Версия для печати

О снижении административного давления на российский бизнес

3 августа на совещании по инвестиционным проектам на Дальнем Востоке Президент России Владимир Путин выступил с предложением снизить административное давление на отечественных предпринимателей.

«...Все время об этом говорим, принимаем решения на этот счет... Но практика показывает, что принятых решений недостаточно», — отметил глава государства.

Владимир Путин принял предложения вице-премьера Юрия Трутнева, напомнившего, что «80 процентов предпринимателей, инвесторов подвергаются проверкам в первый год работы, в том числе и внеплановым». При этом внеплановые ревизии даже не согласовываются с прокуратурой (pasmi.ru).

Избежать избыточного давления на бизнес должен помочь устанавливаемый лимит: количество внеплановый проверок ограничивается 30% от плановых (кроме чрезвычайных ситуаций). Причем срок их проведения не должен превышать 10 суток – в противном случае работа предприятий парализуется.

Отдельно Президент России остановился на теме досудебного ареста предпринимателей без серьезных на то оснований.

«Следствие ведется очень долго. Представители правоохранительных органов время от времени обращаются в суд за продлением содержания под стражей. Вот этот вопрос должен быть отрегулирован. И часто при обращении в суд за продлением представители следствия не предъявляют убедительных доказательств того, что следствие вообще ведется. Считаю абсолютно обоснованным, если при отсутствии активных действий по ведению следствия граждане, находящиеся под арестом, имею в виду предпринимателей, будут от этих арестов, заключения под стражу освобождены», – заявил Владимир Путин.

«Это нужно отработать и Верховному суду и Генпрокуратуре, а если потребуется, внести изменения в закон», — добавил российский лидер.

Бизнес-омбудсменам должно быть предоставлено право представлять интересы предпринимателей в суде. «Если потребуется, это тоже можно прописать в законе», - сказал Президент. Речь идет именно не о коллективных исках, а о защите интересов конкретных бизнесменов. «Надеюсь, это внесет определенный позитив в рассмотрение дел, связанных с предпринимательской деятельностью», - заключил глава государства (rg.ru).

Еще одной принципиальной мерой, призванной защитить бизнес, станет запрет на изъятие у проверяемых организаций жестких дисков и серверов: сотрудники силовых ведомств будут вправе лишь копировать информацию.

Уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов назвал слова В.Путина «голосом разума» (bfm.ru).

Поручения Президента России прокомментировал глава Торгово-промышленной палаты Забайкальского края Андрей Марков.

«Разговор об уменьшении нагрузки на предпринимателей ведется уже не первый год, но большого результата пока не видно. И хотя наши контролирующие органы ежегодно отчитываются о сокращении плановых проверок, количество внеплановых проверок продолжает увеличиваться. Тут необходимо даже не столько высказывание президента, а решение руководства контролирующих органов», – сказал он.

Марков отметил, что внеплановые ревизии подчас не мотивированы вескими причинами. Зачастую они инициированы заявлениями граждан или организаций.

«Я считаю, что проверки должны носить предупредительный характер, а не наказательный, – подчеркнул глава краевой ТПП. – У нас после первого нарушения продолжают наказывать рублем. При этом предприниматель даже не всегда понимает, почему к нему пришли» (Forbes).

В свою очередь публицист Георгий Бовт напомнил, что перестать «кошмарить бизнес» безуспешно предлагал еще Дмитрий Медведев в 2008 году. Дополнительные меры были предприняты и в конце 2016 года – в послании Федеральному Собранию Владимир Путин потребовал у правительства представить предложения о сокращении излишней активности правоохранителей в бизнесе, а аппаратом бизнес-омбудсмена были разработаны соответствующие поправки. Впрочем, напоминает Бовт, пока не слышно о громких делах, в ходе которых силовики понесли бы ответственность за излишнюю ретивость: «Проблема в целом, как снова констатировал президент, не решается».

«Примечательно, что о надобности отпустить вожжи административного давления на бизнес Путин заговорил на фоне очередного ужесточения антироссийских санкций со стороны США, – обращает внимание аналитик. – Это порождает надежду на то, что достойный ответ на все эти санкции будет, наконец, дан в форме раскрепощения предпринимательской инициативы — в духе лозунга «Свободу предпринимательству!», а не «Закрутим все гайки в осажденной крепости!». Однако в условиях сложившейся в России системы отношений между бизнесом и государством, в том числе с многочисленными силовыми структурами, даже усилий самого Путина мало. Защита предпринимательства более не может осуществляться исключительно в ручном режиме, даже на высшем уровне. Путин ведь не сможет разобраться в каждом случае «отжимания бизнеса». Он не может вникнуть в детали каждого конкретного наезда силовиков на коммерсантов, не может выступать судьей по каждому экономическому уголовному делу».

По мнению публициста, ситуацию может исправить лишь судебная реформа.

«Нужна принципиально новая правовая система, на защите которой будет стоять независимый суд, а не «шемякин» и не «басманное правосудие», – убежден Бовт. – Тупик, в который уперлись все паллиативные меры в попытках ослабить удушение бизнеса и улучшить инвестиционный климат в стране кардинальным образом, называется одним термином — «судебная реформа». Предприниматель должен иметь возможность апеллировать за справедливостью и защитой от произвола к независимому суду, а не писать всякий раз Путину или, на худой конец, бизнес-омбудсмену, чтобы тот уже писал Путину. Он должен поверить, что в судах будут разбирать его дело не те, кого ГИБДД ловит пьяными за рулем или кто помогает отжимать землю у фермеров в пользу мужа-предпринимателя, и не те, кто пишут мотивационную часть судебного решения методом копипаста обвинительного заключения прокуратуры».

При этом аналитик допускает сдержанный оптимизм: «Есть некоторый шанс на то, что судебная реформа, к которой Путин подступался еще во время своего первого президентского срока, самого эффективного в плане полезных для экономики преобразований, вновь окажется в политической повестке в связи с предстоящими президентскими выборами. Не случайно сразу две концепции экономической стратегии — Бориса Титова и Столыпинского клуба, так называемая «Стратегия роста», с одной стороны, и программа Центра стратегических разработок Алексея Кудрина, с другой — предлагают весьма значительные преобразования в судебной сфере, причем Титов в чем-то идет дальше Кудрина. Если бы эти два весьма осторожных политика не чувствовали запрос сверху на такие предложения, они бы идти с ними к Путину не посмели. Именно судебная реформа становится главным вопросом успешного экономического развития страны и выхода из тупика во всех смыслах» (bfm.ru).