Версия для печати

О преследовании латвийского правозащитника Александра Гапоненко

23 октября в Риге состоится суд над сопредседателем латвийской организации «Конгресс неграждан», доктором экономических наук, известным правозащитником Александром Гапоненко. Поводом для его уголовного преследования стала сетевая публикация от 27 февраля 2015 года, в которой Гапоненко прокомментировал статью «Прибалтика в огне: от факельных шествий неонацистов до разжигания большой войны», размещенную в российском сегменте Интернета.

«Мне кажется, что мы накануне большой войны. А всем наплевать: лишь бы его не трогали. Дудки! Тронут. Да еще как тронут. Мобилизуют и пошлют воевать под Дебальцево», – написал он, сравнив ситуацию в регионе с тридцатыми годами прошлого века, когда элита коренной нации «практически в полном составе перешла к немцам и с большой радостью принимала участие в уничтожении "неполноценных этнических элементов"».

Стерпеть подобное националистически настроенные латвийские власти не смогли. Прокуратура Рижского округа завела в отношении Гапоненко уголовное дело по статье о разжигании ненависти или розни на национальной почве с использованием Интернета. Как заявила представитель Генпрокуратуры Латвии Кристина Сутугина, подобные высказывания могут караться денежным штрафом, принудительными работами или лишением свободы сроком до пяти лет (pnp.ru).

Александр Гапоненко, много лет ведущий активную борьбу за права русскоязычного населения в странах Балтии, давно находится в фокусе повышенного внимания латвийской Полиции безопасности. Очевидно, что власти не упустят удобного случая хотя бы на время нейтрализовать неудобную фигуру. Доминирующую точку зрения латвийских элит в связи с судебным процессом над правозащитником озвучила экс-спикер сейма Латвии Солвита Аболтиня: «В моем понимании, всякие линдерманы (лидер латвийской партии «За родной язык!»), гапоненко и «конгрессы неграждан» используют демократические свободы Латвии для того, чтобы бороться против самой Латвии, давшей им эти свободы. Закономерно, что в такие моменты большая часть общества хочет увидеть реакцию, которая подтверждает, что демократическое общество в состоянии себя защитить» (pnp.ru).

В то же время остается неясным, каким образом 250 тыс. постоянных жителей «демократического государства» могут реализовать свои права, оставаясь лишенными основного документа о гражданстве. Тем более в условиях, когда их единственным защитникам грозит тюремный срок.

Два года назад, выступая на сессии ОБСЕ в Варшаве, Александр Гапоненко сообщил, что гонениям в Латвии подвергается около 50 правозащитников, политологов, журналистов, представителей русскоязычных организаций и антифашистов.

«Наше терпение иссякло. Мы живем в постоянном страхе и напряжении. Почти на всех инакомыслящих в Латвии заведены уголовные дела по совершенно надуманным причинам. Нас вызывают на унизительные допросы в полицию, ограничивают в правах. Теперь настало время дать отпор властям и защитить самих себя», — заявил Гапоненко, пообещав подать иск против Латвийской Республики в Международный уголовный суд.

«Представители власти должны нести ответственность за то, что они годами преследуют правозащитников, представителей русскоязычной диаспоры, историков и журналистов. Безнаказанность может привести к тому, что инакомыслящих в Прибалтике будут убивать так же, как на Украине», — сказал политолог, добавив, что боится повторить судьбу оппозиционного писателя Олеся Бузины, недавно убитого в Киеве.

«Мы уверены в победе. Европейский суд не займет позицию, которой придерживаются правоохранительные органы Латвии, находящиеся в сговоре с Полицией безопасности. В Прибалтике у нас нет надежды на справедливое судебное разбирательство, поэтому мы не обращаемся в прокуратуру Латвии, а идем напрямую в международный суд, — пояснил правозащитник. – Этот суд рассматривал иски против политиков, обвиняемых в геноциде. Но преследование — это тоже преступление против человечности, которое подведомственно этому суду».

По словам Гапоненко, доказательная база иска исчисляется сотнями эпизодов преследования инакомыслящих властями прибалтийских государств, включая запреты на проведение мероприятий и регистрацию правозащитных организаций, аресты и допросы оппозиционеров, оскорбительные публикации в провластных СМИ (eadaily.com).

