Версия для печати

О противодействии «телефонному терроризму» в России

С 10 сентября крупные города России, включая обе столицы, переживают массированную атаку телефонных звонков с ложными сообщениями. Поток анонимных звонков по IP-телефонии с сообщениями о минировании административных зданий, аэропортов, торговых центров и учебных заведений не прекращается. Были зафиксированы сотни сообщений во Владивостоке, Омске, Иркутске, Хабаровске, Челябинске, Уфе, Петропавловске-Камчатском, Магадане, Якутске, Томске, Ставрополе, Перми, Казани, Нижнем Новгороде, Калининграде, Ижевске и других городах.

Как сообщают «Известия», экстренные службы в 11 регионах России за 16 сентября получили 57 ложных предупреждений о минировании зданий.

В общей сложности за день были эвакуированы более 21 тыс. человек, передает ТАСС со ссылкой на источник в силовых структурах.

«В 11 регионах, в том числе в Москве, за 16 сентября поступило 57 звонков с угрозами взрыва. Они касались торговых центров, социально значимых объектов, железнодорожных вокзалов», — сказал собеседник агентства.

«Все 57 объектов были обследованы. Ни одно из сообщений не подтвердилось. Задержек в движении транспорта нет», — добавили в силовых структурах.

За период с 11 по 14 сентября из-за ложных сообщений о минировании зданий в России были эвакуированы около 40 тыс. человек из почти 500 объектов. Волна «телефонного терроризма» началась в регионах, позднее распространившись на Москву и Санкт-Петербург.

Кто стоит за анонимными сообщениями — пока неизвестно, однако эксперты в правоохранительных органах предполагают, что звонки могут поступать от группировки «Исламское государство» (запрещена в РФ).

Ни одно заявление после проверок не подтвердилось. Как стало известно, Федеральная служба безопасности запретила МЧС и МВД давать комментарии о массовых эвакуациях, чтобы «не нагнетать панику» и не провоцировать «других желающих заняться телефонным терроризмом». К слову, первые уголовные дела о ложном минировании заведены именно в отношении «подражателей» – подростков, присоединившихся к преступной акции на волне сообщений СМИ.

Заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Юрий Швыткин оценил ущерб, нанесенный телефонными террористами российской экономике, в 1 млрд. рублей.

«К телефонному терроризму причастны либо «Исламское государство» (запрещенная на территории РФ террористическая организация), либо националисты. Звонки шли из-за рубежа, с территории Украины. Сегодня у общественности бытует мнение, что это учения. Точно вам могу сказать, что это не учения, потому что преступники ставят своей целью дестабилизировать ситуацию в целом в стране. Как вы понимаете, когда предприятия останавливают работу, это влечет за собой убытки. По данным, которые у меня есть, ущерб, нанесенный экономике страны, предварительно оценивается в 1 млрд. рублей», – заявил парламентарий.

Целью преступников Швыткин назвал дестабилизацию ситуации в России (РИА Новости).

В связи с последними событиями заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Адальби Шхагошев предложил зафиксировать в законодательстве минимальную продолжительность срока лишения свободы по статье 207 УК РФ «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма».

«Считаю неправильным, что в Уголовном кодексе статья 207 звучит именно так: до пяти лет, до трех лет. Надо сделать так, чтобы "от" и "до"», – подчеркнул депутат.

«Мы должны действовать в соответствии с обстановкой, Госдума должна дать возможность законом ответить на существующие угрозы. Это задача, с которой мы справимся, мы одолеем тех, кто занимается телефонным терроризмом», – выразил уверенность Шхагошев (ТАСС).

В ЛДПР телефонных террористов предложили приравнять к пособникам реальных боевиков.

«Мы обращаемся к правоохранительным органам, ко всем фракциям и к правительству: давайте примем меры, повышающие ответственность за телефонный терроризм, может быть, вплоть даже до приравнивания к пособникам террористов. Давайте вместе двигаться к ужесточению ответственности за подобные провокации», – заявил председатель комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Михаил Дегтярев (ТАСС).

Ужесточения законодательства потребовал и первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич. Сенатор опасается, что безнаказанность будет провоцировать новых «минеров».

«Одно, второе нераскрытое преступление провоцирует очередное, множа число людей, желающих поиграть на чужих нервах. А потому реакция соответствующих органов должна последовать незамедлительно. Телефонные террористы должны быть вычислены», — заявил политик.

«Телефонные террористы не только наносят серьезнейший материальный ущерб, но и играют на руку настоящим террористам, которым особенно комфортно работать в условиях паники, – напомнил Клинцевич. – Надо серьезно увеличить уголовную ответственность за такие преступления: сейчас максимальное наказание за телефонный терроризм составляет 5 лет лишения свободы, однако оно, судя по всему, мало кого останавливает. Эту планку следует поднять хотя бы до 8 лет» (aif.ru).

Телефонные звонки с ложными сообщениями в России стали главной темой, обсуждаемой в профессиональной среде и СМИ.

Президент Международной контртеррористической ассоциации Иосиф Линдер не сомневается, что серия телефонных атак является спланированной.

«Однозначно можно об этом говорить, потому что одномоментно в разных местах в таком объеме "просто так" подобные события не происходят. То есть это явно заранее спланированная акция, которая режиссируется из определенного центра с использованием достаточного количества задействованных сил и средств», — заявил эксперт в эфире радио Sputnik.

Он также напомнил, что правоохранительные органы обязаны проверять все сигналы о минировании.

«Нет на сегодняшний день такой технологии, которая могла бы (на этапе получения сигнала) отделить ложные сообщения от реальной угрозы. Только в процессе проведения последующих оперативно-следственных мероприятий можно определить, в какой степени угроза была реальной или мнимой. Поэтому реагировать необходимо на каждый факт», — отметил Линдер.

