Об итогах XIII съезда РКП(б)", должна быть демонтирована, следует из открытого письма выпускников на имя ректора учебного заведения.

Письмо подписали 59 человек, большинство из которых юристы и выпускники академии. Свою подпись поставили бывший судья Высшего арбитражного суда Сергей Сарбаш, известный специалист в области гражданского права Роман Бевзенко и другие представители юридического сообщества.

Согласно изложенному в письме мнению, недавнее размещение памятной доски может быть воспринято обществом как реабилитация преступлений сталинского режима и неуважение к жертвам репрессий. Деятельности Сталина дается негативная оценка и особо подчеркивается, что главный зал МГЮА — место торжества научной правовой мысли и оно "не должно ассоциироваться с выступлением человека, ставшего символом бесправия и беззакония" (rapsinews.ru).

Директор МБПЧ Александр Брод: «Почему решили повесить табличку именно сейчас, когда интеллигенция и правозащитники резко выступают против восхваления имени Сталина? Трепетно истолковали слова главы государства? Да, у Сталина сейчас высокий рейтинг, но нельзя забывать о периоде репрессий во время его правления. Я бы на месте руководителей вуза эту табличку демонтировал. Визит Сталина в академию наверняка не является самым важным событием в ее истории. А эта табличка воспринимается как реверанс в сторону кровавых лет. В юридическом институте это так же дико, как установить гильотину и возлагать к ней цветы».

Пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков предпочел воздержаться от однозначной трактовки решения университета.

«Здесь официальной позиции быть не может. Президент неоднократно говорил, что это часть нашей истории, через которую прошла наша страна, и история должна восприниматься максимально адекватно», – заявил он (ТАСС).

Между тем социологические исследования демонстрируют рост популярности Сталина в России. По результатам опроса, проведенного Левада-Центром в апреле текущего года, именно Сталина более трети опрошенных считают самым выдающимся человеком всех времен и народов. На втором месте – действующий Президент РФ Владимир Путин. Пушкин удостоен лишь третьей позиции. Показательно, что четвертое место респонденты отдали Ленину.

По результатам другого опроса Левада-Центра (19-22 мая с.г.), 50% россиян положительно оценивают роль Сталина в Великой Отечественной войне (в 2005 году таковых было 40%). Кроме того, о «восхищении», «уважении» и «симпатии» к генсеку в январе 2017 года заявили 46% респондентов, что на 9% превышает аналогичный показатель марта 2016 года.

«Если 1990-е годы проходили под знаком раскрытия преступлений сталинской эпохи, то в 2000-е такого рода критики стало меньше», — отметил замдиректора Левада-Центра Алексей Гражданкин.

«В период жесткого обострения отношений с внешним миром более востребованы фигуры, которые, насколько бы кровавы они ни были, все-таки добивались успехов в противостоянии с ним», – поясняет социолог (РБК).

Скандал вокруг установки мемориальной доски в МГЮА и красноречивые результаты соцопросов активно комментируются в сетевых СМИ.

«Я абсолютно поддерживаю господина Резника и тех, кого эта акция возмутила, – заявил телеведущий Владимир Познер. – Ссылка или объяснения, которые дал этот институт, а именно — постановление Верховного Совета РСФСР от 1960 года, может вызвать либо смех, либо возмущение, потому что это постановление страны и общества, которые уже не существуют 26 лет. Во-первых, ссылаться на это, по меньшей мере, странно, и это я говорю очень деликатно. Во-вторых, с моей точки зрения, Сталин — преступник, в принципе, и его, и его сподвижников следовало судить точно так же, как судили нацистских преступников в Нюрнберге. Я поражаюсь, что до сих пор в разных городах и весях России есть улицы Ленина, площади Ленина и так далее, хотя и Ленин, по сути дела, затеял абсолютно преступное дело, которое нанесло ужасный ущерб стране, причем даже генофонду страны. Что касается взглядов руководства этого института, можно об этом только сожалеть, выразить соболезнования по этому поводу» (BFM).

«Совершенным потрясением» стала установка мемориальной доски в МГЮА для главного редактора журнала The New Times Евгении Альбац.

«Перед войной сидел каждый четвертый офицер Красной Армии, – напомнила она в эфире радио «Эхо Москвы». – Были расстреляны все командующие флотов, по-моему, все командующие округов. Совершенно была чистка, которую прошла Красная Армия. Она толком не оправилась, уже когда началась война. Мы через год после войны полностью потеряли армию, просто полностью – погибшими и военнопленными – почти 5 миллионов человек.  Это перфоманс бесконечный, в том числе на крови, на боли, на людской беде».

«Разговор о том, что благодаря Сталину мы выиграли войну – ничего подобного. Телами своими народ закрыл свою землю. Свои дома защищали, матерей, детей. 27 миллионов человек – это только официальные данные. Суммарные данные сейчас называют уже близкие к 40 миллионам. О чем, вообще, говорить? Мы положили в этой войне в четыре раза больше, чем немцы. Поэтому это, конечно, совершенно оскорбительно для памяти народа – вот это возвеличивание Сталина. И я думаю, что опросы отражают то, что люди считывают с телевизора, где идет постоянная гламуризация и мифологизация Сталина», – заявила Альбац.

С предостерегающим комментарием выступил публицист Георгий Бовт.

«Возможно, руководство академии, откопав где-то в подвалах мемориальную доску, впервые водруженную на ее стены еще в 1949 году, тем самым решило показать, что тонко чувствует веяния времени, – предполагает аналитик. – Эманации сии исходят, разумеется, сверху. Ведь не далее как на «прямой линии» 15 июня сам Владимир Путин, общаясь с народом, сказал, что, мол, ״не нужно излишне демонизировать Сталина״. И учителя будущих российских правоведов, видимо, решили, что ״не демонизировать излишне״ – это как раз вернуть снятую после разоблачения культа личности мемориальную доску на место».

«Ползучая реабилитация сталинизма идет уже не первый год, – констатирует публицист. – Вроде бы, безобидно. В рамках, так сказать, преодоления уклона ״очернительства российской истории״ и ее же ״фальсификации״. В многочисленных фильмах и сериалах эпоха сталинизма предстает хоть и полной трудностей, но без всяких там ужасов ГУЛАГа. А сам вождь — никакой уж точно не душегуб и инициатор внесудебных״троек״ и расстрелов без суда и следствия десятков и сотен тысяч советских граждан, а хоть и суровый, но мудрый правитель. Он выиграл войну, провел индустриализацию, создал ядерную бомбу и почти что отправил человека в космос. Чуть-чуть не успел. Постепенно нашей самой популярной ״старой песней о главном״ стала ״Песня о Сталине мудром״. А все, кто твердит о всяких там нарушениях социалистической законности, — почти что уже ״пятая колонна״, фальсифицирующая историю Великой Отечественной войны».

«То, что образ Сталина решили вновь увековечить на стенах Московской государственной юридической академии, по-своему, наверное, символично. По крайней мере, после этого как-то совсем уже нелепо вести какие-то разговоры про надобность реформировать судебную систему, дабы повысить ее независимость. Скажите спасибо, что к внесудебным ״тройкам״ не вернулись. Пока, во всяком случае. И все наши сограждане, в принципе, должны знать наперед, не зарекаясь от сумы и тюрьмы, что если им, не дай бог, когда-нибудь придется столкнуться со следователем или судьей, то, возможно, это будет тот самый судья или следователь, который изучал право под пристальным взглядом ״вождя народов״», – заключил Бовт.