Версия для печати

О проекте закона о защите врачей

16 июня Госдума  в первом чтении приняла законопроект № 139439-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части защиты жизни и здоровья пациентов и медицинских работников». Документ устанавливает ответственность за воспрепятствование доступа врачей к больному.

«Воспрепятствование законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи путем удержания, угроз, создания препятствий по доступу к больному, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного, наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев. То же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть больного либо причинение тяжкого вреда его здоровью, наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового», – говорится в тексте документа, размещенного на официальном сайте нижней палаты российского парламента. 

Проект федерального закона разработан  вице-спикером Госдумы Ириной Яровой и главой комитета по охране здоровья Дмитрием Морозовым (оба – члены фракции «Единая Россия») при участии министра здравоохранения Вероники Скворцовой.

«Пострадавший в результате нападения медицинский работник лишается возможности оказать необходимую, нередко неотложную, медицинскую помощь нуждающемуся в ней человеку, – отмечают авторы поправок. – В ряде муниципалитетов пострадавший медицинский работник является единственным профессионалом, способным оказать медицинскую помощь в конкретном населенном пункте. В таких случаях преступлением под угрозу ставится не только здоровье или жизнь самого медицинского работника или отдельного пациента, но и здоровье неопределенного числа жителей населенного пункта, лишенных возможности получить необходимую, иногда неотложную, медицинскую помощь, что существенно увеличивает общественную опасность таких посягательств. Таким образом, нападение на медицинских работников, выполняющих свои профессиональные обязанности, обладает повышенной общественной опасностью, обусловленной в том числе снижением доступности медицинской помощи в связи с особым статусом потерпевших».

«Мы повышаем данную ответственность, прежде всего, для того, чтобы каждый понимал, что любые насильственные действия в отношении врача, в том числе и причинение легкого вреда здоровью и сам факт угрозы убийством, будут нести серьезную повышенную уголовную ответственность, – прокомментировала Ирина Яровая, – за угрозу убийством до 5 лет лишения свободы, за причинение легкого вреда здоровью до 2 лет лишения свободы» (Regnum).

Зампред комитета Госдумы по охране здоровья Леонид Огуль («Единая Россия») напомнил, что «от хулиганских действий и блокирования «скорых» страдают все: и врачи, и пациенты».

«Принятием этого законопроекты мы ни в коем случае не стремимся к жестокости. Медики – люди самой гуманной профессии, поэтому для нас главное – убеждение, профилактика. Главное, чтобы те, кто совершают преступные действия в отношении медиков и бесчинствуют на дорогах, не пропуская спецтранспорт, понимали — наказание неизбежно, неотвратимо, и оно будет серьезным, чтобы отбить охоту к подобным антиобщественным поступкам раз и навсегда. Именно это очень важно – профилактическая направленность принимаемого законопроекта», – пояснил депутат (Regnum).

Ранее идею введения уголовной ответственности за нападение на врачей при исполнении ими своих обязанностей поддержала Ассоциация медицинских работников Республики Татарастан. Начальник правового отдела организации Ирек Гарифулин выразил обеспокоенность участившимися инцидентами, в ходе которых страдают медики.

«Если брать ту категорию граждан, что нападают, то это чаще всего наркоманы, люди в состоянии алкогольного опьянения. Для таких профилактика бесполезна, а наказывать за вред медработникам нужно», — считает юрист.

«Мы слышали, что в ряде регионов вводятся кнопки вызова правоохранительных органов, которые есть в машине скорой помощи. Можно ввести такие переносные устройства, с которого попавший в беду медработник может вызывать помощь. Ведь ситуации бывают разные. Например, отобрали телефон или не получается дозвониться в полицию. А тут будет своего рода маячок для вызова помощи», – предложил Гарифулин (Regnum).

С критикой поправок выступил президент НИИ неотложной детской хирургии Леонид Рошаль.

«Предложенный депутатами вариант, к сожалению, полностью не защищает врача. Кроме того, из-за правовых недостатков его будет сложно применить на практике», — считает педиатр.

«Под охраной закона должны находиться не только конкретный врач, подвергшийся нападению, и пациент, лишенный в результате нападения своевременной медицинской помощи, но и все те пациенты, которым мог и должен был в течение своего рабочего дня оказать медицинскую помощь этот врач. Ведь в России немало случаев, когда один-единственный врач обслуживает население всего сельского района или единственный дежурный врач на всю больницу», – отметил Рошаль (МК).

По мнению профессора кафедры уголовного права и криминологии Всероссийского государственного университета юстиции Антонины Чупровой, в случае нанесения медработнику легкого вреда здоровью нападавший избежит наказания. «Кроме того, причинение вреда средней тяжести именно по неосторожности не являлось до сего времени преступлением по УК РФ, за исключением случаев, когда такие последствия являются результатом неисполнения своих обязанностей специальным субъектом. Почему причинение средней тяжести вреда здоровью наказывается только в случаях нападения на медицинских работников? Разве потерпевший, здоровью которого по неосторожности причинен вред средней тяжести в иных случаях, меньше страдает? Нарушается законодательная логика», – констатирует Чупрова (МК).

Позицию коллеги разделяет завкафедрой уголовного права и криминологии РПА Минюста РФ Никита Иванов: «Могут возникнуть совершенно невообразимые ситуации. Например, злоумышленник чинит препятствия медикам, на что они объявляют, что приехали по вызову и человек может умереть. Злоумышленник продолжает чинить препятствия, в результате больному причиняется вред средней тяжести. Злоумышленник знал, что результатом его действий может быть смерть, но за убийство или покушение на убийство его привлечь нельзя. Или, например, больной вызвал «скорую», на медиков напали, и они не смогли приехать. Пациент находится в тяжелом состоянии. Как и кто будет устанавливать, нанесен ли вред, в каком состоянии пациент находился при вызове скорой помощи — в тяжком или нет?» (МК).

«Статья настолько размыта, что на практике будет непросто установить причинно-следственную связь между причинением вреда здоровью пациента либо смертью пациента и воспрепятствованием доступа медицинских работников к нему. Не будет такой закон реально работать!» — резюмирует медицинский юрист Иван Печерей (МК).

Согласно информации Министерства здравоохранения Российской Федерации лишь в 2016 году противоправные действия в отношении российских медиков совершались 1226 раз.

В августе 2016 года в подмосковном городе Орехово-Зуево мужчина избил рентгенолога, не выдержав долгого сидения в очереди. За 3 месяца до этого другой посетитель одной из больниц Орехово-Зуева нанес удары врачу, отказавшему в срочном порядке принять его отца. Пострадали еще два сотрудника медучреждения.

В феврале 2017 года в Великом Новгороде нетрезвый пациент избил двух женщин-медиков и мужчину-фельдшера. В эти же дни пьяный посетитель больницы Красноармейска Саратовской области набросился на медработников, отказавших ему в посещении брата, проходящего курс интенсивной терапии.

Очередной резонансный инцидент произошел несколько дней назад. 22 июня в больнице № 10 Хабаровска агрессивный пациент сначала бросил в хирурга стул, а затем повалил врача на пол и нанес ему серию ударов. В настоящее время медик находится на амбулаторном лечении.