Версия для печати

О запрете анонимайзеров в России

21 июля Госдума в третьем чтении утвердила поправки в закон «Об информации» и КоАП РФ, запрещающие использование так называемых анонимайзеров – технологий обхода блокировки интернет-ресурсов, содержащих запрещенную информацию.

«Технологии направления трафика российских интернет-пользователей через зарубежные серверы, анонимные прокси-серверы, виртуальные частные сети легальны, существует широкий спектр возможностей их правомерного применения, – отмечается в пояснительной записке к законопроекту, – однако данные технологии используются с целью получения доступа к информационным ресурсам, доступ к которым ограничен на законном основании».

«В целях повышения эффективности ограничения доступа к информационным ресурсам, доступ к которым в России ограничен на законном основании, с учетом возможностей легального использования технологий, используемых для обхода блокировок, настоящим проектом предлагается установить запрет обеспечивать использование на территории РФ информационно-телекоммуникационных сетей, информационных систем и программ для ЭВМ для получения доступа к информационным ресурсам, в том числе сайтам и страницам сайтов в сети Интернет, доступ к которым на территории Российской Федерации ограничен», – сказано в документе, размещенном на официальном портале Федерального Собрания РФ.

Владельцам подобных систем будет открыт перечень ресурсов, ограниченных Роскомнадзором. Операторам поисковиков предписывается прекратить выдачу ссылок на заблокированные ресурсы. Выявлением анонимайзеров займутся МВД и ФСБ.

«Предлагаемый настоящим проектом механизм ограничения доступа к информационным ресурсам на основании решений Роскомнадзора внедряется с целью предотвращения наступления вредных последствий от использования средств обхода блокировок (к возможным вредным последствиям относятся распространение запрещенной информации, экстремистских материалов, нарушение исключительных прав и тому подобное) и не исключает возможность последующего обжалования таких решений в судебном порядке», – отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

Кроме того, в этот же день Госдумой был принят закон о регулировании мессенджеров. Введенные нормы обязывают операторов службы обмена мгновенными сообщениями идентифицировать клиентов по номеру мобильного телефона и ограничивать рассылки и письма, распространяемые с нарушением российского законодательства. Документы, внесенные в нижнюю палату российского парламента депутатами Максимом Кудрявцевым («Единая Россия»), Николаем Рыжаком («Справедливая Россия») и Александром Ющенко (КПРФ), также налагают запрет на распространение анонимных сим-карт.

«Законопроект вводит, на наш взгляд, очень важные нормы: запрещает мессенджерам работать с неидентифицированными пользователями, предоставляет возможность доносить до граждан РФ информацию от органов госвласти, в том числе в случаях чрезвычайного характера, препятствует распространению нелегального контента. Законопроект не имеет цели получить доступ к переписке граждан, он защищает граждан РФ от распространения неверной, опасной и экстремистской информации», – прокомментировал документ один из его авторов Максим Кудрявцев (RNS).

Как заявил депутат Антон Горелкин, если не ввести анонимайзеры в правовое поле, «мы безнадежно покроемся плесенью и отстанем от времени, в котором мы живем».

«Законопроект вводит четкую процедуру взаимодействия государства с администраторами виртуальных частных сетей и анонимайзеров. Те из них, кто пойдут навстречу, а это не сложно, продолжат работу в России. Ведь условия, по сути, просты — не перенаправлять пользователей на ресурсы из списка Роскомнадзора. Законопроект не носит запретительный характер. Никто не будет проверять историю ваших поисковых запросов, посещенных страниц и т.д. Речь идет об элементарной актуализации законодательства. Это, по сути, начало диалога с владельцами виртуальных частных сетей и анонимайзеров, и теперь мяч на их стороне», – считает парламентарий (RNS).

Председатель комитета Госдумы по информационной политике Леонид Левин пояснил, что закон не вводит новые запреты для законопослушных граждан, а лишь пресекает доступ к запрещенному контенту (РИА Новости).

