Версия для печати

О Фонде защиты прав граждан – участников долевого строительства

7 октября председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал постановление № 1234 «Об утверждении Правил принятия решения публично-правовой компанией "Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства" о финансировании мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства и осуществления контроля за использованием предоставленных средств в рамках такого финансирования». Пакет из пяти документов регулирует процесс завершения строительства проблемного объекта, в том числе посредством создания компенсационного фонда, призванного стать гарантом выполнения строительными компания своих обязательств перед дольщиками.

12 октября на заседании Правительства РФ премьер-министр детально разъяснил суть нововведений.

«Очевидно, что это очень серьёзная проблема для нашей страны, – признал Медведев. – На рынке долевого строительства нужно наводить порядок. Далеко не все ранее принятые законы действуют так, как следовало бы. Само понятие "обманутый дольщик" должно остаться в прошлом».

В качестве основной задачи новой публично-правовой компании глава Правительства РФ назвал формирование компенсационного фонда за счёт обязательных отчислений застройщиков, которые привлекают деньги участников долевого строительства.

«Этот фонд поможет завершить строительство или возместить дольщикам вложенные средства, если застройщик обанкротился и при этом застройщик уплатил обязательные отчисления в компенсационный фонд», – указал председатель кабмина.

«Во-вторых, устанавливаются требования к банкам, в которых размещаются деньги компенсационного фонда. Это, разумеется, должны быть банки надёжные, финансово устойчивые, с собственными средствами не менее 25 млрд. рублей. Банки эти должны участвовать в системе обязательного страхования вкладов физических лиц, дать письменное согласие на ежеквартальное предоставление информации о соблюдении установленных требований. Кроме того, такой банк должен находиться под прямым или косвенным контролем государства или Центрального банка либо иметь одновременно кредитные рейтинги не ниже определённых уровней, которые присвоены национальными кредитными рейтинговыми агентствами», – продолжил Медведев.

В принятом постановлении представлен алгоритм возмещения денежных средств пострадавшим дольщикам.

«Выплата по договорам участия в долевом строительстве будет производиться, если застройщик признан банкротом арбитражным судом, если в отношении него открыто конкурсное производство и застройщиком уплачены обязательные отчисления в компенсационный фонд. Кроме того, нужно, чтобы собрание участников долевого строительства приняло решение о получении такого возмещения», – пояснил глава Правительства РФ.

Помимо этого, утверждаются правила, по которым фонд защиты дольщиков будет финансировать завершение строительства недостроенных домов: «В частности, если необходимая сумма составляет не более 500 млн. рублей, решение будет приниматься правлением фонда. Если она превышает 500 млн. рублей, решение будет принимать наблюдательный совет фонда. При этом правление будет контролировать целевое использование выделенных денег со дня заключения договора о предоставлении средств и до завершения строительства».

Контроль за деятельностью фонда возложен на наблюдательный совет, в состав которого войдут представители Правительства РФ и обеих палат Федерального Собрания РФ. Председателем этого органа назначен руководитель Аппарата Правительства РФ, вице-премьер Сергей Приходько (government.ru).

15 октября Минстрой России заявил о готовности всех документов для запуска Фонда защиты прав граждан – участников долевого строительства. Компенсационные взносы начнут взиматься с застройщиков уже с 1 ноября текущего года. Как отмечают в министерстве, претендовать на выплату возмещения участники долевого строительства смогут в случае признания застройщика банкротом арбитражным судом и открытия в отношении него конкурсного производства. Вместе с тем принимать решение о достройке жилья или получении компенсации должны будут сами покупатели квартир.

Кроме того, глава Минстроя России Михаил Мень допустил введение лицензирования строительной деятельности с целью чистки строительного рынка от компаний, допускающих долгострои.

«Все-таки долевое строительство – это не строительно-монтажные работы, это деятельность по привлечению средств граждан. И у нас сегодня банки государство лицензирует, страховые компании получают лицензии», – напомнил министр.

«Болезнь нужно лечить на первой стадии, а не на четвертой. И мы прекрасно понимаем, что лицензия может останавливаться на каких-то этапах, пока еще не набран большой объем обязательств перед дольщиками», – подчеркнул Мень (РГ).

Реформу строительной отрасли положительно оценил экономист Дмитрий Адамидов.

«Обманутые дольщики давно стали в России социальной и экономической проблемой, которую необходимо как-то решать. Тем более, если в нашей стране будет какая-то эффективная система страхования вкладов, то у нас сразу вырастет доверие к банковской системе, а также ко всем остальным, смежным к этой отрасли вопросам», – отмечает эксперт.

По мнению экономиста, данный сектор является для России маркером, и реальная защита прав дольщиков увеличит эффективность всех инвестиционных программ в стране.

