Версия для печати

Памяти Юрия Рыжова

29 июля в возрасте 86 лет ушел из жизни академик РАН Юрий Рыжов – советский и российский ученый, дипломат, общественный деятель.

Юрий Алексеевич Рыжов родился 28 октября 1930 г. в Москве. Будучи студентом Московского физико-технического университета, сотрудничал с Центральным аэрогидродинамическим институтом им. Н.Е.Жуковского по линии экспериментальной аэродинамики ракет «воздух-воздух» и «земля-воздух». В 1958–1961 гг. работал в НИИ-1 (Исследовательский центр им. М.В.Келдыша). С 1961 по 1992 г. – доцент, профессор, а затем ректор Московского авиационного института. С 2003 г. – заведующий кафедрой аэродинамики МАИ.

Параллельно с научной работой Юрий Рыжов вел активную политическую деятельность. С 1989 по 1992 г. – народный депутат СССР. В 1989–1991 гг. — член Президиума Верховного Совета СССР, председатель Комитета по науке и технологиям. В 1990–1991 гг. – первый заместитель председателя Высшего политического консультативного совета при председателе Верховного Совета РСФСР. В 1991 году — председатель Комитета Совета Союза Верховного Совета СССР по науке, технологиям и образованию, член Политического консультативного совета при Президенте СССР.

В 1992–1998 гг. Юрий Рыжов занимает пост Чрезвычайного и Полномочного Посла России во Франции.

По собственному свидетельству Рыжова, он дважды отказывался от поста премьер-министра России. Он также не согласился занять пост главы Российской академии наук.

В новом веке Юрий Рыжов ведет активную деятельность в РАН: возглавляет Российский Пагуошский комитет при Президиуме Академии и научный совет «История мировой культуры».

В начале 2000-х он участвует в создании Общественного комитета защиты ученых. Активный участник Конгресса российской интеллигенции и «Круглого стола 12 декабря».

Юрий Рыжов награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени, медалью «Защитнику свободной России», советскими государственными наградами. В 2016 г. ему была присуждена премия Московской Хельсинкской группы за исторический вклад в защиту прав человека и в правозащитное движение.

Прощание с Юрием Рыжовым состоялось 2 августа в Сахаровском центре.

«Юрий Алексеевич был одним из немногих настоящих интеллигентов высшего класса, – подчеркнул присутствовавший на гражданской панихиде кинорежиссер Андрей Смирнов. – Он был не только выдающимся ученым, но и замечательным послом России во Франции. Российские друзья во Франции до сих пор вспоминают посольство Рыжова, много сделавшее для укрепления российско-французских культурных связей. Его очень любили наши художники, живущие в Париже... Он был настоящим, системным, последовательным либералом, то есть человеком, верившим в большие общечеловеческие ценности» (tvrain.ru).

По словам Виктора Шендеровича, Юрий Рыжов был «абсолютным романтиком» и «безукоризненным интеллигентом».

«Его безукоризненная интеллигентность и не дала ему стать премьер-министром Российской Федерации, что ему предлагалось. Потому что это означало вступить на территорию, где пришлось бы учитывать некоторые корпоративные, личные да и, прямо говоря, коррупционные интересы», – сказал писатель (tvrain.ru).

Так говорил Юрий Рыжов:

«Когда г-н Медведев предложил нашим молодым людям, в основном ученым, возвращаться из-за границы, я написал статью под заголовком «Не возвращайтесь!», и все аргументы в ней — напоминание, из какой страны они уехали. Страна стоит на пороге жуткого краха. Просто так легко уже не обойдется. <...>

...Готовьтесь к тому, что бывает в России в момент системного кризиса (по-русски — смуты). За последние 100 лет их было два. Первый системный кризис начал накапливаться еще при Александре III, который закручивал гайки до тех пор, пока не возник кризис в вооруженных силах, не накопилось недовольство катастрофическим проигрышем «какой-то Японии», внутреннее недовольство в элитах и среди простого народа. И уже при Николае II царская империя рухнула, и возникло новое государство, в котором я прожил почти всю свою жизнь. Вторая смута назревала с полным коллапсом экономики в августе 1991 года...» (МК).