Между тем позицию думского большинства разделяют далеко не все эксперты. «Сетевая реформа» спровоцировала в IT-сообществе активную дискуссию.

По мнению директора проектной деятельности Института развития интернета Арсения Щельцина, закон о запрете анонимайзеров не искоренит проблему противоправного контента, однако будет способствовать ее решению.

«Депутаты учли все наши рекомендации, и теперь этот закон не борьба с анонимайзерами или технологией VPN, а борьба с противоправным контентом. Безусловно, этот закон полностью не решит проблему нелегального контента, но уменьшит кратно», – приводит слова Щельцина РИА Новости.

«Наше законодательство должно учитывать основу новых технологических процессов. В связи с этим такая мера, как регулирование ретрансляторов-посредников, которые распространяют запрещенную информацию, не вызывает вопросов», – считает эксперт.

С ним солидарен замглавы Минкомсвязи Алексей Волин.

«Если мы говорим, что задача в том, чтобы плохие люди не могли сохранить анонимность в Сети, плохие люди эту анонимность всегда сохранят. Если же мы хотим подорвать экономическую основу возможности сохранения анонимности в Сети, то да, такие действия имеют определенный шанс на успех, – пояснил Волин. – Предположим, у вас есть пиратский сайт, трафик – миллион человек, и вы спокойно живете за счет рекламы. Вас начали блокировать, вы делитесь на зеркала, мы блокируем зеркала. Вы разваливаетесь на 30, а лучше 50 кусков. И поддерживать их существование экономически уже нецелесообразно – вы не отобьете расходы за счет рекламы. То же самое с анонимайзерами или мессенджерами. До какой степени противостояние с государством может быть интересно владельцам сервисов?» (РИА Новости).

В свою очередь Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Интернете Дмитрий Мариничев выступает с резкой критикой поправок.

«Это избирательное правоприменение будет, не более того, и дополнительный механизм давления», – заявил он.

Омбудсмен подчеркивает, что принятый закон невозможно будет реализовывать технически: «Все исполнение будет чистой профанацией... К чему все это толкает? Пока мне совершенно не ясно, зачем это все сделано и что это даст. Создать цифровой информационный вакуум вокруг людей?» (РИА Новости).

Ранее интернет-омбудсмен назвал внесенные поправки «безумием».

«Все это идет вразрез со здравым смыслом. В законопроекте говорится о технологиях, которые позволяют обходить блокировку. В первую очередь это VPN и анонимайзеры. Как они будут отделять VPN, который используется в коммерческих целях, от VPN, который используется для обхода блокировок? Это невозможно определить», – заявил Мариничев РБК.

Запрет технологии VPN Уполномоченный охарактеризовал как «преследование собственных граждан в собственной стране» и сравнил с запретом для граждан «вставлять в двери замки».

«Ключи нужно сдать, а с окон снять шторы и занавески, чтобы было видно, как граждане живут», – сказал Мариничев.

Глава общественной организации «Роскомсвобода» Артем Козлюк обращает внимание на то, что «в законопроекте заложена возможность расширенной трактовки понятия того, кто может быть признан «владельцем информационных систем, которые могут использоваться на территории России для обхода ограничения доступа», и не исключено, что Роскомнадзор будет требовать убирать информацию о средствах обхода блокировок под угрозой блокировки самого этого ресурса» (РБК).

По словам директора стратегических проектов Института развития интернета Ирины Левовой, принятый закон «предполагает презумпцию виновности всех пользователей».

«Предполагается, что человек использует подобные средства только для того, чтобы скачать пиратский фильм, или для другой противоправной деятельности. Однако зачастую люди просто хотят обеспечить себе право на тайну переписки, что, к слову, гарантировано Конституцией», – подчеркнула аналитик (РБК).

Ситуацию, которая создалась после принятия поправок, интернет-эксперт Илья Переседов считает парадоксальной. По его мнению, новый закон «изменит все и ничего».

