Версия для печати

Об убийстве Станислава Думкина

В ночь на 13 августа в столичном Парке Горького был избит 29-летний блогер из Санкт-Петербурга Станислав Думкин. Неделю спустя он скончался в больнице от полученной черепно-мозговой травмы, не приходя в сознание. По данным ТАСС, нападавшим не понравилась шляпа молодого человека. Telegram-канал Mash утверждает, что достаточным основанием для избиения стало то обстоятельство, что Думкин был одет «не по понятиям». Информаторы «Московского комсомольца» называют причиной конфликта отказ блогера от совместного распития алкоголя. Единого мнения о мотивах столкновения двух групп молодых людей в популярном месте отдыха москвичей нет до сих пор. В качестве обвиняемого по ч. 4 ст. 111 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть по неосторожности) проходит 22-летний Корней Макаров — сын актера Сергея Макарова, известного по телесериалу «Интерны». 29 августа Следственный комитет РФ сообщил, что Макаров-младший «прибыл к следователям добровольно в сопровождении адвоката». При этом молодой человек отрицает свою вину. В программе «Пусть говорят» на Первом канале Корней заявил, что атаковал Думкина, опасаясь встречной агрессии.

«Он схватил меня за горло. Я его толкнул, он сделал пару шагов назад и начал двигаться на меня. Я понял, что сейчас он на меня нападет», — рассказал Макаров.

Он также пояснил, что в момент рокового удара «никуда не целился, это была просто отмашка»: «Это было инстинктивно. Я думал, что он на меня сейчас нападет, и ударил его. И просто начал уходить оттуда, я не хотел продолжения конфликта, ничего».

Между тем очевидец драки по имени Андрей описывает ситуацию следующим образом: «Тот, что развернулся (Корней), сначала толкнул оппонента, а потом нанес ему два удара. Пропустив удары, парень пластом повалился на асфальт, а нападавший быстрым шагом пошел прочь в сторону Крымского моста. Звук удара головы об асфальт упавшего был как звук упавшего арбуза: настолько страшным и громким, что вокруг закричали девушки» (newsru.com).

30 августа Хамовнический суд Москвы заключил подозреваемого под стражу до 13 октября.

В официальном комментарии, размещенном на сайте ЦПКиО им. М.Горького, отмечается, что трагический инцидент длился 11 секунд, а бригада скорой помощи была на месте уже через 10 минут после драки. Вместе с тем администрация сообщает, что конфликт вспыхнул на глазах у полутора десятков москвичей, однако никто из посетителей парка не обратился к врачам «скорой» и не рассказал о причинах произошедшего.

Вопросы общественности вызвало и бездействие правоохранителей.

«Территория большая, а количество сотрудников безопасности ограничено, – констатировал PR-директор парка Кирилл Ястребов. – Возможно, патрульный отошел, и этого времени хватило, чтобы нанести парню смертельный удар. К тому же МВД не смогло нам помочь с полицейскими для дежурства, так как именно в этот день в Москве проходил матч «Спартак» – ЦСКА и фестиваль Red Bull» (tjournal.ru).

Своей версией случившегося в эфире радио Business FM поделился Сергей Макаров. Он подчеркнул, что на Пушкинской набережной имела место стычка двух прогуливающихся компаний: «Из-за конфликта, который был между знакомыми Стаса и знакомыми Корнея, фактически пострадали два человека — Стас и Корней... Отношения-то пошел выяснять Стас, а мой (сын — прим. Business FM) преградил ему дорогу немножечко. Или не преградил, надо смотреть, что было до этого. Нам же не показывают видео, что было. Он ему сказал, что туда лучше не надо, сами разберутся, после чего пошла агрессия с той стороны — и физическая, и словесная. Ну, мой не хотел вступать в эти дела, тем более нарушено личное пространство, это видно на видео, кто что делал, поэтому он и оттолкнул его. А дальше пошло продолжение с той стороны. Причем вы слышали по Первому каналу, что Амаль, этот парень, сказал, что он ходил в «качалочку», качался. Ну и по возрасту, ему 29 лет, моему — 22».

Портал bfm.ru отмечает, что внятная версия произошедшего со стороны семьи и друзей погибшего Станислава Думкина до сих пор не озвучена.

