Версия для печати

О пытках в полиции Санкт-Петербурга

17 сентября в Санкт-Петербурге были арестованы двое бывших и трое действующих сотрудников полиции, которые подозреваются в применении пыток к задержанным по сфабрикованным делам. Уголовное дело возбуждено по признакам преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Объединенная пресс-служба городских судов Северной столицы сообщает имена и должности задержанных: бывшие заместитель начальника и оперуполномоченный уголовного розыска 70-го отдела полиции УМВД России по Невскому району Санкт-Петербурга, оперуполномоченные уголовного розыска указанного отдела полиции, а также и.о. заместителя начальника отдела полиции. 19 сентября Главное следственное управление Следственного комитета РФ по Санкт-Петербургу «в связи с большим общественным резонансом, а также публикациями в различных средствах массовой информации о якобы возможном необъективном следствии» выступило с разъяснениями о текущем этапе расследования.

«Установлено, что 26 апреля 2017 года на проспекте Солидарности обвиняемые задержали и избили местного жителя, которого подозревали в незаконном обороте наркотиков. Затем они доставили мужчину в отдел полиции, где продолжили его избиение, используя электрошокер и дубинки, а также прижигали его нос сигаретой. В результате преступных действий обвиняемых потерпевшему были причинены: закрытая тупая травма головы; сотрясение головного мозга при наличии контузии левой глазничной области и глаза; гематомы лица; ожог второй степени преддверия полости носа справа; ушиб почек; ссадины поясничной области; кровоподтеки груди; гематомы нижних конечностей. В дальнейшем обвиняемые, не получив доказательств его вины, сфальсифицировали документы, на основании которых мужчина был привлечен к уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков.

Кроме того, ночью 18 мая 2017 года обвиняемые зашли в букмекерскую контору, расположенную на улице Дыбенко, повредили имущество, а также порвали паспорта находившихся там лиц, избили охранника и доставили в указанный отдел полиции. В отделе полиции они продолжили избивать потерпевшего, требуя от него дать показания о якобы скупке им имущества, добытого преступным путем. При этом Барашков облил горячей водой потерпевшего, не давая снять одежду. Не добившись нужных показаний, его отпустили. Обвиняемыми потерпевшему были причинены: термический ожог 1-2 степени шеи, туловища, левого плечевого сустава; ссадины и гематомы туловища; ушибленная рана головы», – информирует ведомство.

«В ходе проведения ряда обысков у соучастников были изъяты предметы и документы, имеющие значение для расследования уголовного дела, а также боеприпасы. Вина обвиняемых подтверждается имеющимися в уголовном деле доказательствами, в том числе фото- и видеоматериалами. Проверяются сведения о совершении ими ряда аналогичных преступлений», – сообщает spb.sledcom.ru.

Служебную проверку, направленную на выяснение деталей произошедшего, начало ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленобласти.

«В случае установления вины полицейские будут уволены по дискредитирующим обстоятельствам, а их непосредственные руководители будут привлечены к строгой дисциплинарной ответственности», – подчеркнули в пресс-службе регионального главка полиции (Regnum).

Случай за последнее время не единичный. 18 сентября агентство «Интерфакс» сообщило о доследственной проверке СК России в колонии строгого режима № 37 в Кемеровской области.

«Проводится доследственная проверка по факту покушения на суицид нескольких заключенных, которые таким образом выразили недовольство по факту проведения технического осмотра камеры», – заявили в пресс-службе СУ СКР по региону.

Кроме того, сотрудников колонии проверяют по статье о превышении должностных полномочий. Адвокат двоих заключенных сообщила агентству, что избиение ее подзащитных происходило в присутствии врио начальника Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний.

«При этом в отношении одного мужчины применили насильственные действия сексуального характера, используя резиновую дубинку, после чего он потерял сознание. В настоящее время назначены судебно-медицинские экспертизы», – сообщила собеседница Интерфакс.

Как сообщало МБПЧ, 1 июня 2017 г. на заседании комитета Совета Федерации по обороне и безопасности заместитель министра внутренних дел Игорь Зубарев предложил ввести «презумпцию доверия» в отношении сотрудников правоохранительных органов РФ.

«Мы ставим вопрос о введении института "презумпции доверия" к сотрудникам полиции: действия полицейского априори считаются правомерными и только потом должны в судебном или ином порядке доказываться, что он поступил неправильно и превысил свои полномочия. А если он предъявляет законные требования, любой гражданин обязан их исполнить. Обязан!» – заявил И.Зубарев.

Директор МБПЧ Александр Брод в интервью изданию «Колокол России» критически оценил эту инициативу.

«"Презумпция доверия" к правоохранительным органам не должна вводиться законодательно, а должна быть завоевана путем честной и объективной деятельности в строгом правовом поле. В первую очередь, внутренним органам необходимо повысить раскрываемость преступлений и снизить количество необоснованных и сфабрикованных дел, а полиции на реальных делах доказывать защиту граждан. Только после этого общество самостоятельно придет к доверию правоохранительным органам. Если сейчас априори действия полицейского будут признаваться правильными, это развяжет руки взяточникам в полиции, сделает их еще более беспринципными и наглыми, а гражданам и правозащитникам будет еще сложнее отстаивать свои законные права на защиту от полицейского произвола», – пояснил Брод.

Весьма актуальной остается и проблема правоприменения по статье о пытках. Так, 18 сентября 2017 г. Дзержинский районный суд Оренбурга вынес вердикт в отношении бывших сотрудников полиции, обвиняемых по п. «а», «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий с применением насилия и специальных средств»). Каждому было назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 1 год, однако осужденные не будут отбывать его ввиду истечения срока давности.

«Мы не удовлетворены сегодняшним приговором, поскольку лица, некогда совершившие преступление в отношении троих молодых людей, по сути, ушли от ответственности. То есть, преступление осталось безнаказанным. Поэтому приговор мы намерены обжаловать, – заявил член Комитета по предотвращению пыток Вячеслав Дюндин, представляющий интересы потерпевших. – Вместе с тем мы полностью согласны с вынесенным судом частным постановлением, где суд признал, что при расследовании уголовного дела допущена вопиющая волокита, ведь уголовное дело было возбуждено шесть лет спустя после преступления, когда проведение многих следственных действий стало невозможным или бессмысленным» (pytkam.net).