«Я думаю, что 90% пользователей мобильных устройств практически не заметят его работу, даже если вдруг это спровоцирует уход с рынка каких-нибудь мессенджеров, но они достаточно быстро найдут для себя замену – это с одной стороны. С другой стороны, этот закон изменит правила игры, правила, по которым живет рынок современных IT-разработок, имеющих отношение, в первую очередь, к обмену сообщениями. Если анализировать этот закон, я бы выделил в нем три уровня: моральный, экономический и правовой. Но в любом случае, я считаю, каждый сам для себя должен решить, устраивает его данный закон или нет», – заявил Переседов в эфире радио «Спутник».

По мнению IT-эксперта Эльдара Муртазина, «с практической точки зрения запрет анонимайзеров не значит ровным счетом ничего, потому что нет средств для контроля, для того, чтобы понимать, что кто-то его использует или нет».

«Исходя из этого, можно говорить об очень простой вещи: люди как пользовались, так и будут пользоваться анонимайзерами. Соответственно, никакого наказания за это не существует, да и определить, что вы используете (анонимайзер), невозможно», – пояснил Муртазин.

«VPN никто не запрещает, запретить VPN невозможно. Это так же, как запретить дышать людям», – подчеркнул аналитик, добавив, что сделать это пытаются «технически безграмотные люди, когда принимают законы».

Строгость этих мер «искупается тем, что соблюдение их невозможно», полагает Муртазин. «Эта техническая безграмотность не просто лазейки оставляет, она дает возможность для того, чтобы эти законы вообще не соблюдались никак», – заявил он (радио «Спутник в Крыму»).

Как сообщает РБК, в Москве, на Страстном бульваре, акция в защиту свободного интернета 23 июля собрала, по данным МВД, около 800 участников. Организаторы мероприятия сообщили о 3–4 тыс. участников.

Активисты выступили против «закона о мессенджерах», запрета анонимайзеров и VPN, «закона Яровой» и цензуры в Сети. Кроме того, участники акции потребовали реабилитации фигурантов уголовных дел за репосты и лайки в социальных сетях и призвали к отставке главы Роскомнадзора Александра Жарова, передает корреспондент РБК.

Участники марша шли с плакатами «Без цензуры и диктатуры», «Свобода слову везде и всегда», «Слово правды сильнее цензуры», «Запрещаем запрещать», «Интернет не запретить, лучше Думу распустить», «Долой полицейское государство», «Свободный интернет — свободная страна», «Раз-два-три, Жаров уходи» и другие.

Организаторами митинга выступили ПАРНАС, «Демократический выбор», «5 декабря», Пиратская партия России, «Гражданская инициатива», Либертарианская партия и общественная организация «РосКомСвобода». Акцию удалось согласовать со столичной мэрией только с третьего раза.

«Я участвую в шествии, потому что мой друг сейчас находится под следствием за репост картинки якобы экстремистского содержания»,— рассказал “Ъ” студент Арсений Новиков. «В первую очередь я выступаю против закона о деанонимизации мессенджеров и запрете VPN. Его можно обойти, но это делает жизнь людей сложнее,— сказал Михаил в бумажном колпаке с нарисованным на нем значком Wi-Fi.— Сейчас я должен постоянно искать новые серверы, чтобы избежать блокировок. Раньше на форумах для программистов мы обсуждали профессиональные вопросы, а сейчас — способы обойти постановления Роскомнадзора».

По данным неправительственной организации Freedom House, Россия входит в число стран с усиленным контролем над интернетом и набрала 65 баллов из 100 возможных в рейтинге организации. Для сравнения: США присудили 18 баллов, Германии — 19. Среди соседей России такие страны, как Таиланд, Судан, Казахстан, Гамбия, ОАЭ. Наибольший контроль над интернетом исследователи зафиксировали в Китае (88 баллов), Иране и Сирии (по 87 баллов) (kommersant.ru).