Версия для печати

О книге «Они нас не слышат. Жизнь российских глухих и слабослышащих»

В совместной книге кандидата политических наук, директора Фонда исследования проблем демократии Максима Григорьева и председателя книжного клуба «Клуб семейного досуга» Александра Ляшкова «Они нас не слышат. Жизнь российских глухих и слабослышащих» (М.: «Кучково поле», 2017) актуальные проблемы россиян с инвалидностью по слуху звучат во весь голос. На страницах издания лишенные слуха и слабослышащие люди откровенно говорят о проблемах, с которыми им проходится сталкиваться в равнодушном к чужой беде обществе, о нелегких повседневных трудностях и судьбоносных решениях. Помимо убедительных, порой обескураживающих откровений респондентов, читателю представлены точки зрения профессионалов, чья деятельность непосредственным образом связана с проблематикой социально значимой работы, – юристов, педагогов, сотрудников соцслужб.

Стоит согласиться с президентом Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» Валерием Рухалевым, подчеркнувшим уникальность издания, которое рисует собирательный образ современного россиянина с особенностями слухового восприятия.

«В этой книге глухие и слабослышащие дают оценку миру, окружению, не всегда дружелюбному к ним. К сожалению, они постоянно сталкиваются с различными препятствиями. Неслышащие вынуждены бороться за право учиться в том или ином учебном заведении, доказывать свою состоятельность как специалистов. Но тем не менее в этих условиях люди с нарушениями слуха выстраивают свои жизненные пути: получают образование, профессию, устраиваются на работу, создают семью, воспитывают детей», – напоминает глава ВОГ.

Как отмечается в экспозиции книги, в современной России сотни тысяч граждан имеют серьезные нарушения слуха. Более 200 тысяч глухих и слабослышащих официально являются носителями жестового языка, обучались или обучаются в специальных школах для глухих и слабослышащих. Вместе с тем практически каждый из героев исследования говорит о проблемах личной адаптации в окружающем мире.

«Нередко, если не сказать как правило, окружающие не знают, как с ними общаться, – констатирует один из авторов книги Максим Григорьев, – опасаются и как минимум отказываются от любого — рабочего, личного или даже случайного – общения, а зачастую проявляют себя в агрессивно-негативной манере. К сожалению, в обществе глубоко распространен не имеющий отношения к реальности стереотип, который приравнивает глухих людей к умственно отсталым, предполагающий у них неадекватное или даже криминальное поведение. Один из более 160 глухих и слабослышащих, чьи интервью стали основой для этой книги, сказал о мире слышащих: "Они нас не слышат, не понимают". Именно это незнание и непонимание со стороны общества питает те негативные стереотипы, от которых так страдают глухие и слабослышащие, порождает взаимное неприятие и агрессию, лишает сотни тысяч людей полноценной жизни, а общество — специалистов и полноценных граждан. Научить сотни тысяч глухих и слабослышащих людей и российское гражданское общество понимать и слышать друг друга — такова цель настоящей книги».

Как показывает социальное исследование, большинство людей с инвалидностью по слуху в современной российской реальности рассчитывают лишь на самих себя. Более того, в Москве 40% глухих и слабослышащих сталкиваются с негативным отношением окружающих к себе регулярно. Около 60% опрошенных в столице заявили о том, что общество их не понимает, а часто относится с подозрением и неприязнью.

«Изначально человек, который никогда не сталкивался с глухим, принимает глухого за слабоумного, и приходится прикладывать усилия, чтобы доказать, что ты нормальный человек, – делится собственным негативным опытом главный редактор газеты Михаил. – Самое интересное, если слышащий человек интеллектуально развит, то меня воспринимают как полноценного собеседника, а вот какая-нибудь продавщица, какая-нибудь уборщица воспринимает меня как слабоумного, понимаете, стереотипы такие».

Другой пример приводит инженер Евгения: «Один раз ехала на теплоходе с аппаратом слуховым, с ним я нормально слышала. Только один мужик сказал: "Ой, какой кошмар!" Спрашиваю: "Что случилось?" А он: "Как жалко: такая красивая — и глухая". Я в ответ: "Ну и что?" Он сказал "глухая" так, будто я проклятая. А когда я ему показала аппарат, объяснила, что с ним вполне нормально слышу, он сразу изменил отношение. Очень многие относятся к глухим так, будто они все тупые, такое обывательское отношение».

«Вы не поверите, я сейчас выйду отсюда и первым делом сниму аппарат, чтобы никто не увидел, – признается журналист Валерий. – Глупость, глупость невероятная, но я, старик, не могу иначе, мне стыдно. А почему? Потому что общество так воспринимает глухих. Посмотрите, департамент образования сейчас слиянием школ занимается. С какими школами он объединяет школы для глухих детей? Со школами для умственно отсталых! Как хотите, а стереотипы действуют на таком высоком уровне, глухой — это неполноценный. И общество по-прежнему до сих пор относится негативно к глухим. Потому что глухота, она всегда... странная, неожиданная. Слепой, очки темные, палочка-тросточка, он идет, все его видят. Безногий катится на коляске там или ходит с костылями, у вас есть время, чтобы его пожалетъ, у вас просыпается какое-то сострадание. А глухой, красивый молодой человек, кровь с молоком, одет с иголочки, красавец, идет бодрый, веселый, и вдруг, когда вы идете с ним в магазин, этот парень становится в очереди помехой, он не понимает, что ему говорит продавец, вы раздражаетесь – стоит парень, дурак какой-то, и не понимает простых слов. Вам его не жалко совсем, вы злитесь: "Ну, сидел бы, глухарь, дома, чего ты шляешься по магазинам?" Вспомните слово "глухой" в русском фольклоре, какие у нас сочетания с этим словом: глухой угол, глухая ночь, глухое место — все какое-то отрицательное, таящее какую-то угрозу, понимаете?»

Шокирующими фактами делятся и эксперты. Так, директор Центра образования глухих и жестового языка им. Г.Л.Зайцевой Анна Комарова рассказывает, что знает случай, когда бабушка в течение 20 лет отказывалась видеть своих глухих внуков и невестку, которая их родила.

«Это далеко не единичный случай! – подчеркивает специалист. – Зачастую родственники против женитьбы слышащих мальчика и девочки, когда узнают, что у одной стороны глухие родители. Говорят: нарожаете глухих детей, хотя это совершенно не обязательно. Негатив, связанный с предрассудками, до сих пор существует, хотя мне кажется, что сейчас ситуация становится немного лучше».

Большинство глав книги содержат разделы «Как улучшить жизнь глухих и слабослышащих», в которых детализированно описываются меры, сформулированные самими людьми с нарушениями слуха. Вместе с тем во главе угла остается проблема непонимания и негативного отношения к слабослышащим людям со стороны общества.

«Нужно не дистанцировать себя, а принять другого таким, какой он есть, не пытаться его переделать, понять, что он нуждается в общении – не только в форме записок, но и в живом», – поясняет сотрудник Института коррекционной педагогики РАО Любовь Корвякова.

Директор МБПЧ Александр Брод: «Востребованная, правдивая и горькая книга «Они нас не слышат» – еще один печальный документ о «стране глухих», которую населяют люди с номинально нормальным статусом душевного и физического здоровья». Остается лишь надеяться, что вышедшее в свет издание позволит совершить российскому обществу хотя бы несколько шагов в сторону цели, озвученной одним из участников полилога: «Нужно разъяснять, что глухие тоже люди. Мы не плохие, не наркоманы, не воры, и было бы замечательно, если бы общество убрало все эти стереотипы. Это было бы очень серьезной победой».