14 июня 2017 года Александр Гапоненко в качестве спикера Парламента непредставленных направил в прокуратуру Международного уголовного суда заявление «О преступлении против человечности, совершенном представителями национал-радикальной части латышской элиты в отношении русских ЛР». Пункт 2.2 посвящен преступлениям латвийских властей в отношении правозащитников. Как отмечается в документе, Полиция безопасности определила и зафиксировала в ежегодных отчетах круг неугодных лиц из числа общественных активистов. В эти списки, помимо самого Гапоненко, попали В.Линдерман, Е.Осипов, Ю.Зайцев, Б.Зельцерман, И.Гирс, Г.Песков, В.Гущин, И.Корен, В.Кравцов, Э.Граудиньш, Е.Кривцова, М.Драгиле, Е.Бачинская, Э.Гончаров, А.Стариков, А.Солопенко, А.Яковлев, Ю.Алексеев, Д.Прокопенко, К.Загоровская, М.Трошина, О.Борисова, Т.Жданок, А.Мирский. Как отмечается в заявлении, с 2010 года Полиция безопасности систематически оказывала давление на вышеупомянутых лиц. Имели место дискредитация и необоснованное административное и уголовное преследование, а также препятствия в создании и деятельности организаций, которые осуществляют воспроизводство идентичности русского населения Латвии.

«Руководители Полиции безопасности Я.Рейниекс и Н.Межветс, имея высшее юридическое образование и долголетний опыт работы в спецслужбах, понимали, что, определяя русских активистов в качестве угрозы национальной безопасности Латвии, они вступают в противоречие с действующими нормами уголовного права и международными обязательствами Латвии, – отмечается в заявлении. – Только сознательными могли быть действия руководства ПБ по оценке того, правильную или неправильную точку зрения и информацию распространяют СМИ. Тем самым руководство ПБ сознательно шло на нарушение Международного пакта о гражданских и политических правах, Всеобщей декларации прав человека, Конституции Латвийской Республики, Уголовного закона Латвии, которые запрещают нарушать фундаментальные права человека на свободу мнений и их распространение, на не дискриминацию, на создание ассоциаций, на собрания, на гражданство».

«Преследование русских активистов осуществлялось руководителями ПБ из соображений личной ненависти к русскому этносу в целом и к группе активистов, защищающих права русского населения, в частности, – говорится в документе. – Например, Н.Межветс публично объявил 11 января 2015 г. Русскую православную церковь враждебным Латвии социальным институтом, тогда как большинство ее прихожан являются русскими. Грубые и ничем не обоснованные нападки высокопоставленного государственного служащего на крупнейшую в стране религиозную конфессию, которая уже почти тысячелетие объединяет русских и латышей, не были случайны. Они свидетельствуют о его неприязни ко всему русскому и ко всему тому, что может помешать распространению русофобских взглядов среди латышей».

Между тем до сведения Международного уголовного суда доводится, что Полиция безопасности проявляет непозволительную лояльность к руководителям праворадикальных структур. Так, организации, ежегодно проводящие мероприятия в честь памяти латышских легионеров Ваффен СС, интереса у ПБ не вызывают, несмотря на то, что ООН неоднократно заявляла о недопустимости глорификации нацизма в Латвии.

В начале октября этого года в авторитетном немецком таблоиде Der Spiegel была опубликована статья о положении эстонских и латвийских «неграждан». Правда о дискриминации национальных меньшинств в Прибалтике начинает просачиваться в Центральную Европу. Знаковую публикацию прокомментировал социолог, директор Центра информации по правам человека в Таллине Алексей Семенов.

«Я бы сказал, что статья в Spiegel — это, скорее, исключение, потому что в СМИ широкого пользования об этом пишут очень мало. Гораздо больше пишут о том, что Россия — это угроза и поэтому русские, живущие в европейской стране, — это тоже угроза, что совершенно не так, – отметил правозащитник. – Другое дело, что экспертов очень много, много и разного рода международных правозащитных организаций, которые 20 лет занимаются этой проблемой, пишут о ней. Те организации, которые в России сейчас не очень популярны: Amnesty International или Human Rights Watch, тоже достаточно резко писали о ситуации в Эстонии... Но мнение международных экспертов не релевантно и не авторитетно для наших власть имущих. Гораздо более авторитетно мнение серьезных международных организаций, от которых зависят субсидии, кредиты и в которые потом можно устроиться на работу. Прежде всего, это Евросоюз, на втором месте — Соединенные Штаты Америки».

«Сейчас Евросоюз только начинает поднимать тему неграждан на уровне Европарламента. Но Европарламент — это не решающий орган в структуре ЕС. Конечно, вода камень точит, и проблема неграждан в Прибалтике будет решена, но очень обидно и горько, что люди платят за это своими жизнями», – резюмировал Семенов (telegraf.lv).