«Академия разрушена уже давно. <...> …Который год Российской академии наук уже нет. То, что Академия представляет собой сейчас, – это какой-то винегрет или оливье. Господство и в ФАНО, и в Минобразовании, и в Минкультуры чиновников, чей уровень ниже плинтуса по любым параметрам, задавило всех бессмысленной отчетностью. Как заведующий кафедрой я знаю, что спускается огромное количество анкет, документов, которые надо заполнять. Ректорат спускает их на деканаты, а деканаты спускают на кафедры. И мои преподаватели вместо того, чтобы заниматься своим нужным делом, сидят и заполняют эти бессмысленные бумаги. Причем завтра им их возвращают и говорят: «А у нас форма поменялась». Присылают новые формы. И опять такая же хренотень. Это совершенно потрясающее подавление всего, что еще существует. <...> ...Я знаю, что то же самое происходит в академических научно-исследовательских институтах и в отраслевых. Сейчас опять нашлись новые «ученые-шпионы», которых мы пытались защищать с Виталием Гинзбургом, с Сергеем Капицей... Ну, слушатели «Свободы» все знают, что мне им рассказывать?! Я в мае на Болотной едва удрал от щитов, дубинок так называемых «космонавтов». Но самое главное, все это – лишь следствие того, что произошло в политической жизни после 2004 года. Вот отсюда мы все и хлебаем! Страну развернули на 180 градусов, страна граничит с модернизацией Средневековья в проекте на XXI век. О чем мы сейчас говорим, о какой науке?!» (philologist.livejournal.com)

«Когда я увидел его (самолет «Суперджет») впервые, спросил: «Это что, среднемагистральный лайнер?» — «Да». — «Он может сесть на любой наш более-менее приличный аэродром?» — «Да». Так вот, я говорю, что нельзя вешать двигатель под крылом, когда нижняя кромка входного устройства находится в 50 см от полосы, — любая кочка, и она отлетит! Ударится и отлетит. Поэтому он безопасен только на хороших полосах, которых у нас не очень много. Это во-первых. Во-вторых, самолет не удовлетворяет компании по системе гарантированного обслуживания — они лучше возьмут в лизинг подержанный «Боинг» или «Эрбас». Все ведущие наши авиакомпании на них летают. В-третьих, «Суперджет» отстал технологически — слишком долго делался… В-четвертых, у него все комплектующие заграничные: от двигателей до электроники. Как-то я был в ЦАГИ, и там мне показали прекрасное немецкое оборудование для испытания панелей самолета «Суперджет» на усталость (когда деталь подвергается сильной вибрации). Смотрю, углепластиковую панель трясут. Я обрадовался, говорю Чернышову (гендиректор ЦАГИ — прим. МК): «Это что, панель нашего, хотьковского производства?» «Да нет, — говорит, — Голландия». А я-то думал, что хотя бы за форму аппарата мы отвечаем, ведь аэродинамика у нас в Союзе была самая лучшая…» (МК).

«Я живу по Окуджаве — мне важней мои честь, совесть, достоинство и репутация» (МК).

***

Спустя день после кончины академика Рыжова, 30 июля, ушел из жизни легендарный председатель колхоза «Советская Белоруссия» Владимир Бедуля, еще одна символическая фигура советской эпохи. Ему было 90 лет.

Владимир Леонтьевич Бедуля родился 24 мая 1927 г. в деревне Подомша Каменецкого района Брестской области. В возрасте 29 лет он возглавил колхоз «Советская Белоруссия», расположенный в том же районе, и руководил им полвека, демонстрируя чудеса управления: под началом Бедули отстающий колхоз стал образцовым, в том числе и по уровню жизни сельчан. На этом Бедуля не остановился. Передовое аграрное хозяйство прославилось своей культурной открытостью. В специально построенном Доме культуры города Каменец регулярно проводились выступления известных советских артистов и писателей – Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, Нонны Мордюковой, Михаила Ульянова, Георгия Жженова, Василя Быкова, Игоря Лученка, Беллы Ахмадулиной, хора имени Пятницкого, Валерия Леонтьева, Льва Лещенко, Александры Пахмутовой, Николая Добронравова и многих других. В 1987 г. из самого известного советского колхоза транслировался музыкальный фестиваль «Песня года».

Владимир Бедуля был депутатом Верховного совета Белорусской ССР, народным депутатом СССР. После распада Союза – депутатом Верховного совета и членом Совета Республики Беларусь. Награжден многими государственными наградами. В городе Каменец был прижизненно установлен бюст Бедули.

«Трудовой подвиг Владимира Бедули стал возможен благодаря замечательным способностям его как организатора и руководителя, а также глубоким профессиональным знаниям, – отдает дань выдающемуся управленцу белорусское информагентство belta.by. – Ему были присущи лучшие черты крестьянина – рачительное отношение к земле, природная смекалка, преданность сельскому ремеслу, бережное отношение к природе, любовь к людям и родному краю. И именно все это снискало Владимиру Леонтьевичу заслуженный авторитет, уважение и признание. Не случайно земляки неоднократно доверяли Владимиру Леонтьевичу представлять свои интересы в местных и высших выборных органах власти».

Владимиру Бедуле посвящено стихотворение Андрея Вознесенского «Летающий мужик».