Директор МБПЧ Александр Брод: «Примечательной деталью трагического инцидента в Парке Горького стал тот факт, что оба участника конфликта ранее снимались в кино. Они оба принадлежат одной социально-культурной страте, что исключает стереотипное понимание ситуации в духе «гопник против хипстера», подхваченное некоторыми СМИ. Это еще одно свидетельство высокого градуса напряженности российского общества».

По мнению редактора отдела политики «Новой газеты» Кирилла Мартынова, в Россию возвращается мода на насилие: За последние годы мы уже привыкли к политическому насилию, которое выходит из-под контроля государства. Хулиганские нападения на активистов и даже политические убийства — это наша новая реальность. Но врагов, «других», от которых нужно зачистить наше здоровое общество, можно искать не только в сфере оппозиционной политики.

Существует объективная причина, в силу которой в Россию возвращается мода на насилие: это падение уровня реальных доходов, которое (вместе с другими признаками социальной деградации) продолжается почти столько же времени, сколько длятся наши геополитические успехи. Когда денег нет, государство превращается в великого бортника, придумывающего все новые относительно законные способы изъятия средств у населения. Новые олигархи становятся «силовыми предпринимателями», отнимающими бизнесы у более слабых конкурентов, для того, чтобы ни на секунду не уменьшать своих привычных аппетитов. Силовики на местах облагают данью предпринимателей, опасающихся, что скоро придут и за ними. А обычные граждане, особенно молодые мужчины, которым нечего терять кроме своих цепей, сбиваются в банды и — как умеют — начинают бороться за место под тускнеющим российским солнцем.

Учиться по мировым стандартам, открыть свое дело или просто честно работать и содержать семью в России становится все сложнее, так что остается полагаться на свои кулаки, на командировку в Сирию или на «пиар», который можно получить, разделавшись с каким-нибудь подвернувшимся врагом. В конце 80-х на фоне гибнущего советского общества самой перспективной профессией уже была служба в рэкете. Сейчас позиции силовых структур и армии еще сильны, не случайно их сотрудникам стараются выплачивать зарплату в первую очередь.

Но силовики уже потеряли инициативу, в тот момент, когда заработала пропаганда. Идеология новейшей России утверждает, что существуют целые классы людей, уничтожать которых правильно. И ни Следственный комитет, ни полиция не могут выступать против такого положения вещей. Консолидация вокруг «украинского вопроса» закончилось, а табу на насилие оказалось снятым. Украинская война обернулась войной всех против всех» (novayagazeta.ru).

Писатель Дмитрий Глуховский рассуждает о природе ненависти сегодняшнего дня: «Черти вернулись не сами, неспроста — их вызвали, заговорили телевизором, напомнили им, как надо ненавидеть, — чтобы они пока кормились ненавистью, раз другая еда кончается. Их просили ненавидеть чужих, но чужие далеко, и они будут грызть всех, кто рядом. Друг друга и нас с вами» (novayagazeta.ru).

Сергей Ениколопов, заведующий отделом медицинской психологии Научного центра психического здоровья, ведущий научный сотрудник кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. Ломоносова: «То что происходит сейчас — это следствие разрушения отношений в обществе. Началось оно в конце 80-х. В советское время, как бы к нему ни относиться, все же милиционер был милиционером. Участковый должен был работать на своем участке. А вы давно видели своего участкового? В советское время участковый знал, когда люди уезжали на отдых. А МВД заказывало милые и трогательные фильмы про милицию. Оно создавало положительный образ. Сейчас от образа полиции волосы дыбом встают. Все вопросы решают силовыми способами. Государство ушло со своего поля и его не возделывает. Особенно в вопросах правосознания.

В семье тоже идет смещение приоритетов. Родители, даже вполне продвинутые, хотят, чтобы ребенок умел давать сдачи, был более агрессивным, чем он есть на самом деле. Хотя ребенку это совсем не нужно: он сможет решить свои проблемы, потому что сверстники его уважают не за силу, а за справедливость. Но родителям кажется, что справедливость — это эфемерная вещь, а сила — это хорошо» (novayagazeta.ru).

Тревожные симптомы в связи с убийством Станислава Думкина отмечает и политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе: «Первый — главный — агрессивность в обществе возрастает. Человека могут убить не просто на улице, а вроде бы в безопасном месте, где есть охрана и, по крайней мере, камеры наблюдения. Окружающие равнодушны – никому ни до чего и ни до кого нет дела.

Второй — правоохранители бездействуют, и только большой общественный резонанс заставляет их работать. То же самое — равнодушие, казенщина».