«Здесь существует прямая взаимосвязь: если вложения в строительный сектор будут в России гарантированными, то объем инвестиций в отечественное народное хозяйство сразу возрастет, – поясняет Адамидов. – Особенно здесь важен момент скорости возмещения потенциальных убытков, ведь можно вспомнить ту же систему страхования вкладов, в рамках которой потребовалось немало времени для того, чтобы отработать все процедуры».

Аналитик уверен, что принятое постановление может стать действенной превентивной мерой в защите прав граждан: «Строительный рынок сейчас затоварен, реализация жилплощади идет плохо, строители по кредитам платят с трудом, поэтому данный институт также можно рассматривать в качестве меры, которая позволит решать все эти проблемы на их ранней стадии… Надо понимать, что в последние 25 лет мы жили в тех условиях, когда жилищное строительство было очень сильно востребованным. Этот период сегодня закончился по той причине, что все, кто хотел и мог, уже купили себе бюджетную жилплощадь. Таким образом, можно говорить о том, что все люди, у которых были деньги, вышли на этот рынок… В ближайшие 7-8 лет нас ожидает период, когда все эти процессы будут меняться, поэтому российское правительство в этом вопросе действует абсолютно правильно. Соответственно, такой амортизатор в виде этого фонда нам действительно нужен» (rueconomics.ru).

По мнению директора по информационной политике и PR компании Urban Group Яны Максимовой, компенсационный фонд – «более действенная мера по защите прав дольщиков по сравнению со страхованием, которое не могло в полной мере компенсировать риски при наступлении страхового случая».

«Суммы же, собранной уже за первый год существования фонда, по оценкам Urban Group, хватит, чтобы компенсировать затраты дольщикам при банкротстве сразу нескольких средних региональных застройщиков», – указывает эксперт (realty.ria.ru).

В Ассоциации застройщиков Московской области надеются, что уверенно санировать проблемные объекты фонд сможет начиная с 2020 года.

«Устойчивость рынка первичного жилья в непростых экономических условиях – вот основной смысл этого нововведения. В результате создания компенсационного фонда застройщик перестанет быть зависим от страховых компаний и от изменений тарифов, поскольку взносы будут взиматься единожды и за весь период действия договора долевого участия», – подчеркивает представитель объединения (realty.ria.ru).

Комментируя нововведение, публицист Сергей Ачильдиев выразил недоумение в связи с тем фактом, что участникам долевого строительства пришлось полтора десятка лет ждать реальной поддержки государства.

«Фонд защиты прав дольщиков нужно было создать давным-давно, – уверен Ачильдиев. – Подобный механизм реализован в банковской сфере. Агентство по страхованию вкладов компенсирует вкладчикам их сбережения при любых причинах банкротства финансового учреждения (правда, лишь в том случае, если вклад мизерный – не больше 1,4 миллиона рублей). Если же учесть, что строительство по договорам долевого участия началось в России еще с 1990-х годов, а на рубеже 2000-х стало обретать массовый характер, в том числе и массово неудачный, то идея защиты дольщиков с помощью фонда запоздала минимум на полтора десятка лет».

«Впрочем, дело не только в сроках. Фактически за появление фонда сотни тысяч россиян заплатили болью, отчаянием, сознанием собственного бессилия перед открытым грабежом, собственным здоровьем, а иные и самой жизнью. По различным данным, число обманутых дольщиков в начале 2015 года достигало почти 100 тысяч человек, к началу 2016-го в официальных документах фигурировали 85 тысяч граждан, а сейчас, осенью 2017-го, власти говорят о 38 тысячах… На самом деле и в позапрошлом году, и в прошлом, и в нынешнем потерпевших было вдвое, а то и втрое больше, ведь, за редким исключением, у каждого дольщика имеется семья», – констатирует публицист.

«Так почему же поезд счастья прибывает к многострадальным дольщикам с таким опозданием?» – задается вопросом аналитик и сам отвечает на него: «Конечно, главный виновник – чиновничья система, ориентированная прежде всего на собственные корпоративные и личные интересы, боящаяся не народа, а окрика сверху. Вдумайтесь: свыше полутора десятка лет во множестве городов страны тысячи ограбленных дольщиков остаются без денег и жилья, они пишут жалобные, требовательные и гневные письма во все мыслимые инстанции, стоят в пикетах, выходят на митинги, разбивают лагеря протеста под окнами мэров и губернаторов, объявляют голодовки… Но в ответ не принимается никаких по-настоящему действенных мер. Из года в год. Даже сами официальные данные о численности пострадавших дольщиков с обязательными "почти" и округлением до тысяч человек красноречиво свидетельствуют о равнодушии» (interessant.ru).