Версия для печати

Памяти Арсения Рогинского

18 декабря на 72-м году жизни скончался историк, основатель и председатель правления правозащитной организации «Мемориал» Арсений Рогинский. Российские общественные деятели уже назвали эту утрату невосполнимой.

Арсений Борисович Рогинский родился 30 марта 1946 г. в Вельске Архангельской области в семье репрессированного инженера из Ленинграда. В 1968 г. Арсений Рогинский окончил историко-филологический факультет Тартуского университета, где учился у выдающегося литературоведа, культуролога и семиотика Ю.М.Лотмана. С 1968 по 1981 г. Рогинский жил в Ленинграде, работал библиографом в Публичной библиотеке им. М.Е.Салтыкова-Щедрина, преподавал русский язык и литературу в вечерних школах.

За подготовку самиздатовских альманахов «Память» (1975-1981) по требованию КГБ был уволен из школы, а в 1981 г. арестован и приговорен к 4 годам заключения по сфальсифицированному обвинению в подделке документов. Вместо последнего слова на суде произнес речь «Положение историка в Советском Союзе». Тюремный срок отбыл полностью: освобожден в 1985 г., реабилитирован в 1992 г. В конце 1980-х Арсений Рогинский выступает одним из инициаторов создания историко-просветительского, правозащитного и благотворительного центра «Мемориал» – конфедерации независимых организаций, призванных восстановить историческую правду о массовых политических репрессиях в СССР.

С 1998 г. до конца своих дней Арсений Рогинский возглавлял правление «Мемориала». Cотрудничал с Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, вел активную работу в составе Постоянной комиссии по исторической памяти и Межведомственной рабочей группы по увековечению памяти жертв политических репрессий.

«За много лет до возникновения "Мемориала" он начал борьбу за историческую правду и за права человека – и был лишен за это свободы. Он продолжал борьбу до последнего дня – без него деятельность "Мемориала" на протяжении всех этих лет была бы невозможна. И мы не мыслим "Мемориал" без него сейчас», – говорится в сообщении, размещенном на сайте правозащитной организации (memo.ru).

В Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека уход Арсения Рогинского восприняли как потерю друга и соратника.

«Наш Совет в целом и многих его членов в частности связывала с Арсением Борисовичем многолетняя и очень крепкая дружба. Его вклад в реализацию Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий просто неоценим. Всем нам будет очень не хватать Арсения Борисовича. Говорят, что свято место пусто не бывает, но это лишь часть правды: найти Рогинскому достойную замену будет очень трудно, хотя я уверен, что "Мемориал" с этим справится, а вот в наших сердцах его место закреплено за ним навечно», – сказал глава СПЧ Михаил Федотов (president-sovet.ru).

В Комиссии при Президенте Российской Федерации по реабилитации жертв политических репрессий с прискорбием отметили, что с уходом Арсения Рогинского коллеги потеряли не только «глубокого знатока истории советских политических репрессий, последовательного поборника сохранения и увековечения памяти о жертвах репрессий, внесшего в дело сохранения этой памяти неоценимый практический вклад, но и яркого, обаятельного, всегда открытого для общения человека» (memo.ru).

Историком с большой буквы назвал Рогинского председатель Федерального политического комитета партии «Яблоко» Григорий Явлинский: «Ушел навсегда Арсений Борисович Рогинский — Человек с чистой и горячей душой, Защитник правды и права, настоящий Историк, создатель "Мемориала". Он был очень теплым, искренним, настоящим, его имя навсегда будет среди тех, кто боролся и борется за человеческое достоинство, за честную историю страны, за свободу» (yabloko.ru).

«Для меня это личная потеря: Арсений Рогинский – мой любимый друг и, может быть, умнейший из людей, которых я встречал, – говорит декан экономического факультета МГУ Александр Аузан. – Он ученик одного из лучших ученых ХХ века филолога Юрия Михайловича Лотмана, причем любимый ученик. Он исследователь истории блокады Ленинграда: собственно, он и осужден был за попытку восстановить истинную историю ленинградской блокады через интервью с блокадниками. Он основатель "Мемориала". Это человек, которого чрезвычайно высоко почитают и в Германии, и в Италии, и в Польше, и в Эстонии. Потому что, занимаясь проблемами исторической памяти, он находил совершенно уникальные, крупные, креативные решения политических проблем. Он вместе с будущим президентом ФРГ Иоахимом Гауком писал германский закон об архивах, который должен был решить вопрос, какую информацию, связанную с репрессиями и доносами, нужно раскрывать обязательно. Это решение, которое чрезвычайно важно для политической жизни любой страны» (kommersant.ru).

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода от имени ФЕОР выразил свои соболезнования семье Арсения Борисовича: «Арсений Рогинский посвятил всю свою жизнь сохранению памяти о жертвах политических репрессий и о самих этих репрессиях, делая все возможное для того, чтобы чудовищный режим, олицетворяемый фигурой Сталина, никогда не вернулся в Россию… Благодаря “Мемориалу” миллионы людей, в том числе и многие российские евреи, смогли узнать о том, как погибли и где нашли последнее пристанище их близкие люди, ставшие жертвами карательной машины советского режима» (lechaim.ru).

Политолог и публицист Андрей Колесников: «Рогинский был из тех, кто ощущал себя свободным в любых обстоятельствах. Советская власть считала Арсения Рогинского антисоветчиком, а он просто был внесоветским человеком, патриотом истерзанной страны, защитником ее частной памяти от монопольного «права» государства на насильственное забвение преступлений и жестокости» (vedomosti.ru).

Роман Романов, директор Государственного музей истории ГУЛАГа: «Мы все знали, что Арсений Борисович давно и тяжело болеет, но все равно…. Я думал, вот завтра он явится, куда он денется, и мы снова за чашкой кофе будем планировать кучу дел. Не явится… Без него составление полной базы имен жертв ГУЛАГа, акция "Возвращение имен" и открытие 30 октября 2017 года первого общенационального памятника жертвам политических репрессий "Стена скорби" немыслимы. Он был мотором и центром Вселенной правозащитного движения. Для меня он был человеком-планетой, способным одновременно делать десятки дел, и человеком-наставником. Его нет, и испытываешь опустошение».

Сергей Караганов, почетный председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, член совета фонда Памяти: «Очень жалко. Это невосполнимая потеря для всех. Арсений Борисович был великим патриотом. И мы все, наша страна перед ним в неоплатном долгу. Он и его коллеги, друзья по "Мемориалу", вернули нам память о миллионах наших сограждан, уничтоженных в годы коммунистического террора. Они дали нам возможность понять самих себя, свои корни и историю. Несмотря на свою тяжкую жизнь, Арсений Борисович был светлым, лучезарным и очень добрым человеком. Работа и разговоры с ним были истинным человеческим наслаждением. Буду всегда помнить его и помогать его и нашему делу» (rg.ru).