О возможных организаторах телефонной атаки размышляет президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергей Гончаров: «Кто этим может заниматься? Первая версия, как бы мы ни говорили, ИГ (запрещенная в РФ террористическая группировка) — серьезная организация, в которой находятся люди с высоким интеллектом, которые давно доказали свою способность проникать в эти сети, дезорганизовывать некоторые моменты. Не исключаю, что это ответ на победу наших ВКС и правительственных войск Асада».

Версию о киберагрессии с Украины Гончаров считает слабой: «Мне трудно судить об Украине. Думаю, что это не ее уровень».

В то же время, по словам эксперта, подобная атака вполне по силам российской оппозиции.

«Те выборы, которые прошли, кто-то считает удавшимися, кто-то напротив. В любом случае думаю, что оппозиция, решив показать хоть какую-то свою силу, возможно, включила свои каналы. Профинансировала атаки для того, чтобы поднять страх среди нашего населения. В любом случае это будет серьезное расследование спецслужб. Думаю, что в ближайшее время мы увидим координаторов этой акции», — заключил ветеран ФСБ (iz.ru).

Ведущий эксперт по конкурентной разведке Андрей Масалович в интервью МК выразил уверенность, что телефонные атаки носят политический характер.

«Ни одной стране в наше время не нужен конкурент. Любая страна будет жить спокойно рядом с соседом, только если он больной, слабый и зависит от других. Прямая война сегодня невозможна, на первый план выходит так называемая "война кошельков"... Если вы заметили, с помощью сети Интернет гораздо легче дестабилизировать обстановку, чем ее удержать. Другими словами, с помощью Интернета можно легко сместить политика, заблокировать шахту, вывести народ на улицы, повлиять на исход выборов и т.д. Полигон для этого зреет – в 2018 году у нас будут выборы президента», – считает специалист.

«Будут отлаживаться через соцсети механизмы влияния на молодежь и подростков. Будет делаться все, чтобы они выходили на улицы, вступали в драки с полицейскими, лезли куда не надо, – прогнозирует Масалович. – Вместе с тем будут проверять "на зубок" все места, где малыми силами можно добиться максимальной дестабилизации. Это аэропорты, вокзалы... Масса мест, где можно вызвать локальный хаос. Нужен всего один анонимный звонок. При этом можно нагнать ореол таинственности, чтобы не было понятно, какая конкретно сила за этим стоит. Можно сделать так, чтобы это продолжалось достаточно долго, и дать понять, что так просто ситуацию не оставят».

Аналитик полагает, что телефонную атаку на российские города инициировали определенные политические круги: «Я не считаю, что это были какие-то разрозненные силы. Хакер-одиночка, как правило, преследует экономический интерес. Крайне редко встречаются политически мотивированные хакеры-одиночки. Эта романтическая эпоха уже прошла. Мы же видим результат действия скоординированной, социально ориентированной политической силы, как мне кажется, не российского происхождения. Или российской, но купленной».

Эксперт дает неутешительный прогноз на будущее: перед президентскими выборами подобная активность злоумышленников лишь усилится.

«В медийном пространстве сейчас, если не каждый день, то раз в неделю, будут появляться информационные поводы, связанные именно с такого рода попытками дестабилизации. Будет происходить что-то, из-за чего много людей сразу почувствует себя не комфортно... Сейчас можно говорить о том, что мы столкнулись с абсолютно новым приемом дестабилизации обстановки. Хотя массовую российскую аудиторию начали пробовать раскачивать не в этом году», – заключил Масалович (mk.ru).

В свою очередь политолог Олег Матвейчев не исключает, что за скоординированной медиаатакой могут стоять реальные боевики.

«Взять ситуацию под контроль достаточно непросто. Главное, не стоит недооценивать и игнорировать вновь поступающие угрозы о минировании. Террористы зачастую пользуются подобной тактикой, когда ложные звонки становятся отвлекающим маневром для настоящей атаки», – предостерег аналитик (aif.ru).

Как сообщает «Российская газета», Президент РФ проинформирован о серии телефонных звонков с сообщениями о "минировании" ряда учреждений по стране. Соответствующие службы уже предпринимают все меры для установления личностей хулиганов.

«Безусловно, это телефонный терроризм, телефонное хулиганство», - сказал журналистам пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.

«Президент, конечно, был проинформирован, как только началась череда хулиганских звонков», - сообщил представитель Кремля. «Соответствующие службы принимают необходимые меры для установления тех, кто стоит за этим», - добавил он.

На вопрос о возможных версиях в отношении организаторов этой "кампании", Песков сказал, что «абсолютно никакого смысла в комментировании этих рассуждений нет».

«Это телефонный терроризм - именно так он и должен квалифицироваться», - также сказал пресс-секретарь главы государства.

«И из этого все исходят, предпринимая меры по установлению виновных», - подчеркнул он. «Какие-то трактовки здесь вряд ли допустимы, просто наверное нужно подождать конкретных результатов тех мер, которые предпринимаются», - считает Песков.

«В данном случае неуместно вообще обсуждать какие-то версии», - добавил он.

На вопрос, давал ли Кремль особые распоряжения ведомствам по результатам телефонной атаки, пресс-секретарь Президента ответил отрицательно. «Ситуация не требует дополнительных каких-то распоряжений, - заметил он. - Спецслужбы абсолютно выполняют свои функции и делают то, что необходимо делать в этой ситуации».

«Безусловно, как только будут результаты, соответствующие ведомства оповестят об этом население», - сказал Песков. «Эта работа требует терпения», - добавил он. На вопрос о том, почему нет достаточного информирования о ситуации по ТВ, он предложил обратиться непосредственно на телеканалы.